Б. Примеры общей благодати
Если мы посмотрим на окружающий нас мир и представим себе адское пламя, которого он заслуживает, мы сразу же поймем, что обилие примеров общей благодати Бога очевидно. Мы можем выделить несколько особых категорий, в которых проявляется общая благодать.
1. Физический аспект.Неверующие продолжают жить исключительно благодаря общей благодати Бога. Каждый вдох каждого человека — вдох благодати, ибо возмездие за грех — смерть, а не жизнь. Более того, земля производит не одно лишь терние (Быт. 3:18), и она не выжженная пустыня. По Божьей общей благодати земля производит пищу и все необходимое для одежды и крова, иногда в великом изобилии и разнообразии. Иисус сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44,45, курсив мой. — У. Г.). В этом месте Иисус приводит в пример общую благодать Бога, призывая Своих учеников к любви к их врагам и молитве о благословении неверующих (ср.: Лк. 6:35,36). Также и Павел говорил жителям Листры, что Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:16,17, курсив мой. — У. Г.).
1 Следует отметить, что я разместил главу об обшей благодати в пятой части этой книги, озаглавленной «Учение об искуплении», не потому, что обшая благодать исходит непосредственно из искупительной работы Христа (ибо это не так), а потому, что обшая благодать играет определенную роль в подготовке работы Бога по оправданию верующих.
Глава 30. Общая благодать
В Ветхом Завете также говорится об общей благодати Бога, которая даруется как верующим, так и неверующим. Один из примеров — египтянин По-тифар, начальниктелохранителей, который купил Иосифа-раба: «Господьбла-гословил дом Египтянинаради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт. 39:5, курсив мой. — У. Г.). Давид говорит гораздо более обобщенно обо всех существах, которых сотворил Господь: «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. <...> Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:9,15,16).
Эти стихи также напоминают нам, что добро — часть всего творения. Мы обязаны им доброте и состраданию Бога.
Общая благодать Бога очевидна даже из красоты мира природы. Хотя природа и пребывает «в рабстве тлению» и «покорилась суете» (Рим. 8:21,20) из-за проклятия, последовавшего за грехопадением (Быт. 3:17—19), все же в естественной природе остается еще очень много прекрасного. Красота цветов, травы и леса, рек, озер, гор и океанских побережий остается ежедневным свидетельством общей благодати Бога. Неверующие недостойны наслаждаться этой красотой, и все же по благодати Божьей они наслаждаются ею в течение всей их жизни.
2. Интеллектуальный аспект. Сатана «лжец и отец лжи» и «нет в нем истины» (Ин. 8:44), ибо он полностью отдался злу, а также иррациональности и ложности, которые сопутствуют безусловному злу. Однако люди в современном мире, даже неверующие, не полностью отданы во власть лжи, иррациональности и невежества. Все люди способны познать хотя бы крупицу истины; многие обладают и выдающимися умственными способностями, а это также следует понимать, как результат благодати Божьей. Иоанн говорит об Иисусе, что Он «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9), ибо в качестве Создателя и верховного Властителя мира (в данном случае не в качестве Искупителя) Сын Божий допускает просвещение и познание истины всеми людьми в этом мире2.
2 Поскольку в Ин. 1 говорится о Христе, пришедшем в мир, ст. 9 следует понимать так, что Свет истинный, «придя в мир», просвещает всякого человека (как в переводах RSV, NASB, NIV), а не в смысле «всякого человека, приходящего в мир» (как в KJV, NASBmg., NIVmg. [Также и в русском синодальном переводе. — Примеч. пер.]), хотя и то и другое толкование грамматически равноправны. (Речь идет о греческом тексте: причастие e.p%b\iЈvov в выражении epxbixevov e'ig xkv k6c\iov можно понять как именительный падеж среднего рода, и тогда оно относится к хЪ фшд xb iArfiwbv [«Свет истинный»]. А это причастие следует переводить «при[хо]дя в мир [Свет]», либо как винительный падеж мужского рода, относящийся к izbvxa bmOpanov [«всякого человека»]. В последнем случае переводить следует так: «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» [такое понимание предпочли и переводчики русского синодального текста. — Примеч. пер.]. Оба понимания действительно абсолютно равноправны, поскольку
Часть V. Учение об искуплении
Общая благодать Бога видна также в том, что все люди обладают знанием о Боге: «Они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили» (Рим. 1:21). Это означает, что Бог поселил в человеческом сердце знание о Его существовании и жажду Бога. Однако часто итогом этого становится появление многочисленных выдуманных человеком религий. Поэтому Павел сумел найти точку соприкосновения даже с теми, кто придерживался ложных религий, и этой точкой стало знание о Боге. Афинским философам Павел сказал: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как-бы особенно набожны... Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17:22,23).
