А. Все слова Писания являются словами Бога

1. Так говорит о себе сама Библия.В Библии неоднократно говорится о том, что все слова Писания являются словами Бога (в том числе слова, запи­санные людьми)1. В Ветхом Завете это подчеркивается вводной фразой «Так говорит Господь», которая встречается сотни раз. В ветхозаветном мире эта

1 Конечно, я не имею в виду, что каждое слово Писания было изречено Самим Бо­гом, поскольку в Библии записаны слова сотен разных людей, таких, как царь Давид, Петр, здесь есть слова и самого сатаны. Однако я хочу сказать, что даже цитаты из речи других людей — это рассказ Бога о том, что они сказали, и, если мы верно истолковыва­ем их в контексте, эти слова являются для нас божественным авторитетом.



Часть I. Учение о Слове Божьем


фраза воспринималась как идентичная фразе «Так говорит царь...», с которой начинались повеления царя своему народу, эти повеления не обсуждались и не ставились под сомнения, им просто повиновались2. Таким образом, когда пророки говорят «Так говорит Господь», они заявляют, что они — посланцы верховного Царя Израиля, т. е. Самого Бога, и что их слова — это слова Бога, обладающие абсолютным авторитетом. Когда пророк говорил подобным об­разом от имени Бога, то каждое сказанное им слово должно было исходить от Бога, иначе он был лжепророком (ср.: Чис. 22:38; Втор. 18:18—20; Иер. 1:9; 14:14; 23:16-22; 29:31,32; Иез. 2:7; 13:1-16).

Кроме того, часто Бог говорит «через» пророка (3 Цар. 14:18; 16:12,34; 4 Цар. 9:36; 14:25; Иер. 37:2; Зах. 7:7,12). Таким образом, то, что пророк произносит от имени Бога, говорит Сам Бог (3 Цар. 13:26 и ст. 21; 3 Цар. 21:19 с 4 Цар. 9:25,26; Агг. 1:12; ср.: 1 Цар. 15:3,18). В этих и других местах Ветхого Завета слова, произ­несенные пророками, являются также словами Самого Бога. Таким образом, неверие или неповиновение пророку является неверием в Самого Бога и непови­новением Ему (Втор. 18:19; 1 Цар. 10:8; 13:13,14; 15:3,19,23; 3 Цар. 20:35,36).

Эти стихи, конечно, говорят лишь о конкретных отрывках — произне­сенных или записанных словах Ветхого Завета. Однако все они, в том числе и сотни пассажей, которые начинаются со слов «Так говорит Господь», подтверж­дают, что в Ветхом Завете есть слова Самого Бога. И эти слова составляют значительную часть Ветхого Завета.

В Новом Завете целый ряд пассажей указывает на то, что все ветхозавет­ные Писания считались словами Бога. Во 2 Тим. 3:16 говорится: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»3. Здесь слово «Писание» (ypoupfj) может означать только Писание Ветхого Завета, так как слово ypatpij имеет именно это значе­ние в каждом из 51 случая употребления в Новом Завете4. Кроме того, Павел в ст. 15 говорит о «священных писаниях» Ветхого Завета5.

2 См.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in 1 Corinthians (Lanham, Md.: University
Press of America, 1982), pp. 12,13; also Wayne Grudem, "Scripture's Self-Attestation", in
Scripture and Truth, ed. D. A. Carson and J. Woodbridge, pp. 21,22.

3 Иногда предлагают альтернативный перевод: «Все богодухновенное Писание так­
же полезно для научения...» Однако правильность подобного перевода крайне маловеро­
ятна, так как в этой трактовке слово кш («также») в греческом предложении выглядит
неуместно. Слово «также» должно указывать на что-то, упомянутое в дополнение к чему-
то, о чем уже было сказано. Слова 0£бятлгтос(«богодухновенный») и (офёХцюд («полез­
ный») правильнее всего истолковывать как часть сказуемого; следовательно, правиль­
ный перевод — «Все Писание богодухновенно и полезно для научения...»

