II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

АТМАН (искра Бога-творца Брахмы) – составляющая часть человеческой души, которая после смерти физического тела возрождается в новой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений.

БРАХМА – космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.

БУДДИЗМ – религиозно-философское учение, Древней Индии в VI-V вв. до н.э. Основатель Гаутама (Будда) (623-544 до н.э.), «просветленный». Провозглашает равенство всех людей в страдании и праве на спасение, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью. Отстаивает догмат о переселении душ и карме. Идеалом считает достижение нирваны как избавление от страданий. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах: о существовании страданий, их причине. возможности освобождения от них и восьмеричном пути к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и абсолютно высшего существа.

ВАЙШЕШИКА – древнеиндийская философская школа, признающая авторитет Вед. Основателем считается Канада. Близка к учению ньяя, с которой позже образовала единую школу. Важная сторона учения – атомистическая теория: все физичес­кие объекты состоят из четырех видов атомов. Атомы – несотворимые и вечные элементы, предельно малые. Мир создан из атомов, но движущей силой является закон кармы.

ВЕДАНТА (буквально «завершение вед») - одна из ортодоксальных систем индийской философии, возникшая на базе Упанишад (один из разделов вед, философские комментарии к ведическим гимнам). В веданте существует два направления – адвайта (основатель – Шанкара VIII в. до н.э.) отстаивает идею о существовании одной духовной сущности (Брахмана), полагая, что все, кроме бога, является иллюзией (майя). Второе направление – вишишта (основатель Рамануджа),считает, что существует три реальности: материя, душа и бог, которые находятся во вэаимноподчинении. Душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Целью усилий человека является освобождение от материального существования, которое достигается путем духовной активности, знания и любви к богу. Адвайта связана с культом бога Шивы, а вишишта – с культом бога Вишну..

ВЕДЫ (буквально «знание, ведение») – древнейший памятник индийской религии, формировавшийся на протяжении многих веков (с середины II ты­сячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). Состоят из четырех сборников: Ригведа – гимны мифологического и космологического содержания; Самоведы –песнопения, повторяющие тексты Ригведы и дополняющие их ритульно-обрядовыми наставле­ниями; Яджурведа – описание ведических ритуалов, правил совершения жертвоприношений; Адхарваведа – магические заклинания и формулы. За Ведами следуют Брахманы – своего рода комментарии к текстам вед (особо выделяются среди них араньяки – тексты для отшельников). Заключительный этап вед (веданта, т.е. конец вед) составляют Упанишады – трактаты религиозно-философского содержания.

ГУРУ(буквально «тот, кто просветляет») – духовный учитель, наставник, призванный вывести страждущего на правильный духовный путь.

ДАО (буквально «путь, дорога») – в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей, а также жизненный путь человека (его этическая норма). В познании дао означает логику, аргументацию. У материалистов – это естественный путь вещей, а у идеалистов – идеальное начало мира (истинное небытие).

ДАОСИЗМ – одно из распространенных в Китае учений (наряду с конфуцианством и буддизмом). Возник в VI в. до н.э. Основоположник – Лао-цзы. Даосизм учит, что жизненный путь человека слит воедино с путем природы. Дао – это основной закон, который не зависит ни от бога, ни от людей. Следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий, отказаться от мудрствова­ния, он обязан принципу У-вей – недеяния, который означает действие, лишённое искусственности и произвольности, невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий с целью их изменения.

ДЖАЙНИЗМ –индийское религиозно-философское учение, формировавшее-ся в VI-V вв. до н.э. Основатель – Джина (Махавира) отрицает авторитет Вед. Для этого учения характерен аскетизм, запрещение убийства живых существ и причинение им любого вреда (ахимса), сохранение веры в перевоплощение душ и закон кармы. Освободить себя от закона кармы и спасти себя может только сам человек (никакая помощь со стороны других невозможна.).

ДХАРМА (буквально «ведущий принцип») – положительный образец, вечный моральный за­кон в древнеиндийских ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. Дхармы делятся на подчиненные карме и не обусловленные ею. Психическая и физическая стороны в дхархме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может не проявляться.

