III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
АКАДЕМИЯ – древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа.
АКАДЕМИКИ – последователи Платона, ведущей темой которых были нравственно-этическая проблематика, а важнейшими предметами исследования оказывается человек, общество и государство. В человеке они видят бессмертную душу и смертное тело. Душа состоит из двух частей – низшей (чувствующей) и высшей (созерцающей вечный мир идей). Они - сторонники переселения души: в зависимости от добродетельности жизни после смерти тела душа вселяется в друге тело (человека или животного).
АПАТИЯ(от греч. бесстрастие) – безучастие, состояние безразличия, которое в учении стоиков является высшим состоянием души, означающий отсутствие аффектов и страстей, идеальное состояние, к которому должен стремиться человек. Чувства, которые не мешают деятельности разума. Апатия возможна при постижении логоса — закона, который правит миром и предписывает каждому существу должный образ действия и поведения. Страсти есть неразумное движение души, не позволяющее человеку правильно судить о добре и зле. Мудрец, пребывающий в бесстрастии, воплощает собой идеал нравственности.
АПЕЙРОН – понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что первоначально не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи. Хотя апейрон является бескачественным но производит все качественно определенные тела.
АПОРИИ (ЗЕНОНА)(«безвыходное положение») – понятие, введённое в обиход Зеноном из Элеи, обозначающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему, которая возникает в результате наличия заложенного в понятии противоречия. Апории рассматривались как метод опровержения посредством сведения к абсурду. Они отражают несоответствие между данными опыта, говорящими о существовании движения, и результатами их теоретической реконструкции. Так, в апории «Стадий» бегун за конечное время должен преодолеть бесконечное число отрезков дистанции, а, следовательно, никогда не достигнет финиша (или никогда не стартует), что не соответствует обычным наблюдениям. Апории не отрицают существование движения, а ставят проблему его отражения в мышлении.
АТАРАКСИЯ(от греч. отсутствие волнений) – идеальное душевное состояние, равновесие и покой, высшая ценность жизни. В философии Демокрита под атараксией понималось как отсутствие страха смерти, жизненные переживания, беспокойства и волнения. У Эпикура атараксия есть условие счастья, в котором пребывает мудрец, достигший внутренней свободы, понимаемой как независимость от всего внешнего. В скептицизме атараксия есть воздержание от суждения, отсутствие мнений о добре и зле, истинном и ложном.
АТОМИЗМ (от греч. неделимый) – учение Левкиппа – Демокрита (сторонников плюрализма, признающих множество начал мироздания) о строении материи из микрочастиц (атомов). Если Эмпедокл только провозгласил существование четырех корней вселенной: воды, огня, земли и воздуха, Анаксагор говорит о бесчисленном множестве мельчайших частиц, «семян» существующих вещей, то Левкипп и Демокрит провозгласили наличие двух начал: атомов и пустоты. Движение атомов изначально связано с необходимостью, которая и порождает существующий порядок в природе, а разум – это способность человека преодолеть существующую в природе необходимость.
ГЕДОНИЗМ («удовольствие») – этическое учение, считающее наслаждение высшим благом, а стремление к наслаждению принципом поведения. Разработано Аристиппом (киренаик). Его следует отличать от эвдемонизма, признающего основой нравственного поведения стремление к счастью.
ГИЛОЗОИЗМ – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого – чувствовать, ощущать.
ИДЕЯ(от греч. образ, вид, род, форма) – умопостигаемое истинно сущее. Демокрит называл идеями атомы и понимал под ними неделимые умопостигаемые формы вещей. У Платона идеи – это вечные образцы, по которым строится вся множественность вещей и которые имеют идеальную сущность, постигаемую не чувствами, а разумом. У него идеи лишены вещественности, обладают своим собственным идеальным существованием, независимым от конкретных вещей. Аристотель представляет идеи как формы мысли о сущем, то есть отождествляет идеи с формой, которая выступает активным началом вещей.
КАЛОКАГАТИЯ (от греч. прекрасный и добрый) – термин, обозначающий идеал воспитания. Сократ называет её совершенством телесного и духовного, что включало в себя справедливость, разумность, мужество и другие добродетели. У Платона она выступала как гармония души и тела, приводящая человека к счастью. Аристотель рассматривает её как цельность личности, величие души, достигаемое на основе подчинения влечений разуму и обеспечивающее расцвет внутренних человеческих сил.
КАТАРСИС (от греч. очищение) – сущность эстетического переживания: эмоциональная разгрузка, мистическое очищение души от грязи телесности и чувственности. Пифагорейцы приписывали катарсическое действие музыке, Гераклит говорил об очищении огнем, Платон под катарсисом понимал освобождение души от тела, Аристотель рассматривал его как очищение от страстей и полное освобождение от них.
КИНИКИ – одна из сократических философских школ Древней Греции в IV в. до н. э. Основана Антисфеном. Название происходит от площади в Афинах, где она находилась. Наиболее известный ее представитель – Диоген из Синопа. Её сторонники считали, что счастье зависит от силы воли человека, призывали учиться у природы жить (как животные), отвергали религию, мораль, право, культуру. Отрицали семью и государство. Проповедовали общность жен и детей. Отличались своим экстравагантным поведением.