4 По меньшей мере в двух случаях: 1 Тим. 5:18 и 2 Пет. 3:16, понятие урафц также
включает в себя и новозаветные тексты, наряду с ветхозаветными (см. ниже).

5 В этой книге я исхожу из того, что Первое и Второе послания к Тимофею и Посла­
ние к Титу были написаны Павлом. Последние аргументы в защиту авторства Павла см.:
George W. Knight III, The Pastoral Epistles, NIGTC (Grand Rapids: Eerdmans, and Carlisle:
Paternoster, 1992), pp. 4-54.


Глава 3. Авторитет Писания



Павел утверждает здесь, что все писания Ветхого Завета — вебпиеьсгтод — «выдохнуты Богом» (во множественном числе — Bednvevami. Примеч. пер.). Поскольку речь идет о текстах, то дыхание здесь следует понимать как мета­фору для слов Писания. Так в этом стихе кратко утверждается то, что очевид­но из многих пассажей Ветхого Завета, — ветхозаветные Писания рассмат­риваются как Слово Божье, переданное в письменной форме. Бог говорил (и сейчас говорит) каждое слово Ветхого Завета, хотя Бог и использовал лю­дей для записи этих слов6.

Сходное указание на то, что все ветхозаветные тексты являются словами Бога, можно найти во 2 Пет. 1:21. В контексте рассуждения о пророчествах Писания (ст. 20), т. е. по крайней мере, о тех ветхозаветных текстах, к кото­рым Петр привлекает внимание своих читателей (ст. 19), Петр говорит, что ни одно из этих пророчеств не было «произносимо по воле человеческой», но «из­рекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Петр не отрицает здесь роль человеческой личности в процессе составления Писания (он говорит, что люди его «изрекали»). Он просто указывает, что в конечном счете решение, что именно написать, принималось не человеком; важную роль в этом процессе играло действие Святого Духа в жизни пророка, но как именно это происходило, здесь не уточняется (как не уточняется и нигде в Писании). Это показывает, что все ветхозаветные пророчества (а в свете ст. 19, 20 также и все Писание Ветхого Завета) изречены «от Бога», т. е. это собствен­ные слова Божьи.

Во многих других местах Нового Завета нечто подобное говорится о раз­личных частях Ветхого Завета. В Мф. 1:22 слова Исайи (Ис. 7:14) цитируют­ся как «реченное Господом чрез пророка». В Мф. 4:4 записаны слова Иисуса, адресованные дьяволу: «Написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"». В контексте повторяющихся ци­тат из Второзакония, которые Иисус приводит в ответ на каждое искушение, слова, исходящие «из уст Божиих», — это Писания Ветхого Завета.

В Мф. 19:5 слова, которые не приписываются Богу в повествовании Книги Бытие (Быт 2:24), цитируются Иисусом как слова, которые «сказал» Бог.

6 В прежних систематических богословиях для утверждения того факта, что слова Писания были изречены Богом, использовались слова «вдохновенный» и «вдохновение». Эта терминология была основана на старом переводе 2 Тим. 3:16: «All scripture is given by inspiration of God» (KJV) («Все Писание дано по вдохновению Божию»). Однако в наши дни слово «вдохновение» настолько малоубедительно (каждый поэт или певец утверж­дает, что пишет по «вдохновению», и даже о спортсменах говорят, что они выступают «вдохновенно»), что я решил не использовать это слово в данной книге. Я предпочел пе­ревод 2 Тим. 3:16 в версии NIV (который совпадает здесь с русским синодальным пере­водом. — Примеч. пер.) — «богодухновенный», а также и другие выражения, чтобы пока­зать, что слова Писания — это слова Самого Бога. Старое выражение «plenary inspiration» означает, что все слова Писания являются словами Бога (слово «plenary» означает «пол­ный»), но в этой главе я не использую данного выражения.



