Законодательство зарубежных стран в области образования: основные модели
Национальное законодательство об образовании формируется на основе международно-правовых актов и договоров в этой сфере с учетом уровня экономического развития, культурных традиций, этнических и прочих особенностей каждого государства. Можно провести классификацию основных национальных моделей образовательного законодательства по различным критериям. В частности, в зависимости от степени ее развития и с учетом соответствия важнейшим международно-правовым нормам можно выделить страны с развитым или формирующимся законодательством об образовании. Можно выделить региональные модели: законодательство европейских стран, государств — участников СНГ, государств Латинской Америки и т.д. Можно также говорить о различиях в структуре законодательства об образовании в унитарных и федеративных государствах. В последних имеет место двухуровневая структура образовательного законодательства, включающая федеральные акты и акты субъектов РФ. В зависимости от степени воздействия религиозных институтов на сферу образования можно говорить о светском или религиозном характере системы образования и соответствующей сферы законодательства.
Структура образовательного законодательства в большинстве государств выдержана в русле-публично-правовых начал. Как правило, основные нормы о праве граждан на образование закрепляются в конституциях и находят свое дальнейшее развитие и конкретизацию в законах. Законы являются обязательным источником образовательного права как в странах романо-германской правовой системы, так и в государствах, принадлежащих к англо-саксонской правовой системе. Для стран континентального права характерно наличие подзаконных нормативных актов в системе образовательного законодательства.
Различия в структуре и содержании законодательства об образовании государств, конечно, имеются. Но образование сегодня представляет собой универсальную ценность. Мир стремится к формированию единого образовательного пространства. Особенно четко эти тенденции прослеживаются в Европе.
Аналогичные тенденции набирают силу и в рамках СНГ. Хотя в законодательстве об образовании различных государств существуют разные нормативные акты, принципы и основы регулирования отношений в этой сфере аналогичны. Так, среди государств — участников СНГ Республика Беларусь первой приняла Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития».
Стройную и логичную структуру имеет образовательное законодательство Республики Казахстан, согласно которому система образования республики выстроена аналогично российской системе образования. Закон Республики Казахстан «Об образовании» был принят 7 июня 1999 г. и впоследствии подвергался изменениям и дополнениям. Этот закон разъясняет понятие образовательного права, устанавливает принципы государственной политики в области образования и государственные гарантии прав граждан в области образования. Специальная глава посвящена правовому статусу организаций образования. Здесь устанавливается порядок их создания, реорганизации и ликвидации, лицензирование образовательной деятельности, а также общие требования по организации учебно-воспитательного процесса. Обращает на себя внимание тот факт, что дистанционное обучение рассматривается в Казахстане как форма получения образования, а в России — только как особая образовательная технология.
В указанном законе Казахстана закрепляются правовые основы профессиональной практики обучающихся, определяется содержание образовательных программ, фиксируются уровни образования, специально регулируются программы дополнительного развития для детей и юношества. Закон закрепляет основы управления системой образования и ее экономики, разграничивает компетенцию центральных и местных властей в рассматриваемой области. Специальная глава посвящена правам, обязанностям и социальным гарантиям субъектов образовательного процесса. В главе, посвященной международному сотрудничеству, особо оговариваются вопросы удовлетворения образовательных потребностей зарубежной казахской диаспоры: лица казахской национальности, не являющиеся гражданами Республики Казахстан, имеют право на получение образования в соответствии с данным законом. Закон Республики Казахстан регулирует в том числе и отношения в сфере высшего профессионального образования: специального закона о данном уровне образования нет.
Подзаконный нормативный массив представлен актами различной юридической силы: постановлениями Правительства Рес-
публики Казахстан (например, Правила лицензирования образовательной деятельности утверждены постановлением Правительства от 18 апреля 2000 г.), ведомственными нормативными актами (например, утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 10 июля 2000 г. Правила о порядке организации деятельности гимназий) и т.д.
Вопросы для контроля
1. Назовите основные международно-правовые акты в области обра
зования.
2. Охарактеризуйте деятельность ЮНЕСКО и ее роль в формировании
международного образовательного права.
3. Какие международные акты представляют собой основу формиро
вания единого европейского образовательного пространства?
4. Дайте общую характеристику актам СНГ в области образования.
5. Какие международные договоры Российской Федерации в области
образования вы знаете? Приведите дополнительные примеры, обратив
шись к литературе и справочным правовым системам («Консультант-
плюс», «Гарант» и др.).
6. По каким основаниям может быть проведена классификация ос
новных моделей зарубежного образовательного законодательства?
Глава 3