ЖЕНЬ (человечность, гуманность) – в китайской философии означает любовь и жалость к людям, совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу, а также взаимосвязь отдельного человека со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Жень – основное понятие конфуцианства, реализующее «золотое правило морали»: не навязывай другому то, чего не желаешь себе самому.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ –философия, разви­вавшаяся параллельно с западной, и имеющая следующие особенности: 1) человек и мироздание рассматриваются как единая целостность; 2) признание суб­станциального единства всех существ); 3) признание всех ас­пектов опыта человека (чувственного и потустороннего), по­вышенное внимание познанию потустороннего; 4) универсальная практическая направленность (охватывает все ее сфе­ры жизни: этическую, психологическую, религиозную, позна­вательную, физиологическую и т.д.);5) убеждение, что реальность может познаваться раз­ными путями, то есть имеются разные пути к совер­шенству; 6) утвер­ждение, что процесс совершенствования мира возможен лишь как процесс совершенствования каждого инди­вида. В историческом развитии И. ф. выделяют этапы: 1) ведийский период (1500-500 гг. до н.э.); 2) класси­ческий, или брахмано-буддийский, период (500г. до н.э. – 1000 г. н.э.); 3) послеклассический, или инду­истский, период (с 1000 г. н. э. до наших дней).

ИНДУИЗМ – национальное верование индусов, основанное на священном писании – Ведах («ведать, знать»), отстаивающее учение о бессмертной душе (Атман) и боге-творце (Брахма) и переселении душ в соответствии с законом воздания за добродетельное или дурное поведение (карма). Цель Атмана – освобождение от тела и слияние его с Брахмойотстаивающеерование индусов, основанное на священном овой телесной оболочке, либо исключается из круговорота перерождений..

ИНЬ И ЯН (букв, «темное и светлое») – категории китайской философии, выражающие идею универсального. дуализма мира: инь представляет женское нача­ло, пассивность, холод, темноту, влагу, ян – мужс­кое начало, активность, жару, свет, сухость, твердость. Взаимодействие двух этих первопринципов порожда­ет все космические феномены. Понимание мира как процесса взаимодействия инь и ян определило специ­фическую модель его развития; каждое из этих про­тивоположных начал содержит в себе другое. То убы­вание, то нарастание инь-ян приводит к постепенно­му преобладанию то одного, то другого элемента, что вызывает их взаимочередуемость, создающую движе­ние по кругу. Взаимопроникновение инь и ян позво­ляет сохранить целостность мира и в большом, и в малом.

ЙОГА (от «соединение, сосредоточение мыслей, созерцание») – одна из шести ортодоксальных (брахманских) школ Древней Индии, выработавшая целый комплекс приемов для достижения особого духового состояния путем самопознания и освобождения человека от уз материального существования (нирвана), достигаемое упражнениями по управлению психикой и физиологическими процессами организма, а также системой приемов, позволяющих достичь этого. Разделяет основные положения индуизма, считая, что слияние души с божеством возможно путем упражнений, вводящих в состояние полного транса, мистического экстаза. Основателем школы считают Патанджали (около I в. до н.э.).

КАРМА - древнеиндийской философии закон воздаяния за совершенные ранее действия. Карма тесно связана с сансарой, т.к. каждое новое рождение предопределено предыдущей деятельностью человека.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия, ориен­тированная на постижение «внутренней мудрости», которое выра­жается в следовании Небесному Пути— Дао, а зна­чит, предполагает знание всеобщего порядка бытия — Ли, который включает в себя моральные отношения меж­ду людьми в разных сферах жизни, поэтому её особенностью являются этические и управленческие про­блемы. Основными идеями яв­ляются: 1) представление о пяти первостихиях (у–син) – вода, огонь, дерево, металл, земля – символах, выражающих универсальную классификационную схему всего мироздания; 2) деление всего сущего на противостоящие друг дру­гу женское, темное начала (инь) и светлое, мужское начало (ян); 3) представление об эфире (ци), который, сгущаясь, образует тяжелые женские частицы (инь-ци), а воспаряясь, очищаясь — легкие мужские час­тицы (ян-ци). Взаимодействие этих частиц порожда­ет сначала пять первостихий, а затем все сущее.

