III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

АКАДЕМИЯ – древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа.

АКАДЕМИКИ – последователи Платона, ведущей темой которых были нравственно-этическая проблематика, а важнейшими предметами исследования оказывается человек, общество и государство. В человеке они видят бессмертную душу и смертное тело. Душа состоит из двух частей – низшей (чувствующей) и высшей (созерцающей вечный мир идей). Они - сторонники переселения души: в зависимости от добродетельности жизни после смерти тела душа вселяется в друге тело (человека или животного).

АПАТИЯ(от греч. бесстрастие) – безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души, означающий отсутствие аффектов и страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают дея­тельности разума. Апатия возможна при пости­жении логоса — закона, который правит миром и пред­писывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное движение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплощает собой идеал нравственности.

АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определенные тела.

АПОРИИ (ЗЕНОНА)(«безвыходное положение») – понятие, введённое в обиход Зеноном из Элеи, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает в результате наличия заложенного в понятии противоречия. Апории рассматривались как метод опровержения посредством сведения к аб­сурду. Они отражают несоответствие между данны­ми опыта, говорящими о существовании движения, и результатами их теоретической реконструкции. Так, в апории «Стадий» бегун за конечное время должен преодолеть бесконечное число отрезков дистанции, а, следовательно, никогда не достигнет финиша (или никогда не стартует), что не соответствует обычным наблюдениям. Апории не отри­цают существование движения, а ставят проблему его отражения в мышлении.

АТАРАКСИЯ(от греч. отсутствие волне­ний) – идеальное душевное состояние, равнове­сие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понима­лось как отсут­ствие страха смерти, жизненные переживания, бес­покойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внут­ренней свободы, понимаемой как независимость от все­го внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном.

АТОМИЗМ (от греч. неделимый) – учение Левкиппа – Демокрита (сторонников плюрализма, признающих множество начал мироздания) о строении материи из микрочастиц (атомов). Если Эмпедокл только про­возгласил существование четырех корней вселенной: воды, огня, земли и воздуха, Анак­сагор говорит о бесчисленном множестве мельчайших частиц, «семян» существующих вещей, то Левкипп и Демокрит провозгласили наличие двух на­чал: атомов и пустоты. Движение атомов изначально связано с необходимостью, которая и порождает существующий порядок в приро­де, а разум – это способность человека пре­одолеть существующую в природе необходимость.

ГЕДОНИЗМ («удовольствие») – этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.

ГИЛОЗОИЗМ – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого – чувствовать, ощущать.

ИДЕЯ(от греч. образ, вид, род, форма) – умопостигаемое истинно сущее. Демокрит на­зывал идеями атомы и понимал под ними неделимые умо­постигаемые формы вещей. У Платона идеи – это вечные образцы, по которым строится вся множественность ве­щей и которые имеют идеальную сущность, постигае­мую не чувствами, а разумом. У него идеи лишены вещественности, обладают своим собствен­ным идеальным существованием, независимым от кон­кретных вещей. Аристотель представляет идеи как фор­мы мысли о сущем, то есть отожде­ствляет идеи с формой, которая выступает активным началом вещей.

КАЛОКАГАТИЯ (от греч. прекрасный и добрый) – термин, обозначающий идеал вос­питания. Сократ называет её совершенством те­лесного и духовного, что включало в себя справедливость, разумность, муже­ство и другие добродетели. У Платона она выступала как гармония души и тела, приводящая человека к счас­тью. Аристотель рассматривает её как цельность личности, величие души, достигаемое на основе подчинения влечений разуму и обеспечиваю­щее расцвет внутренних человеческих сил.

КАТАРСИС (от греч. очищение) – сущ­ность эстетического переживания: эмоциональная разгрузка, мистическое очищение души от грязи телесности и чувственности. Пифагорейцы приписыва­ли катарсическое действие музыке, Гераклит говорил об очищении огнем, Платон под катарсисом понимал освобож­дение души от тела, Аристотель рассматривал его как очищение от стра­стей и полное освобождение от них.