Общая благодать Бога в плане интеллекта проявляется также в том, что
люди могут распознать истину и отличить ее от заблуждения, а также накап
ливать знания, которые помогают в открытии мира и в осюении земли. Это
означает, что все научные и технические достижения, которых добились нехри
стиане, являются результатом общей благодати. Благодаря этим достижени
ям были сделаны поразительные открытия в области переработки ресурсов
земли в материальные блага, в области производства и распределения этих
ресурсов и в области рационального их использования. В практическом пла
не это означает, что всякий раз, как мы идем в продуктовый магазин, едем в
автомобиле или заходим в дом, нам следует помнить о том, что мы в данный
момент пользуемся результатами обильной общей благодати Божьей, которая
столь щедро изливается на человеческий род. *
3. Моральный аспект. Через общую благодать Бог также удерживает людей от окончательного осквернения. Вновь сфера демонического, полностью преданная злу и разрушению, ярко контрастирует с человеческим обществом, где зло явно ограничено. Если люди в жестокосердии своем будут вновь и вновь упорно предаваться греху в течение определенного времени, Бог «предаст» их
формы именительного падежа среднего рода и винительного падежа мужского рода причастия презенса-имперфекта от глагола ipxofiai омонимичны.) В любом случае этот стих говорит о том, что Христос просвещает каждого человека. Некоторые считают, что это просвещение связано с сияющим присутствием воплотившегося Христа в мире (см., напр.: D. A. Carson, The Gospel According to John, pp. 123,124), но более вероятно, что подобное просвещение человека связано со светом общего откровения, которое получают все люди, — это способность наблюдать и осознавать множество истинных фактов, которые касаются Бога и мира (см., напр.: Morris Leon, The Gospel According to John, pp. 94,95). Это подтверждается тем фактом, что Иоанн, говоря о «всяком человеке» (а не о «всех людях» или «мире»), подразумевает, что просвещение касается каждого индивидуума, что справедливо для общего знания, а не для познания Христа. Такое понимание позволяет трактовать слово «просвещает» как действительный акт просвещения, а не лишь возможное действие. Христос здесь воистину просвещает, а не дает лишь возможность просвещения. Такое понимание усугубляет горькую иронию ст. 9 и 10. Хотя Христос дает просвещение всем людям и хотя Он сотворил всех людей, тем не менее они не познали Его и не приняли.
Глава 30. Общая благодать
еще большим грехам (ср.: Пс. 80:13; Рим. 1:24,26,28), но большинство людей не опускаются в такие глубины, в которые их мог бы увлечь грех: Бог вмешивается и налагает ограничения на поведение человека. Одним из самых сильных ограничителей является совесть. Павел говорит: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14,15, курсив мой. — У. Г.).
Это внутреннее чувство различения добра и зла, которое Бог дает всем людям, помогает им часто следовать моральным нормам, соответствующим нормам Писания. Даже о тех, кто предался самым отвратительным грехам, Павел пишет: «Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти» (Рим. 1:32). Во многих других случаях это внутреннее чувство совести заставляет людей устанавливать законы и общественные нормы, которые весьма схожи с моральными законами Писания, например, охраняющие святость брака и семьи; защищающие человеческую жизнь и запрещающие воровство и лжесвидетельство3. По этой причине люди часто живут по верным моральным законам, внешне согласующимся с моральными нормами Писания. Хотя своим правильным поведением они не могут получить преимущества в глазах Бога (поскольку Писание ясно говорит, что «законом никто не оправдывается пред Богом» [1ал. 3:11 ] и что «все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного»; Рим. 3:12), все же в определенном смысле, не заслуживая вечного Божьего одобрения или преимущества в Его глазах, неверующие «делают добро». Это следует из слов Иисуса: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33, курсив мой. — У. Г.; сравните эти места из Писания: 4 Цар. 12:2; 2 Пар. 24:2, где об Иоасе говорится, что он сделал угодное в очах Господних, со 2 Пар. 24:17—25, где он совершил такое зло, которое показывает, что в его жизни не было спасительной веры). Конечно, в тех местах, где Евангелие имеет большой авторитет, а церковь сильна, они будут оказывать большее моральное влияние на общество, чем в тех местах, где Евангелие никогда не проповедовалось или имело лишь слабое влияние на сознание людей (напр., в диких племенах и в современном западном обществе, где вера в Евангелие подавлена доминирующей культурой).
Бог показывает общую благодать также и в том, что Он предостерегает людей о грядущем суде самим устройством видимого мира. Бог так устроил мир,
3 Конечно же, действие совести никогда не бывает совершенным в грешных людях в этой жизни (как это осознает и Павел, см.: Рим. 2:15), поэтому различные человеческие сообщества различаются в зависимости от того, какие аспекты моральных законов Бога они принимают. Тем не менее сходство законов любого человеческого сообщества с моральными законами Писания весьма значительно.
