Законодательство зарубежных стран в области образования: основные модели

Национальное законодательство об образовании формируется на основе международно-правовых актов и договоров в этой сфе­ре с учетом уровня экономического развития, культурных тради­ций, этнических и прочих особенностей каждого государства. Можно провести классификацию основных национальных моде­лей образовательного законодательства по различным критериям. В частности, в зависимости от степени ее развития и с учетом соответствия важнейшим международно-правовым нормам мож­но выделить страны с развитым или формирующимся законода­тельством об образовании. Можно выделить региональные моде­ли: законодательство европейских стран, государств — участни­ков СНГ, государств Латинской Америки и т.д. Можно также го­ворить о различиях в структуре законодательства об образовании в унитарных и федеративных государствах. В последних имеет мес­то двухуровневая структура образовательного законодательства, включающая федеральные акты и акты субъектов РФ. В зависимо­сти от степени воздействия религиозных институтов на сферу об­разования можно говорить о светском или религиозном характере системы образования и соответствующей сферы законодательства.

Структура образовательного законодательства в большинстве государств выдержана в русле-публично-правовых начал. Как пра­вило, основные нормы о праве граждан на образование закрепля­ются в конституциях и находят свое дальнейшее развитие и кон­кретизацию в законах. Законы являются обязательным источником образовательного права как в странах романо-германской право­вой системы, так и в государствах, принадлежащих к англо-сак­сонской правовой системе. Для стран континентального права ха­рактерно наличие подзаконных нормативных актов в системе об­разовательного законодательства.


Различия в структуре и содержании законодательства об обра­зовании государств, конечно, имеются. Но образование сегодня представляет собой универсальную ценность. Мир стремится к формированию единого образовательного пространства. Особен­но четко эти тенденции прослеживаются в Европе.

Аналогичные тенденции набирают силу и в рамках СНГ. Хотя в законодательстве об образовании различных государств существу­ют разные нормативные акты, принципы и основы регулирования отношений в этой сфере аналогичны. Так, среди государств — участ­ников СНГ Республика Беларусь первой приняла Закон «Об об­разовании лиц с особенностями психофизического развития».

Стройную и логичную структуру имеет образовательное зако­нодательство Республики Казахстан, согласно которому система образования республики выстроена аналогично российской сис­теме образования. Закон Республики Казахстан «Об образовании» был принят 7 июня 1999 г. и впоследствии подвергался изменени­ям и дополнениям. Этот закон разъясняет понятие образователь­ного права, устанавливает принципы государственной политики в области образования и государственные гарантии прав граждан в области образования. Специальная глава посвящена правовому статусу организаций образования. Здесь устанавливается порядок их создания, реорганизации и ликвидации, лицензирование об­разовательной деятельности, а также общие требования по орга­низации учебно-воспитательного процесса. Обращает на себя вни­мание тот факт, что дистанционное обучение рассматривается в Казахстане как форма получения образования, а в России — только как особая образовательная технология.

В указанном законе Казахстана закрепляются правовые основы профессиональной практики обучающихся, определяется содер­жание образовательных программ, фиксируются уровни образо­вания, специально регулируются программы дополнительного развития для детей и юношества. Закон закрепляет основы управ­ления системой образования и ее экономики, разграничивает ком­петенцию центральных и местных властей в рассматриваемой об­ласти. Специальная глава посвящена правам, обязанностям и со­циальным гарантиям субъектов образовательного процесса. В гла­ве, посвященной международному сотрудничеству, особо огова­риваются вопросы удовлетворения образовательных потребностей зарубежной казахской диаспоры: лица казахской национально­сти, не являющиеся гражданами Республики Казахстан, имеют право на получение образования в соответствии с данным зако­ном. Закон Республики Казахстан регулирует в том числе и отно­шения в сфере высшего профессионального образования: специ­ального закона о данном уровне образования нет.

Подзаконный нормативный массив представлен актами раз­личной юридической силы: постановлениями Правительства Рес-


 




публики Казахстан (например, Правила лицензирования образо­вательной деятельности утверждены постановлением Правитель­ства от 18 апреля 2000 г.), ведомственными нормативными акта­ми (например, утвержденные приказом Министерства образова­ния и науки Республики Казахстан от 10 июля 2000 г. Правила о порядке организации деятельности гимназий) и т.д.

Вопросы для контроля

1. Назовите основные международно-правовые акты в области обра­
зования.

2. Охарактеризуйте деятельность ЮНЕСКО и ее роль в формировании
международного образовательного права.

3. Какие международные акты представляют собой основу формиро­
вания единого европейского образовательного пространства?

4. Дайте общую характеристику актам СНГ в области образования.

5. Какие международные договоры Российской Федерации в области
образования вы знаете? Приведите дополнительные примеры, обратив­
шись к литературе и справочным правовым системам («Консультант-
плюс», «Гарант» и др.).

6. По каким основаниям может быть проведена классификация ос­
новных моделей зарубежного образовательного законодательства?

 


Глава 3