По организации и управлению
В организационно-технической системе, которой является система метрологического обеспечения, субъект управления может быть представлен системой управления.
По своему содержанию алгоритм управления представляет процедуру преобразования поступающей информации в воздействие, изменяющее (корректирующее) исполнительскую деятельность (объект управления).
Задачу управления можно ставить как задачу нахождения хотя бы одного из возможных способов достижения поставленной цели. Однако такая постановка вопроса обычно бывает недостаточна. Задача управления имеет ту особенность, что допускает не одно решение, а множество различных решений (альтернатив), которые приводят к достижению поставленной цели. Поэтому возникает добавочная задача – выбрать из этого множества решений такое, которое с какой-либо точки зрения (по какому-либо критерию качества) является лучшим. В этом случае можно наложить добавочные требования, степень выполнения которых может служить основанием для предпочтения одного способа управления (решения) всем другим. При этом чаще всего используют понятие ресурса: затрат времени, расхода материалов, топлива, электроэнергии и т.п.
Оптимальным называется управление, выбираемое из пространства допустимых управлений, такое, которое для объекта управления оптимизирует (минимизирует или максимизирует) критерий качества при заданных ограничениях.
В общем случае имеется два вида ограничений на выбор способа управления. Ограничениями первого вида являются сами законы природы, в соответствии с которыми происходит изменение состояния объекта управления.
Второй вид ограничений вызван ограниченностью ресурсов, используемых при управлении, или иных величин, которые не могут или не должны превосходить некоторых пределов.
Управление в организационно-технических системах обеспечивает взаимодействие субъектов и технических средств, объединяет их возможности, придает целенаправленность, планомерность и организованность. Процесс функционирования субъектов в организационно-технической системе можно свести к двум составляющим: управленческой и исполнительской деятельности.
Целью управленческой деятельности является обеспечение оптимальности функционирования системы управления за счет изменения внутренней структуры и исполнительской деятельности с учетом внешних условий.
Особенностями управленческой деятельности являются:
- её опосредованный характер по отношению к полученному результату, т.к. она направлена не на объект, а на процесс – исполнительскую деятельность;
- оторванность от места осуществления исполнительской деятельности;
- временное запаздывание получаемых результатов от момента начала управляющего воздействия;
- необходимость получения информации о состоянии среды, объекта управления и оценки результатов исполнительской деятельности;
- эффект проявляется в улучшении исполнительской деятельности и оценивается по приросту эффективности системы управления.
При осуществлении процесса управления, обычно носящего циклический характер, прослеживаются три основных этапа:
1. Оценка целей системы, сбор и обработка информации об её состоянии, внешних условиях, влияющих факторах. Моделирование путей достижения целей, принятие решения о наиболее целесообразных действиях, планирование управленческой деятельности.
2. Осуществление управляющего воздействия и организация (упорядочение) исполнительской деятельности в соответствии с разработанным планом.
3. Оценка соответствия результатов исполнительской деятельности плану и достижения целей.
Процесс управления по существу представляет собой преобразование полученной информации в управляющее воздействие.
Управленческая деятельность составляет часть системы управления. Качество управленческой деятельности – это степень ее соответствия общепринятым требованиям или стандартам. Обычно о качестве управленческой деятельности судят по качеству управленческих решений.
Основные параметры реального процесса управленческой деятельности отражаются в типовых руководящих, учетных, отчетных и планирующих документах.
Управление войсками (силами) – деятельность командиров (начальников) и органов управления по поддержанию в постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке операций и боевых действий и руководству войсками (силами) при выполнении поставленных задач.
Управление войсками (силами) осуществляется в соответствии с такими нормативными документами как: Уставы ВС, положения, руководства, наставления, инструкции, приказы, директивы, распоряжения.
Основными принципами управления войсками являются:
-единоначалие;
-централизация управления;
-настойчивость в проведении принятых решений;
-оперативное реагирование на изменение обстановки;
-непрерывность и скрытность управления;
-личная ответственность командиров за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.
Процесс управления войсками включает:
1) непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение и анализ данных об обстановке;
2) принятие решения на операцию;
3) доведение задач до подчиненных;
4) планирование операций;
5) организацию и поддержание взаимодействия;
6) подготовку войск (сил) к боевым действиям;
7) непосредственное руководство;
8) организацию контроля и помощи.
Руководители (командиры, начальники) любого уровня управления в своей профессиональной деятельности всегда решают задачи управления путем осуществления как управленческой, так и исполнительской деятельности. При этом, чем выше уровень управления, тем больше управленческая деятельность превалирует над исполнительской, а долговременное управление превалирует над оперативным управлением.
Возрастание роли МлО ВС в современных условиях определяется следующими причинами:
1. Необходимость эксплуатации в ВС все более стареющих образцов ВВТ с неоднократным продлением ресурса и срока службы. При этом большой объем точных измерений их параметров становится единственной гарантией возможности использования по назначению, безопасного и безаварийного применения такого ВВТ.