Часть 1. Учение о Слове Божьем


В Мк. 7:9— 13 об одном и том же отрывке из Ветхого Завета говорится то как о «заповеди Божией», то как о том, что «сказал Моисей», то как о «слове Божи-ем». В Деян. 1:16 о Псалмах 68 и 108 говорится как о словах, которые «предрек Дух Сеятый устами Давида». Таким образом, здесь о словах Писания гово­рится как об изреченных Святым Духом. ВДеян. 2:16,17, говоря о «предречен­ном пророком Иоилем», Петр вводит выражение «говорит Бог», тем самым под­разумевая авторство Бога в том, что написал Иоиль, и утверждая, что Бог и ныне говорит это.

Можно было бы процитировать и многие другие отрывки (см.: Л к. 1:70; 24:25; Ин. 5:45-47; Деян. 3:18,21; 4:25; 13:47; 28:25; Рим. 1:2; 3:2; 9:17; 1 Кор. 9:8—10; Евр. 1:1,2,6,7), однако и без этого очевидно, что слова ветхозаветно­го Писания считаются словами Божьими. Кроме того, в нескольких отрыв­ках говорится о том, что все слова пророков или Писаний Ветхого Завета — от Бога или что в них следует верить (см.: Лк. 24:25,27,44; Деян. 3:18; 24:14; Рим. 15:4).

Но если Павел имел в виду только ветхозаветные тексты, когда говорил о «Писании» (2 Тим. 3:16), то как этот стих может относиться также и к новоза­ветным текстам? Говорится ли здесь что-либо о природе новозаветных текстов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны осознать, что греческое слово ураф^ («Писание») для новозаветных авторов было специальным тер­мином, имевшим специальное значение. Хотя оно и употребляется в Новом Завете 51 раз, в каждом из этих случаев это слово обозначает ветхозаветные тексты, и никакие другие слова или тексты вне канона. Таким образом, все, что принадлежало к категории «Писание», было «богодухновенно», слова та­кой книги были словами Самого Бога.

Но в двух случаях в Новом Завете мы видим, что новозаветные книги на­званы «Писанием», как и ветхозаветные книги. Как мы отметили, во 2 Пет. 3:16 Петр не просто знает о существовании письменных посланий Павла, он явно считает «все послания [Павла]» принадлежащими к «прочим Писаниям». Это указывает на то, что очень рано в истории церкви все послания Павла счита­лись записанными словами Бога в том же самом смысле, что и ветхозаветные тексты. Точно так же в 1 Тим. 5:18 Павел цитирует слова Иисуса в том виде, как они приведены в Лк. 10:7, и называет их «Писанием»7.

Эти два отрывка показывают, что в период написания документов Ново­го Завета существовало понимание того факта, что дополнения вносились в особую категорию текстов, называемых «Писание», текстов, которые явля­ются словами самого Бога. Таким образом, как только мы установили, что новозаветные тексты принадлежат к особой категории — к «Писанию», — то мы совершенно справедливо относим и 2 Тим. 3:16 к этим текстам. Мы утвер­ждаем, что и эти стихи имеют тот признак, который, по словам Павла, свой-

7 Разбор 2 Пет. 3:16 и 1 Тим. 5:17,18 см. в гл. 2.


Глава 3. Авторитет Писания



ственен «всему Писанию», т. е. они «богодухновенны», и все их слова — это слова Самого Бога.

Есть ли еще какие-либо указания на то, что новозаветные авторы счита­ли свои тексты (а не только ветхозаветные) словами Бога? Да, в некоторых случаях. В 1 Кор. 14:37 Павел говорит: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Здесь Павел устанавливает несколько церковных правил богослужения для коринф­ской церкви и утверждает, что эти правила имеют статус «заповедей Господ­них», так как в греческом выражении, переведенном здесь «что я пишу вам», есть относительное местоимение во множественном числе (а), и дословно этот фрагмент можно перевести следующим образом: «то, что я пишу вам — это заповеди Господни».