Часть V. Учение об искуплении
что если человекживет в нем по Божьим моральным законам, он очень часто бывает вознагражден природными благами, а нарушение законов Бога приводит к разрушению людей. Но в обоих случаях всех ждет один конец — последний суд. Честность, трудолюбие, любовь и доброта к ближним, верность в браке (речь не идет о наиболее развращенных обществах) может лишь дать гораздо большие материальные и эмоциональные блага, чем непорядочность, лень, жестокость, супружеская неверность и другие пороки, такие, как пьянство, наркомания, воровство и т. д. Эти закономерные последствия греха и праведности призваны служить предостережением о грядущем суде и, таким образом, также являются примерами общей благодати Бога.
4. Творческий аспект. Бог сделал так, что человек может достичь значительных высот в области музыки и изобразительного искусства, равно как и в других сферах, в которых проявляется творчество: в спорте, кулинарии, литературе и т. д. Более того, Бог дал нам способность видеть красоту во многих сферах жизни. И в этой сфере, так же как и в сфере физического и интеллектуального, благодать порой изливается на неверующих даже более обильно, чем на верующих. Однако в любом случае это результат Божьей благодати.
5. Социальный аспект. Благодать Бога проявляется также в существовании разнообразных организационных структур в человеческом обществе. Прежде всего мы видим это в семье, засвидетельствованной тем, что после падения Адам и Ева остались мужем и женой и у них были дети, как сыновья, так и дочери (Быт. 5:4). Дети Адама и Евы вступали в брак и образовывали собственные семьи (Быт. 4:17,19,26). Семья существует в человеческом обществе вплоть до настоящего времени, как установление не только для верующих, но для всех людей.
Человеческие власти — также результат общей благодати Бога. Власть была установлена Богом после потопа (см.: Быт. 9:6), а в Рим. 13:1 четко говорится, что она установлена Богом: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Очевидно, что власть — дар Бога всему человечеству, ибо Павел говорит: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро», «он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:4). Одно из главных средств, которое Бог использует для ограничения зла в мире, — это человеческая власть. Человеческие законы, охранительная и судебная системы — мощная преграда злу, и они необходимы, ибо в мире много зла. Этот мир иррационален, и его можно остановить только силой, поскольку совладать с ним убеждением или с помощью образования невозможно. Конечно, греховная природа людей может также затронуть и власть, которая коррумпируется и начинает способствовать скорее злу, нежели добру. Это лишь подтверждает ту истину, что человеческая власть, как и другие благословения общей благо-
Глава 30. Общая благодать
дати, которые дает нам Бог, может быть использована как для благих, так и для дурных целей.
Другими установлениями человеческого общества являются образовательные учреждения, коммерческие и финансовые структуры, добровольные ассоциации (такие, как многочисленные благотворительные организации) и бесчисленные примеры обычной человеческой дружбы. Все это направлено на то, чтобы сделать человека немного добрее, и все это является выражением обшей благодати Божьей.
б. Религиозный аспект. В сфере религии общая благодать Бога приносит некоторые благословения даже неверующим. Иисус говорит нам: «Любите врагов ваших... молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44, курсив мой. — У. Г.). В данном контексте не говорится, что мы должны молиться только о спасении врагов; здесь, кроме того, есть указание любить их. Разумным было бы сделать вывод, что Бог хочет отвечать на наши молитвы за тех, кто гонит нас, даже если речь идет о самых разных сферах их жизни. Павел особенно подчеркивает необходимость молитвы «за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2:1,2). Когда мы желаем добра неверующим, это стремление совпадает с принципом Самого Бога, солнце Которого «восходит над злыми и добрыми» (Мф. 5:45), и с принципом Иисуса, который во время своего земного служения исцелял всех, кого к Нему приводили (Лк. 4:40). Ничто не указывает на то, что Иисус от каждого из них требовал поверить в Него или признать Его Мессией, прежде чем даровать ему физическое исцеление.
Отвечает ли Бог на молитвы неверующих людей? Бог и не давал обетования отвечать на молитвы неверующих так, как он обещал отвечать на молитвы тех, кто молится во имя Иисуса; и Он не брал на Себя обязательств отвечать на молитвы неверующих, тем не менее по Своей общей благодати Бог может слышать молитвы неверующих и отвечать на них, демонстрируя таким образом Свое милосердие и доброту также и в этом (ср.: Пс. 144:9,15; Мф. 7:22; Лк. 6:35,36). Таков смысл и 1 Тим. 4:10, где говорится, что Бог «есть Спаситель всех челове-ков, а наипаче верных». Здесь слово «Спаситель» означает не просто «Тот, Кто прощает грехи и дает вечную жизнь», ибо это даруется только верующим; «Спаситель» обладает здесь более широким смыслом, а именно «Тот, Кто спасает от беды, Тот, Кто выручает людей». В несчастье Бог часто слышит молитвы неверующих людей и выручает их из беды. Более того, даже неверующие люди иногда испытывают чувство благодарности к Богу за благое творение, за избавление от опасности, а также за благословение семьи, дома, друзей и страны. Более того, неверующие, которые по какой-либо причине связаны с церковью, даже в течение небольшого времени, часто имеют определенный религиозный опыт, очень близкий к опыту спасенных (см.: Евр. 4:4—6; Мф. 7:22,23)1
4 Подробное обсуждение Евр. 6:4—6 см. в гл. 39.