КИРЕНАИКИ – одна из сократических школ, основанная в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Её сторонники считали природу непостижимой, а наслаждение – целью жизни ( счастье – это совокупность наслаждений). Богатство – не благо, а только средство для получения наслаждения. Человек должен стремиться избегать зло и жить без боли и огорчений.
КОСМОЛОГИЗМ – специфическая черта греческой философии (особенно начального ее периода): стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.
ЛОГОС(от греч. «слово», «понятие», «разум») – мировой закон, основа мира, его порядок и гармония. Термин введен Гераклитом, который понимал его как существующий миропорядок, внутри которого «все течет, все изменяется», перетекает друг в друга, подчиняясь закону единства и борьбы противоположностей. В идеалистической философии – это духовное первоначало, мировой разум, абсолютная идея.
ЛИКЕЙ (или ЛИЦЕЙ) – пригород древних Афин с гимназией, посвященной Аполлону ликейскому, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни
ЛИНИЯ ДЕМОКРИТА – материалистическое направление в древнегреческой философии. Основатель – Демокрит.
ЛИНИЯ ПЛАТОНА – идеалистическое направление в философии Древней Греции. Основатель – Платон.
МАЙЕВТИКА— метод философствования способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря ( в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы – милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объеденяются в единый феномен. Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), отождествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнём, Анаксимандр с апейроном (беспредельным).
НАТУРФИЛОСОФИЯ – в древнегреческом философии умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и последователь-ности. Возникла в досократовский период и явилась по существу первой исторической формой философии.
ПЕРИПАТЕТИКИ (букв. «совершаемый во время прогулки») – последователи Аристотеля по ликею, где обучение совершалось во время прогулки учителя с учениками.
ПИФОГОРЕЙЦЫ – последователи учения Пифагора, жившего во II в. пол. VI в. до н.э., считавшего началом всего число. С развитием школы ее идеалистическая и мистическая направленность возрастала.
ПЛАТОНИЗМ – идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н.э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.
СИНКРЕТИЗМ (соединение) – нерасчлененность, присущая какому-либо явлению на начальном этапе.
СКЕПТИЦИЗМ (от греч. исследующий) – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности, особенно – в надежности истины. Возник в период кризиса античного общества. Скептики либо сомневаются в возможности познания действительности, либо, не сомневаясь в нем, останавливаются на его отрицательном результате.
СОФИСТЫ – условное название древнегреческих философов, выступавших в V в. до н.э. в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия, сознательно применяющих в спорах или доказательствах неправильные доводы, так называемые «софизмы», т.е. всякого рода уловки, замаскированные внешне формальной правильностью. С ними полемизировали Платон, Аристотель, в произведениях которых сохранились примеры софизмов. Так, софизм «Рогатый» представляет собой следующее: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». По Аристотелю, софизмы могут проистекать из двусмысленности встречающихся в них выражений или отсутствия необходимой связи между их посылками и заключением.
СТОИЦИЗМ – духовная позиция, основанная на идеях стоиков, а также философское направление, возникшее около III в. до н.э. Название произошло от греч. «стоэ» – портик, где учил своих учеников основатель стоицизма Зенон из Критона. Сторонники его считали пассивным началом материю, а активным началом – бога. Все в мире подчинено строгой необходимости, т.е. судьбе и року. Главное для человека – добродетельное поведение, а не наслаждения. Разум и душа человека до опыта – чистая доска. В теории познания – сенсуалисты (основа познания – чувственные восприятия).
ЭЛЕАТЫ – представители древнегреческом философской школы, которая возникла в городе Элее (в Южной Италии). Выдвигали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и развития. Доводы элеатов против диалектики (особенно выдвинутые Зеноном «апории» – доказательства противоречивости движения) сыграли положи-тельную роль в развитии античной диалектики: остро поставили проблем логического выражения диалектических противоречий.
ЭЛИНИЗМ– совокупность философских учений (эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм), развивающихся в Древней Греции периода её упадка, когда основными проблемами становятся: поиск путей личного спасения и рецепты личного счастья.
ЭНТЕЛЕХИЯ(от греч. завершение, осуществленность) – у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность, а затем приводящее последнюю к завершению развития, Энтелехия – цель движения, актуальная деятельность отождествляемая с энергией. Энтелехией живых существ является душа, которую Аристотель характеризует как «первую энтелехию», есть необходимое условие формирования, изменения и деятельности тела.
ЭПИКУРЕИЗМ – материалистическое направление римской философии, получившее название от имени своего основателя Эпикура – видного атеиста эпохи эллинизма. В Афинах эпикурейцы собирались в саду, завещанном Эпикуром своем школе. Отсюда название школы «Сады Эпикура». Отрицали вмешательство богов в дела мирские. Исходили из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Все существующее – это результат движения и столкновения атомов. Основа познания – ощущения. Пытались построить этическую теорию разумного наслаждения как основы счастья, целью которого является уклонение от страданий и достижение спокойного и радостного состояния души.