Одно из возражений против того, чтобы считать слова новозаветных пи­сателей словами Бога, основано на 1 Кор. 7:12, где Павел отделяет свои соб­ственные слова от слов Господа: «Прочим же я говорю, а не Господь...» Одна­ко верное понимание этого отрывка может быть получено лишь при знаком­стве со ст. 25 и 40. В ст. 25 Павел говорит, что у него нет никаких заповедей Господа о «девстве» и что по этому поводу он выражает свое собственное мне­ние. Это должно означать, что он не знал никаких земных слов, которые Иисус сказал бы по этому поводу, и, вероятно, что в последствии он не получил ника­кого откровения от Иисуса на эту тему. Такое положение вещей отличается от описанного в ст. 10, где Павел просто повторяет содержание земного учения Иисуса о том, чтобы «жене не разводиться с мужем», а «мужу не оставлять жены своей». Таким образом, ст. 12 должен означать, что у Павла не было за­писей о земном учении Иисуса относительно такой ситуации, в которой верую­щий женат на неверующей или верующая замужем за неверующим. Поэтому Павел дает свои собственные указания: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее» (1 Кор. 7:12).

Немаловажно, что в ст. 12— 15 Павел продолжает тему и дает коринфя­нам несколько этических норм. Что дает ему право давать такие моральные повеления? Он утверждал, что говорит как «получивший от Господа милость быть Ему верным» (1 Кор. 7:25). Судя по всему, тем самым он подразумевает, что его взвешенные суждения могут быть столь же авторитетными, как сло­ва Иисуса. Так, 1 Кор. 7:12: «Прочим же я говорю, а не Господь» — это удивительно мощное утверждение собственного авторитета Павла; если он не знал того, что Иисус говорил о той или иной ситуации, он просто выска­зывался от себя, так как его собственные слова имели такой же авторитет, как слова Иисуса!

Указания на схожее восприятие новозаветных текстов есть также в Ин. 14:26 и 16:13, где Иисус дает обетование, что Святой Дух приведет на память Его ученикам все, что Он, Иисус, говорил, и наставит их на всякую истину. Это



Часть I. Учение о Слове Божьем


указывает на особую работу Святого Духа, благодаря которой ученики спо­собны безошибочно вспомнить и зафиксировать письменно все сказанное Иисусом. Схожие указания есть также во 2 Пет. 3:2; 1 Кор. 2:13; 1 Фес. 4:15 и в Отк. 22:18,19.

2. Читая Библию, мы убеждаемся в справедливости утверждения Библии
о том, что она является Словом Божьим.
Одно дело — утверждать, что Биб­
лия говорит о том, что она есть Слово Божье, другое дело — самому убедиться
в том, что это утверждение истинно. Мы полностью убеждаемся в том, что слова
Библии — это слова Божьи только тогда, когда Святой Дух говорит к нашему
сердцу в словах Библии и через них и дает нам внутреннюю убежденность в
том, что наш Создатель обращает к нам эти слова. Сразу же после того, как
Павел объясняет, что его апостольская речь состоит из слов, которым его на­
учил Святой Дух (1 Кор. 2:13), он говорит: «Душевный человек не принимает
тех вещей8, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не мо­
жет разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14; в рус­
ской синодальной Библии — «того, что отдуха Божия». — Примеч. пер.). Без
воздействия Духа Божьего человек не может обрести духовные истины, и в
частности ту истину, что слова Писания — это действительно слова Бога.

Однако те люди, в которых действует Дух Божий, осознают, что слова Библии являются словами Бога. Этот процесс весьма схож с тем, как люди, веровавшие в Иисуса, узнавали, что Его слова истинны. Он сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10:27). Овцы Христовы слышат слова их Пастыря, когда читают слова Писания, и убеждаются, что эти слова — на самом деле являются словами их Господа.

Важно помнить, что убежденность в том, что слова Писания — это слова Бога, не возникает отдельно от слов Писания или в дополнение к словам Пи­сания. Не бывает так, что Святой Дух в один прекрасный день вдруг прошеп­чет нам на ухо: «Видишь Библию у тебя на столе? Желаю, чтобы ты знал: сло­ва Библии — это слова Бога». Лишь читая Писание, люди слышат голос их Творца, Который обращается к ним через слова Писания. Именно тогда люди осознают, что книга, которую они читают, не похожа на все остальные книги, что это действительно книга слов Божьих, обращенных к их сердцу.