2. Дефицит денежных и материальных средств требует повышенного внимания к МлО ВВТ, чтобы избежать ошибок при принятии решений и связанных с ними рисков и потерь.
3. Концепция военного строительства предусматривает постепенное сокращение ВС с последующим перевооружением войск современными, наукоемкими, высокоточными образцами ВВТ, параметры и характеристики которых во многом зависят от организации их МлО. Предстоящее техническое перевооружение требует обязательного опережающего развития технических средств военной метрологии.
4. Для сохранения метрологического потенциала ВС в условиях сокращения личного состава МС и дефицита денежных средств необходимо маневрировать силами и средствами МлО:
- обеспечивать приоритетное финансирование работ с военными и рабочими эталонами;
- разрабатывать и применять нетрадиционные методы МлО;
- учиться изыскивать средства, оказывая платные метрологические услуги организациям и предприятиям сферы обороны и безопасности и оборонно-промышленного комплекса;
- повышать уровень квалификации военных метрологов.
5. Использование военных эталонов МО всеми сторонами СОЕТИСОБ повышает военно-техническую и экономическую эффективность МлО, но требует унификации нормативной документации по МлО.
Одной из основных задач МлО ВС является управление силами и средствами метрологического обеспечения, координация деятельности метрологических служб и организация взаимодействия.
Управление метрологическим обеспечением является частью управления войсками. Основой управления метрологическим обеспечением является решение командира (начальника) и организаторская работа всех должностных лиц, отвечающих за МлО. Объектом управления является система МлО Вооруженных Сил – совокупность функционально связанных между собой органов управления, средств управления и объектов управления.
Управление системой метрологического обеспечения ВС (видов и родов ВС, объединений, соединений, воинских частей) заключается в целенаправленной деятельности органов управления и должностных лиц ВС, метрологических служб (МС), метрологических воинских частей и подразделений (МВЧП) по поддержанию боеготовности ВВТ и боеспособности войск, сил и средств метрологического обеспечения к решению задач МлО как в мирное время, так и в особый период.
Применительно к МлО ВС схема управления примет вид, отраженный на рис.4.2.
Рис. 4.2. Схема управления МлО ВС РФ
На органы управления войск (командование, штабы, управления, службы) возлагается;
1) планирование, организация и контроль за выполнением мероприятий МлО ВС;
2) обеспечение живучести, автономности, мобильности и оперативности системы обеспечения единства измерений в ВС;
3) проведение метрологического контроля в ВС и метрологического надзора за состоянием МлО в ВС;
4) установление правил эксплуатации в войсках (силах) измерительной техники, организация ее ремонта;
5) организация и координация взаимодействия при решении задач МлО;
6) организация снабжения измерительной техникой, создание запасов и обменных фондов средств измерений;
7) обеспечение подготовки специалистов по военно-учетным специальностям МлО, организация подготовки и аттестации поверителей средств измерений;
8) непосредственное руководство силами и средствами МлО в различных степенях боевой готовности ВС.
Органы управления МлО ВС, должностные лица метрологической службы ВС, их обязанности и права определены «Положением о метрологическом обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации» (Приказ МО РФ 2010г. №235). Кроме того, начальники метрологических служб воинских частей руководствуются в своей деятельности требованиями статей 112-114 и 123 Устава внутренней службы ВС РФ.
Обязанности и права должностных лиц МС ВС и МВЧП определены также в соответствующих нормативных документах видов (родов) ВС (рис.4.3).
Возложение на должностных лиц МС ВС основных обязанностей, не предусмотренных нормативными документами по МлО и не связанных с МлО войск, не допускается.
Рис. 4.3. Обязанности должностных лиц в области
метрологического обеспечения ВС
На НМС ВС возлагается управление МлО ВС. Он осуществляет непосредственное руководство 32 ГНИИИ МО, ЦБИТ МО, БИТ МО и соответствующими военными представительствами МО, а также методическое руководство подчиненными метрологическими службами.
Указания НМС ВС по вопросам МлО войск (сил) являются обязательными для соответствующих должностных лиц.
Командиры (начальники) соответствующих уровней осуществляют общееруководство и контроль за МлО и обеспечивают условия функционирования МВЧП, а их заместители по МТО осуществляют непосредственное руководство подчиненными метрологическими службами.
Начальники метрологических служб (НМС) осуществляют непосредственное руководство подчиненными МВЧП и методическое руководство нижестоящими МС и МВЧП по вопросам МлО войск.
Все виды руководства сопровождаются соответствующим контролем.
В структуре органов управления МлО можно выделить 5 уровней управления МС ВС. Отдельный уровень управления, отличающийся производственной направленностью деятельности, составляют органы управления МВЧП (32 ГНИИИ МО, ЦБИТ, БИТ, ОИТ, ЛИТ, КИЛ, КПП).
