Языковая вариативность.
Если мы можем в процессе общения переключаться с одних языковых средств на другие, например, при смене адресата, продолжая при этом обсуждать ту же тему, это означает, что в нашем распоряжении имеется набор средств, позволяющий об одном и том же говорить по-разному. Это чрезвычайно важное свойство языка, обеспечивающее говорящему возможность не только свободно выражать свои мысли на данном языке, но и делать это разными способами. Умение носителя языка по-разному выражать один и тот же смысл называется его способностью к перефразированию. Эта способность, наряду со способностью извлекать смысл из сказанного и умением отличать правильные фразы от неправильных, лежит в основе сложного психического навыка, называемого «владение языком».
Вариативность проявляется на всех уровнях речевой коммуникации – от владения средствами разных языков (и, следовательно, варьирования, попеременного использования единиц каждого из языков в зависимости от условий общения) до осознания говорящим допустимости разных фонетических или акцентных вариантов, принадлежащих одному языку (в современном русском литературном языке это варианты типа бýло[шн]ая / бýло[чн]ая, и под.).
С социолингвистической точки зрения, явление вариативности заслуживает внимания постольку, поскольку разные языковые варианты могут использоваться в зависимости от социальных различий между носителями языка и от различий в условиях речевого общения.
Наука на стыке социологии и лингвистики. Предмет изучения:
1. Язык и общество – наиболее широкое понимание. Т.е. виды социальных отношений между языком и обществом.
2. Особенности языка различных социальных и возрастных групп говорящих (Н. Б. Мечковская).
3. Язык в его социальном контексте – как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество (У. Лабов).
4. Функционирование языка или нескольких языков (Л. П. Крысин).
Наука возникла в середине 20 века. Какие проблемы изучает СЛ.
1. Как среда, в которой живет человек, влияет на его речевое поведение.
2. Как используют язык люди – все одинаково или по-разному, в зависимости от пола, возраста, соц. положения, характера образования.
3. Как функционируют т.н. «групповые» языки.
4. Как ситуация общения влияет на использование различных языковых средств.
- Изучение речевого этикета.
- Особенности исполнения различных социальных ролей, процесс их социализации.
- Проблемы многоязычных государств: функционирование и смешение различных языков, образование пиджинов и креольских языков.
- Регулирование развития и функционирования языка, разработка языковой политики государства.
Становление СЛ как самостоятельной научной дисциплины.
1. Первые замечания о соц. дифференциации языка – работы исследователей 18 века.
2. Лингвистические исследования, учитывающие соц. обусловленность языковых явлений – начало 20 века (Якубинский, Бодуэн де Куртене, Селищев – Россия; Шарль Балли – Швейцария, Лафа, Брюно – Франция).
3. Появление термина – 1952, американский социлог Ч. Керри.
СЛ появилась почти в одно время с психолингвистикой. Но ПЛ интересует индивид, а СЛ человек как часть общества.
Особенности СЛ во 2о1 половине 20 века.
- Переход от работ общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез.
- Использование методов социологии для решения лингвистических задач (анкетирование, интервью, опросы, массовые обследования).
- Междисциплинарный характер СЛ (при том, что это наука не социальная, а лингвистическая).
Направления СЛ исследований.
1. Синхроническая СЛ.
2. Диахроническая СЛ.
3. МакроСЛ.
4. МикроСЛ.
5. Теоретическая и экспериментальная СЛ.
6. Прикладная СЛ.
Синхроническая СЛ изучает отношения между языком и обществом и процессы, касающиеся языка и общества. Взаимодействие родных и вторых языков в многоязычных государствах, взаимоотношения различных соц. вариантов 1 языка, изучение процесса языковой социализации, освоение соц. ролей, овладение основами «ситуативной грамматики».
Диахроническая СЛ изучает историю языка в связи с историей народа, устанавливает связи между историей языка и историей общества. Вызывает ли соц. изменения непосредственные изменения в языке или такое влияние осуществляется более сложно, опосредованно? Какие факты соц. эволюции наиболее существенны для развития языка. Какие участки языковой системы наиболее податливы к соц. воздействию, т.е. что в 1ую очередь меняется в языке под влиянием соц. преобразований? Наиболее податливой является лексич. Система. Как меняется языковая ситуация под воздействием изменений в обществе.