3. Прочие свидетельства полезны, но не являются решающими. Прочие
аргументы полезны в том смысле, что они показывают историческую пер-

8 Я перевел этот стих как «тех вешей, что от Духа Божия», поскольку в греческом тексте мы видим только определенный артикль среднего рода множественного числа (где) в качестве существительного, но никакого конкретного существительного там нет. Поэтому перевод RSV «даров Духа Божия» не является необходимым для данного кон­текста и сужает смысл того, что на самом деле сказано в данном отрывке.


Глава 3. Авторитет Писания



спективу Библии, ее внутреннюю непротиворечивость; демонстрируют тот факт, что в Библии содержатся пророчества, которые сбылись сотни лет спус­тя; что она повлияла на ход человеческой истории в большей степени, чем любая другая книга; что она продолжает изменять жизни миллионов людей и через нее люди обретают спасение; что она величественна и прекрасна, что с глубиной излагаемого в ней учения не может сравниться ни одна другая кни­га и в ней сотни раз говорится о том, что она является Словом Божьим. Все эти аргументы, как и многие другие, помогают нам преодолеть те препятствия, которые могут возникнуть на пути нашей веры в Писание. Однако все эти аргументы, в совокупности или по отдельности, не могут быть решающими. В Вестминстерском исповедании веры (1643— 1646) говорится:

Мы можем быть движимы и побуждаемы свидетельством Церкви к в высшей степени благочестивому почитанию Священного Писа­ния. Его небесная природа, сила учения, великолепие стиля, согла­сие всех его частей, замысел в целом (о том, что нужно отдать всю славу Богу), полнота раскрытия Писанием единственного пути спасе­ния человека, множество других несравненных достоинств, совершен­ство Писания в целом — все это является доказательствами, посред­ством которых оно обильно свидетельствует о том, что оно есть Слово Божье. И все же наше полное убеждение и уверенность в непогреши­мой правде и божественном авторитете Писания исходят от действия Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах Словом и соглас­но Слову (см. гл. 1).

4. Слова Писания сами свидетельствуют о себе. Таким образом, слова Пи­сания сами свидетельствуют о себе. Невозможно «доказать» тот факт, что они являются словами Бога, обратившись к какому-либо более высокому авто­ритету. Ибо если бы более высокий авторитет (напр., историческая или логи­ческая согласованность) мог подтвердить, что Библия — это Слово Божье, то сама Библия уже не была бы для нас наивысшим и абсолютным авторитетом. Если мы обращаемся к человеческому разуму или логике, к исторической со­гласованности или к научной истине как к более истинному или в большей степени заслуживающему доверия авторитету, который доказал бы, что Пи­сание — это Слово Божье, то мы признаем за ними право называться автори­тетом более высоким, чем Слово Божье.

5. Возражение: данное рассуждение представляет собой «порочный круг в доказательстве». Следует допустить, что в определенном смысле это действи­тельно цикличное рассуждение: мы верим, что Писание является тем, что оно говорит о себе, потому что оно является Словом Божьим. И мы верим, что оно является Словом Божьим, потому что оно утверждает это о себе, и т. д.



Часть I. Учение о Слове Божьем


Однако это не означает, что рассуждение построено неверно, так как все доказательства абсолютного авторитета в конечном счете должны восходить к этому авторитету — иначе авторитет не является абсолютным или наивыс­шим. Хотя цикличный характер аргументов не всегда очевиден, а иногда и скрыт за длинными рассуждениями или просто принимается без доказательств, аргу­менты в пользу высшего авторитета всегда, в конечном счете, основываются на самом этом авторитете, как это видно из следующих примеров:

Мой разум — высший авторитет для меня, поскольку я считаю, что это правильно.