КОНФУЦИАНСТВО – древнейшая философская си­стема Китая, сформировалась на рубеже VI-V вв. до н.э. Основатель – Конфуций. Содержание К. можно свести к двум идеям: 1) идее формирования социаль­ного идеала – «благородного мужа» («цзюнь-цзы») и 2) идее «исправления имен» («мин»). К. обосновыва­ло такой тип государственного устройства, в к-ром фун­кция гармонизации Поднебесной отводилась госуда­рю и его помощникам просвещенным чиновникам — «жу». Они должны обладать пятью добродетелями: человеколюбием, мудростью, верностью, почитанием старших, мужеством. Упорядочивание социума невоз­можно без «исправления имен», т. е. согласования всех вещей с их идеальной сущностью. В социальном кон­тексте это означает следующее: каждое имя выражает определенные общественные обязанности и долг, которые необходимо выполнять, чтобы не нарушать Дао – Путь. Идеи К. получили развитие у Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

ЛИ – в китайской философии означает закон, порядок и форму. Идеалисты идеализировали его как духовное нематериальное начало в противоположность материальному началу. В конфуцианстве оно означало основу этического принципа, регулирующего отношения между людьми, нормы их поведения.

ЛОКАЯТА-ЧАРВАКА – учение древнеиндийской философии, тяготеющее к материализму. Основателем его считают мудреца Брихаспати, а отдельные атеистические и антиведические положения приписывают легендарному Чарваке. В основе учения лежит скептическое отношение к догматике брахманизма. Все состоит из 4-х элементов: земли, огня, воды и воздуха, которые вечны и неизменны. Единствен­ный источник познания - ощущения. Отрицало существование бога и души (Брах­мана и Атмана), рая и ада, любого другого мира, а также - закона кармы. Проповедовало гедонизм и заботу о благополучии настоящего существования, отри­цая аскетизм.

МОИЗМ – одно из основных направлений китайской философии, основателем кото­рого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к на­роду провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были мирными пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие.

МИМАНСА – одна из ортодоксальных систем индийской философии. Основатель – Джаймини. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение души от воплощенного состоянии (мокша) не может быть рационально объяснено. Человек должен соблюдать общественный и религиозный долг дхармы, что может привести к конечному освобождению души. Признавало существование: духовного и материального начала во вселенной.

МОКША– в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма).

НИРВАНА («угасание») – одно из основных понятий буддистской и джайнистской философии, означающее цель «пути освобождения». Нирвана - это вечность, бессмертие в противоположность изменчивым, непостоянным вещам. Это - убежище, освобождение, избавление, конец мира, прекращение страданий. Нирвана - противоположность миру, полному волнений и страданий. Это – небытие, отрешенность от мира, высшее блаженство, экстаз, совершенное состояние души. Нирвана - это результат слияния человека с духовным абсолютом в результате удовлетворенности зем­ным бытием.

НЬЯЯ – одна из ортодоксальных систем древнеиндийской философии, близкая к вайшешике (позже сливается с ней в единую систему). Критически истолковы­вает многие положения Вед, считая, что правильное сознание освобождает человека от вовлеченности в круговорот рождений и смертей (в колесе сансары), страданий и греха. Создала учение о боге как о бесконечном «Я», создающем, сохраняющем и разрушающем мир. Мир создан из вечных атомов, пространства времени, умов, душ и акаши (эфира). Бог помогает человеку через истинное познание мира и себя до­стичь освобождения.

ПРАКРИТИ – в индийской философии означает праматерию, а в мифологии символизировало творческие силы природы, отождествляющиеся с вечным началом.

САНКХЬЯ – одна из шести ортодоксальных систем индийской философии. Основателем считают мудреца Капилу. Пракрити (праматерия) рождает пурушу (душу), не способную ни к каким действиям. Жизнь – страдания. Освобождение от круга перерождений происходит благодаря сознанию. Каждое живое существо состоит из трех частей: пурушу(душа), тонкого тела и грубого тела. Контакт пракрити с пурушей обуславливает начало эволюции индивида и вселенной. Санкхья является дополнением к йоге.

CAНСАPA («перерождение») – в индийской философии идея о беспрерывном перерождении всего живого, в том числе и человеческой души. Её бесконечные переходы от одного тела к другому часто сравнивают с вечно катящимся колесом (колесо сансары).

УПАНИШАДЫ – один из разделов вед, древнеиндийские философские комментарии к ведическим гимнам. Относятся к УП - Ш вв. до н.э. К ним причисляют 108 произведений.

ЦИ –основное понятие китайской философии, первоначально означающее воздух, дыхание, а затем – первоматерию, жизненную силу природы. Легкая и чистая часть ци поднимается вверх и попадает на небо, а тяжелая и мутная – опускается и попадает на землю. Кроме того, существует пять первоэлементов: вода, огонь, дерево, металл и земля.