МакроСЛ изучает крупномасштабные процессы и отношения, которые имеют место в языке и которые в той или иной степени обусловлены соц. факторами: двуязычие, нормализация и кодификация языка, вопросы языковой политики и языкового планирования, анализ языковых ситуаций, изучение языковых конфликтов.
Микросоциолингвистика изучает то, как язык используется в малых соц. общностях (в семье, игровой, производственной, образовательной группе): каков язык, используемый в данной малой соц. общности, как этот язык используется ее членами.
Теоретическая и экспериментальная СЛ. Начальный этап развития – преумещественно теоретические исследования. Первые экспериментаторы – М. В. Панов (Россия) и У. Лабов (Америка), 60 гг.
Прикладная СЛ:проблемы обучения иностранному и родному языкам, разработка языковой политики гос-ва: создание законов о языках, сохранение миноритарных языков, нормализация и кодификация литературного языка.
Методы СЛ:
1. Методы сбора материала.
2. Методы обработки материала.
3. Методы оценки достоверности полученных данных.
1ый этап исследования – отбор информантов. Генеральная совокупность – множество всех индивидов, чьи языковые особенности необходимо изучить. Выборка – миниатюрная модель генеральной совокупности. Виды выборок: 1) целевая – основана на чутье исследователя; 2) вероятностная выборка: случайная – выбирается каждый н-ый элемент совокупности, кластерная – сначала совокупность разбивается на тер-ые кластеры (группы), затем производится выборка в пределах кластера; стратифицированная – сначала совокупность делится на страты, затем производится случайная выборка в каждом из них и полученные выборки объединяются; многоступенчатая – объединяет в себе несколько выборок.
Методы сбора материала. Наблюдение. Парадокс наблюдателя (У.Лабов). Целью лингвистических исследований речи коллектива является выявление того, как говорят люди, когда за ними не ведется систематического наблюдения, а получить такие данные можно лишь путем систематического наблюдения. Хоторнский эффект (завод Хоторна в Чикаго) – испытуемый хочет показать себя с лучшей стороны, угодить исследователю: либо говорить лучше, культурнее, либо, наоборот, хуже, неправильнее (зависит от того, как он интерпретирует желание исследователя).
Способы уменьшить воздействие наблюдателя: скрытое наблюдение (но его не всегда возможно осуществить), сообщение ложной цели исследования, включенное наблюдение (например, клуб по интересам).
Направленные методы сбора материала: интервью (формальное – состоит из заранее подготовленных вопросов; неформальное – имеет форму относительно свободной беседы на заданную тему), анкетирование (вопросники, тесты).
Обработка и представление статистических результатов. Виды шкал.
- номинальная – лишь классифицирует данные: да – 1, нет -2, муж.пол – 1, жен.пол – 2.
- порядковая шкала – данные получают числовую оценку, которая указывает на их иерархию. Только А (1), чаще А(2), А и Б(3), чаще Б (4), только Б (5).
- интервальная шкала – величины отражают равные единицы измерения и могут сопоставляться не только по упорядоченности, но и по расстоянию. Например, работа Лабова о централизации дифтонга aw у американцев.
Одна из переменных – независима (например, возраст) и обуславливает степень выраженности второй – зависимой (например, владение языком, степень централизации дифтонга). Корреляция (зависимость) может быть положительной и отрицательной. Например, у эскимосов положительная корреляция возраста и уровня владения эскимосским языком и отрицательная – по владению русским языком.
Анализ письменных источников. Письменные источники делятся на первичные и вторичные. Первичные – это документы, фиксирующие речевые произношения, авторам которых могут быть приписаны какие-либо социальные характеристики. Вторичные – исследовательские работы (не обязательно лингвистические), материалом для которых послужили первичные источники. Типы первичных источников: служебные документы, инструкции, постановления, акты, дипломатические документы (ноты, меморандумы, коммюнике), СМИ разной направленности, неформальная литература, частная переписка, звучащая речь, фоноархивы. Типы вторичных источников: перепись населения, справочники, архивные материалы, данные опросов, работы предшественников.
Достоверность вторичных источников. Надежность – определяется соответствием повторных исследований исходным. Валидность – степень соответствия измеренного тому, что предполагалось измерить. Отсутствие валидности – результат методической безграмотности исследователя.