Логическая последовательность для меня — высший авторитет, так как это логично.

Человеческие органы чувств — высший авторитет в вопросе о том, что реально, а что нет, так как наши человеческие чувства никогда не открывали чего-либо иного; таким образом, опыт человеческих чувств говорит мне, что мой принцип истинен.

Я знаю, что высшего авторитета быть не может, потому что я не знаю такого высшего авторитета.

Во всех этих аргументах, касающихся высшего эталона истины, абсо­лютного авторитета в вопросе о том, во что мы верим, есть элемент циклично­го рассуждения9.

Каким же образом христианин, и вообще любой человек, может сделать выбор между утверждениями об абсолютном авторитете? В конечном счете, свою истинность Библия утверждает гораздо более убедительно, чем любая другая религиозная книга (напр., «Книга Мормона» или Коран) или любое интеллектуальное построение человеческого разума (таких, как логика, чело­веческий рассудок, чувственный опыт, научная методология, и т. д.). Библия более убедительна, так как действительный опыт жизни показывает, что все прочие кандидаты на высший авторитет оказываются непоследовательны или имеют такие недостатки, которые просто исключают их из обсуждения, тогда как Библия полностью согласуется со всем тем, что мы знаем об окружаю­щем нас мире, о нас самих и о Боге.

Если мы задумаемся о природе реальности, о нашем восприятии реаль­ности, о нас самих и о нашем восприятии Бога, то мы поймем, насколько убе­дительна Библия. Проблема заключается в том, что по причине греха наше восприятие Бога и творения неполноценно. Грех иррационален, и именно из-за греха мы неверно мыслим о Боге и о творении. Таким образом, в мире, сво-

9 Этот вопрос хорошо рассмотрен в книге: John M. Frame, "God and Biblical Language: Transcendence and Immanence", in God's Inerrant Word, ed. John Warwick Montgomery (Minneapolis: Bethany Fellowship, 1974), pp. 159-177. См. также: J. P. Moreland, "The Rationality of Belief in Inerrancy", TrinJl: 1 (1986), 75—86, о том, каким образом мы обре­таем уверенность в тех вещах, которые имеют самое большое значение в нашей жизни.


Глава 3. Авторитет Писания



бодном от греха, Библия убедительно показала бы всем людям, что она явля­ется Словом Божьим. Однако по той причине, что грех нарушает человечес­кое восприятие реальности, люди не признают, что Писание является тем, чем оно действительно является. Поэтому и необходима работа Святого Духа, Который преодолевает воздействие греха и убеждает нас, что Библия — это действительно Слово Божье и то, что она говорит о себе, — истинно.

Таким образом, рассуждение о том, что Библия является Словом Божьим и высшим авторитетом для нас, — это нетипичное цикличное рассуждение. Процесс убеждения лучше сравнить со спиралью, где возрастающее знание Писания и возрастающее верное понимание Бога и творения гармонично до­полняют друг друга и подтверждают друг друга. Это не означает, что наше зна­ние об окружающем нас мире является для нас авторитетом более высоким, чем Писание. Это означает, что подобное знание, если оно истинно, придает нам все большую уверенность и более глубокую убежденность в том, что Биб­лия — это единственный высший авторитет и что прочие претенденты на по­добный авторитет ложны.

6. Это не означает, что диктовка Бога является единственным средством передачи. Вся предшествующая часть этой главы была посвящена демонст­рации того факта, что все слова Библии являются словами Бога. Однако необ­ходимо предостеречь от поспешных выводов. Мы не должны думать, что Бог продиктовал каждое слово писания человеческим авторам.

Когда мы говорим, что все слова Библии — это слова Бога, мы говорим о результате процесса создания Писания. Обсуждая, диктовал Бог эти слова или нет, мы обсуждаем процесс, который привел к этому результату, или образ действия, использованый Богом для того, чтобы добиться желаемого резуль­тата10. Следует подчеркнуть, что Библия говорит не о единственном типе тако­го процесса или об одном образе действия, который Бог использовал для со­общения авторам Библии того, что Он желал сказать. Существуют указания на то, что Бог, добиваясь желаемого результата, использовал разнообразные способы.