КИНИКИ – одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. Название происходит от площади в Афинах, где она находилась. Наиболее известный ее представитель – Диоген из Синопа. Её сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учиться у природы жить (как животные), отвергали религию, мораль, право, культуру. Отрицали семью и государство. Проповедовали общность жен и детей. Отличались своим экстравагантным поведением.

КИРЕНАИКИ – одна из сократических школ, основанная в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Её сторонники считали природу непостижимой, а наслаждение – целью жизни ( счастье – это совокупность наслаждений). Богатство – не благо, а только средство для получения наслаждения. Человек должен стремиться избе­гать зло и жить без боли и огорчений.

КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

ЛОГОС(от греч. «слово», «понятие», «разум») – миро­вой закон, основа мира, его порядок и гармо­ния. Термин введен Гераклитом, который понимал его как суще­ствующий миропорядок, внутри которого «все течет, все изменяется», перетекает друг в друга, подчиняясь закону единства и борьбы проти­воположностей. В идеалистической филосо­фии – это духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея.

ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ) – пригород древних Афин с гимназией, посвященной Аполлону ликейскому, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни

ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА – материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель – Демокрит.

ЛИНИЯ ПЛАТОНА – идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель – Платон.

МАЙЕВТИКА— метод философствования способствовавший рождению истины, приме­нявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-от­ветный процесс, направленный на установление истинного смысла. Со­крат ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая аб­сурдность их альтернатив (абсурдность по­нималась не как противоречивость, а как факти­ческая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря ( в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы – милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объеденяются в единый феномен. Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), отождествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнём, Анаксимандр с апейроном (беспредельным).

НАТУРФИЛОСОФИЯ – в древнегреческом философии умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и последователь-ности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии.

ПЕРИПАТЕТИКИ (букв. «совершаемый во время прогулки») – последователи Аристотеля по ликею, где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками.

ПИФОГОРЕЙЦЫ – последователи учения Пифагора, жившего во II в. пол. VI в. до н.э., считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала.

ПЛАТОНИЗМ – идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н.э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.

СИНКРЕТИЗМ (соединение) – нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно – в надежности истины. Возник в период кризиса античного общества. Скептики либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в нем, останавливаются на его отрицатель­ном результате.

СОФИСТЫ – условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия, сознательно применяющих в спорах или доказательствах неправильные доводы, так называемые «софизмы», т.е. всякого рода уловки, замаскированные внешне формальной правильностью. С ними полемизировали Платон, Ари­стотель, в произведениях которых сохранились примеры софизмов. Так, софизм «Рогатый» представ­ляет собой следующее: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». По Аристотелю, софизмы могут проистекать из двусмысленности встречающихся в них выражений или отсутствия необходимой связи между их посыл­ками и заключением.

СТОИЦИЗМ – духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» – портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом – бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека – добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта – чистая доска. В теории познания – сенсуалисты (основа познания – чувственные восприятия).

ЭЛЕАТЫ – представители древнегреческом философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития. Доводы элеатов против диалектики (особенно выдвинутые Зеноном «апории» – доказательства противоречивости движения) сыграли положи-тельную роль в развитии античной диалектики: остро поставили проблем логического выражения диалектических противоречий.

ЭЛИНИЗМ– совокупность философских учений (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм), развивающихся в Древней Греции периода её упадка, когда основными проблемами становятся: поиск путей личного спасения и рецепты личного счастья.

ЭНТЕЛЕХИЯ(от греч. завершение, осуществленность) – у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность, а затем приводящее последнюю к завершению развития, Энтелехия – цель движения, актуальная деятельность отождествляемая с энергией. Энтелехией живых су­ществ является душа, которую Аристотель характеризу­ет как «первую энтелехию», есть необходимое условие форми­рования, изменения и деятельности тела.

ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура – видного атеис­та эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее – это результат движения и столкновения атомов. Основа познания – ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.