Часть V. Учение об искуплении
Наконец, даже возвещение Евангелия тем, кто не принимает его окончательно, есть явное проявление милосердия Божьего, которое ярко свидетельствует о том, что Богу не доставляет удовольствия смерть или осуждение любого из Его творений (ср.: Иез. 33:11; 1 Тим. 2:4).
7. Общая благодать и частная благодать взаимосвязаны. Общая благо
дать, безусловно, влияет на церковь и обогащает ее, поскольку, если бы не об
щая благодать, даруемая Богом плотникам и другим ремесленникам, не было
бы даже самих церковных зданий; если бы не общая благодать, даруемая Бо
гом печатникам, наборщикам и переплетчикам (и даже тем, кто работает на
бумажных мельницах и рубит деревья в лесу), Библия не была бы доступна
людям. Церковь пользуется плодами общей благодати в своей повседневной
жизни в самых разнообразных видах деятельности.
С другой стороны, частная благодать, которую Бог дарует спасенным, приносит больше благословений общей благодати неверующим, которые живут в тех местах, где активна церковь. Неверующие получают пользу от того, что видят в обществе примеры христианской жизни, наблюдают молитвы и дела милосердия, которые совершают члены общины. Неверующие получают пользу от того, что узнают, о чем учит Писание, а его мудрость приводит к интеллектуальному и моральному прогрессу. Социальная и политическая активность христиан оказывает влияние на законы, обычаи и верования общества. В историческом плане, деятельность тех людей, чья жизнь была изменена Евангелием, повлекла за собой отмену рабства (в британских колониях и в Соединенных Штатах), дала права и свободы женщинам, послужила распространению всеобщего образования, развитию технического и научного прогресса, эффективности экономики; благодаря христианам честность, бережливость и трудолюбие стали очень высоко цениться — все перечислить просто невозможно.
8. Общая благодать не спасает людей. Несмотря на все это, мы должны
отдавать себе отчет в том, что общая благодать не является спасительной бла
годатью. Общая благодать не изменяет человеческого сердца и не приводит
людей к подлинному раскаянию и вере — она не может и не должна спасать
людей (хотя в интеллектуальном и моральном плане общая благодать может
подготовить человека к принятию Евангелия). Общая благодать ограничива
ет грех, но не отменяет фундаментальной предрасположенности к греху и ни в
какой мере не очищает падшую человеческую природу5.
5 Представленный в этой главе взгляд на общую благодать согласуется с общей реформатской (кальвинистской) направленностью книги, которая наиболее четко видна в рассуждении о верховной власти Бога (см. гл. 12), Божьем провидении (гл. 15), о грехе (гл. 23), избрании, призыве Евангелия и рождении свыше (гл. 31—33). Однако следует отметить, что арминианское понимание общей благодати несколько иное; с их позиции, общая благодать дает каждому человеку способность обратиться к Богу в вере и раская-
Глава 30. Общая благодать_____________________ 747
Нам также следует осознавать, что действия неверующих, совершенные по общей благодати, сами по себе не заслуживают одобрения Бога. Эти действия основаны не на вере («Все, что не по вере, грех», Рим. 14:23) и не налюбви к Богу (Мф. 22:37), а скорее налюбви к самому себе, в той или иной форме. Следовательно, мы можем утверждать, что поступки неверующих людей могут внешне согласовываться с законом Бога и быть «благими» в определенном смысле, но тем не менее они не являются благими в том смысле, что они не способны заслужить одобрения Бога и никоим образом не обязывают Бога изменить Свое отношение к грешникам.
Наконец, мы должны помнить, что неверующие люди часто получают больше общей благодати, чем верующие, — они могут обладать большими талантами, быть более трудолюбивыми, более умными, обладать большими способностями к творчеству или же большими материальными благами. Это совершенно говорит не о том, что Бог благосклонен к этим людям в большей степени или что они будут спасены, а лишь о том, что Бог распределяет благословения общей благодати разными путями, часто даруя значительные благословения неверующим людям. Все это, конечно, должно привести их к осознанию доброты Бога (Деян. 14:17) и признанию открытой нам воли Бога, которая заключается в том, что «благость Божия» должна в конечном счете привести их «к покаянию» (Рим. 2:4).