О нескольких отдельных случаях диктовки в Писании говорится прямо. Когда апостол Иоанн увидел воскресшего Господа в видении на острове Пат-мос, Иисус сказал Ему: «Ангелу Ефесской церкви напиши...» (Отк. 2:1); «Ан­гелу Смирнской церкви напиши...» (Отк. 2:8); «Ангелу Пергамской церкви напиши...» (Отк. 2:12). Это примеры непосредственной диктовки в чистом виде. Воскресший Господь диктует Иоанну, что именно тот должен записать, а Иоанн записывает то, что слышит.

10 В некоторых систематических богословиях процесс, с помошью которого Бог по­велевал людям записывать Его слова, называется «способом вдохновения». В данной книге я не использую этот термин, поскольку в наши дни он не вполне понятен.



Часть I. Учение о Слове Божьем


Нечто схожее, судя по всему, происходило и с некоторыми ветхозаветны­ми пророками. В Книге Пророка Исайи читаем: «И было слово Господне к Исайи, и сказано: пойди, и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и зашищу город сей» (Ис. 38:4—6). Это описание — результат того, что Исайя услышал слова Бога (физическим слухом или через образ, возникший в его сознании, — трудно сказать), которые Тот желал, чтобы Исайя передал царю Езекии, и Исайя, как посланник Бога, сказал их, в соответствии с тем повелением, которое он получил.

Однако во многих других случаях прямая диктовка — это явно не тот спо­соб, который использовался для письменной фиксации некоторых разделов Писания. Автор Послания к Евреям пишет, что Бог говорил к отцам нашим «многократно и многообразно» (Евр. 1:1). В противоположность диктовки может быть использовано, например, обычное историческое исследование, которое Лука проводил для того, чтобы написать свое Евангелие. Он говорит:

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно из­вестных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, — то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, дос­топочтенный Феофил... (Лк. 1:1—3).

Речь идет явно не о процессе диктовки. Лука просто беседовал с живыми свидетелями и собирал исторические данные для того, чтобы написать точное изложение событий жизни Иисуса и Его учение. Он подходил к процессу ис­следования очень тщательно, беседовал со многими людьми и оценивал каж­дое свидетельство. В его Евангелии особенно подчеркивается то, чему сам Лука придавал большое значение, в нем отражены также особенности его индиви­дуального стиля.

Между этими двумя противоположностями — диктовкой в чистом виде и обычным сбором исторических сведений — существует много других спосо­бов, которые Бог использовал, чтобы передать людям то, что должно быть вне­сено в Писание. Иногда Писание дает нам понять, какова была природа этой передачи: оно повествует о снах, видениях, о том, как люди слышат голос Гос­пода; оно говорит нам также о людях, которые были с Иисусом, наблюдали Его жизнь и слушали Его учение, о людях, чьи воспоминания об этих словах и делах были совершенно точными благодаря действию Святого Духа, Кото­рый приводил им все это на память (Ин. 14:26). Однако во многих других слу­чаях тот способ, который Бог использовал, чтобы сделать слова Писания Сво­ими Собственными словами, нам просто не явлен. Судя по всему, таких спо­собов было много, однако нет необходимости точно знать, какой способ использовался в каждой конкретной ситуации.


Глава 3. Авторитет Писания



Если человеческая личность и индивидуальный стиль автора явно дают о себе знать (что справедливо для большей части Писания), то мы можем ска­зать, что их личность, воспитание и образование, их способность оценивать события окружающего мира, доступ к историческим сведениям, их суждение о достоверности информации и конкретные обстоятельства написания кни­ги '' были именно такими, какими Бог желал их сделать. Так что в тот момент, когда они начинали писать, записываемые слова были полностью их слова­ми, но также и полностью теми словами, которые Бог желал, чтобы они ис­пользовали, т. е. теми словами, о которых Бог говорит, что это Его слова.