Теоретическая и прикладная философия

1
Не бывает человека вообще – есть определенная форма человека – мужчина, бабуля, генерал, рабочий. Нет мышления вообще – есть определенные формы мышления (в восприятиях, представлениях, рассудочное, разумное). Каждый отдельный человек является носителем каких-то форм мышления.

Каждая форма появлялась как результат расширения практического опыта человечества и осмыслялась в соответствующей философской системе.

Каждая новая форма мышления обнаруживается, изучается и сдается в социальную эксплуатацию посредством деятельности, именуемой «чистая» или «теоретическая» философия.

В ходе исторического процесса постоянно возникает необходимость привести старое философское выражение определенной формы мышления в соответствие с новой реальностью. Это интеллектуальное сопровождение философских систем выполняется посредством деятельности, именуемой «прикладная» философия.

Мы, поэтому, встречаем множество философий позитивистского толка, обслуживающих научное (рассудочное) мышление, множество философий экзистенциальных оттенков, обслуживающих религиозно-художественное мышление и т.д.

Но «чистая» философия всегда одна. Она исследует налично данные историческим моментом предпосылки новой формы мышления, изучает и пропагандирует ее, доводит ее до формы, пригодной для интеллектуального потребления.

Вывод: современная форма философской мысли в виде множества прикладных философских систем – неизбежна.

Наиболее часто и наиболее остро необходимость пересмотра отношения конкретных форм мышления к конкретным формам бытия возникала в ХХ веке. Философы-«прикладники», как никогда, востребованы огромными социальными группами, они – на виду, их работа хорошо оплачивается, их авторитет велик.

Философ-«теоретик», напротив, абсолютно одинок. Он пребывает в глубинах Духа, которых еще никто не достиг. Он, овладев всеми уже известными формами мышления, уходит за их пределы. Его работы совершенно непонятны и неизвестны. В лучшем случае, два-три ученика – его «община». Он вынужден зарабатывать себе на жизнь каким-нибудь посторонним делом, что не позволяет ему сосредоточиться полностью на решении философских проблем.

Итак, непонимание различия между «чистой» и «прикладной» философиями, отсутствие на интеллектуальных рынках «теоретиков» и засилье «прикладников» – нередко крайне сомнительного качества – приводит к непониманию, размытию самого предмета философии. Появляются «философии программирования», «философии извлечения мух из компота» и т.п.

Предмет философии – мышление, его формы, генетическая связь этих форм, процессы порождения одних форм другими, одним словом – мышление и его эволюция.

Конечно, мышление может быть предметом и других, нефилософских, рассмотрений. Но однозначно: все, что не имеет своим предметом мышление и способы его функционирования, философией не является.

Каждая форма мышления вырабатывает свой взгляд на наиболее общие закономерности внешнего мира, самого себя, человека и его место в мире. Философия изучает, конечно, не только сущность конкретных форм мышления, но и те закономерности, которые управляют формированием мировоззрения, изучает формы мышления со стороны их явления.

По поводу Рассела и Кантора.

Прикладная философия должна брать уже найденные ранее предпосылки мышления в той его форме, которую она берет на обслуживание, и строго придерживаться их. Бертран Рассел – прекрасный пример такого прикладника- философа. Георг Кантор же видел философские проблемы математики изнутри математики, как математик. Так же, как Чайковский видел философию изнутри музыки. Или Гюго – из литературы. Кантор – не философ, хотя, безусловно, в философии разбирался лучше “советских” философов.

Таким образом, я веду речь о двух различных, даже противоположных, формах философии. Прикладная – Витгенштейн, Рассел, Сартр, Камю и т.д., и теоретическая – Платон, Аристотель, Кант, Гегель.

Еще раз: философией называется то, чем занимались Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель. Все остальное – не философия.