XVIII. Об обретении вечного спасения только именем Христа
Осуждению также подлежат те, кто берет на себя смелость утверждать, будто каждый человек будет спасен законом или сектой, которой он привержен, и потому люди должны стараться строить свою жизнь по этому закону и по велению природы. Ибо Священное Писание говорит нам, что люди могут быть спасены только именем Иисуса Христа.
XIX. О церкви
Видимая церковь Христа — это община верующих, в которой проповедуется Слово Божье и должным образом совершаются таинства, заповеданные Христом.
Подобно тому, как заблуждались церкви Иерусалима, Александрии и Антиохии, заблуждается и церковь Рима, причем не только в своем образе жизни и церемониях, но и в вопросах веры.
XX. О полномочиях церкви
Церковь имеет право учреждать ритуалы, или церемонии, и является высшим авторитетом в спорах о вере. Вместе с тем церковь не имеет законного права учреждать что-либо, противоречащее Божьему слову, равно как и толковать какое-либо место Писания столь произвольно, что оно становится несовместимым с остальными. Таким образом, несмотря на то что церковь является свидетелем и хранителем Священного Писания, она не должна предписывать что-либо противоречащее ему, а также принуждать верить в то, что не содержится в Писании, но якобы необходимо для спасения.
XXI. О полномочиях генеральных советов
Генеральные советы не могут созываться без распоряжения и помимо воли князей. Но и собравшись, они могут заблуждаться (поскольку это всего лишь собрание людей, среди которых далеко не все руководствуются Святым Духом и Словом Божьим), и иногда действительно заблуждаются, даже в вопросах, касающихся Бога. Поэтому их предписания, объявляемые обязательными для спасения, не имеют никакой законной силы, если о них нельзя сказать, что они взяты из Священного Писания.
XXII. О чистилище
Римское учение о чистилище, индульгенциях, богослужении и почитании статуй и реликвий является нелепостью и пустым измышлением, не толь-
Приложение 1. Исторические символы веры
ко не имеющим никакого подтверждения в Писании, но и противоречащим Божьему Слову.
XXIII. О служении в общине
Всякий человек поступает незаконно, присваивая право на публичную проповедь или отправление таинств, если он не был призван и утвержден на этом посту законным образом. А те, кого мы можем считать законно призванными и посланными, избираются на этот пост людьми, облеченными властью, и являются служителями в винограднике Господа.