Общее руководство – это административное управление, реализующее такие аспекты общей функции управления как определение политики в заданной области, целей и ответственности, а также обеспечение качества. Общее руководство МлО предполагает также контроль за МлО и обеспечение условий функционирования соответствующих подразделений метрологической службы.
Управление МлО включает: сбор и обработку информации; выработку замысла; принятие решения по МлО; доведение задач; организацию и поддержание взаимодействия; планирование, организацию и проведение мероприятий МлО; обеспечение деятельности МВЧП; осуществление контроля и помощи; непосредственное руководство деятельностью МВЧП; подготовку специалистов; формирование выездных метрологических групп; разработку нормативных документов по МлО.
Обобщенная схема управления метрологической службой в Вооруженных силах приведена на рисунке 1.16.
Непосредственное руководство подчиненными метрологическими службами, которое осуществляют заместители соответствующих командиров по вооружению (и НМС по отношению к подчиненным МВЧП), предполагает руководство по всем вопросам общевоенной деятельности и специальной производственной деятельности.
Методическое руководство, которое осуществляют НМС по всей вертикали построения метрологической службы ВС (т.е. нижестоящими МС и МВЧП), производится только по вопросам МлО. При этом основной целью управления МлО в ВС является обеспечение единства измерений (ОЕИ) в войсках и заданной эффективности применения ВВТ. Обеспечение единства измерений в ВС должно строиться преимущественно по территориальному принципу и отвечать требованиям: автономности, оперативности, мобильности, живучести, экономичности и полноты решения задач.
Рис 4.4.. Схема реализации территориального принципа
обеспечения единства измерений в ВС
В соответствии с Концепцией метрологического обеспечения Вооруженных Сил, сферы обороны и безопасности страны перспективной считается гибкая структура управления метрологической деятельностью с преобладанием территориального управления (рис.4.4).
При этом предусматривается широкое взаимодействие метрологических служб сферы обороны и безопасности, создание автоматизированных реестров и банков данных аккредитации и лицензирования МВЧП, разработка и внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ) должностных лиц метрологических служб видов (родов) ВС, интегрирование их в единую сеть управления ВС, разработку на этой основе автоматизированной системы управления единством измерений в ВС РФ.
Мастерские и базы измерительной техники, дислоцированные в территориальных границах военных округов (ВО), выполняют функции территориальных МВЧ и проводят в случае необходимости поверку СИ независимо от их видовой принадлежности. В рамках взаимодействия при совместном решении задач, а также при взаимной заинтересованности МВЧП одного вида ВС могут поверять СИ, принадлежащие соединениям и воинским частям других видов ВС.
При невозможности или экономической нецелесообразности поверки в 32 ГНИИИ МО и МВЧП ВС их поверка организуется в государственных научных метрологических центрах и органах Государственной метрологической службы с оплатой стоимости поверки в установленном порядке (ПР. 50.2.006 – 94).
Для обеспечения территориального управления 32 ГНИИИ МО создает, поддерживает и распространяет для метрологических служб сферы обороны и безопасности базы данных по аккредитованным и лицензированным МВЧП (их области аккредитации и лицензирования), находящихся на территории соответствующих военных округов. Начальникам метрологических служб военных округов (НМС ВО - ОСК) предоставлены полномочия по координации взаимодействия метрологических служб на территории округа.
Выполнение работ по метрологическому обеспечению вида (рода) ВС организуется в соответствии с требованиями руководящих документов Росстандарта, Министерства обороны РФ и вида (рода) войск по метрологическому обеспечению.
Управление метрологической службой вида (рода) ВС осуществляет орган военного управления, возглавляемый начальником метрологической службы вида (рода) ВС. На него возлагается руководство метрологическим обеспечением и органами метрологической службы , проведение единой военно-экономической и научно-технической политики в области военной метрологии и измерительной техники.
НМС вида (рода) ВС подчиняется заместителю командующего по МТО, а по специальным вопросам – НМС ВС. НМС является прямым начальником личного состава метрологической службы и центральной базы измерительной техники (ЦБИТ) и отвечает за организацию работы МС и ЦБИТ , метрологическое обеспечение объединений, соединений и воинских частей в пределах возложенных на него задач; за воинскую дисциплину и морально – психологическое состояние личного состава органа управления и ЦБИТ. Он осуществляет методическое руководство нижестоящими метрологическими службами; организует разработку проектов правовых актов, определяющих порядок и особенности метрологического обеспечения войск (сил), обеспечение ими нижестоящих метрологических служб; организует разработку предложений по обязательным метрологическим требованиям к вооружению и военной технике, к средствам измерений военного назначения.
НМС нижестоящих уровней управления являются прямыми начальниками личного состава соответствующих метрологических служб и МВЧП и осуществляют методическое руководство нижестоящими МС и МВЧП. Они отвечают за организацию и состояние МлО в пределах возложенных на них задач, за организацию обеспечения подчиненных МВЧП измерительной техникой, поверочным и вспомогательным оборудованием, нормативной документацией и поверительными клеймами, правильное их содержание и использование.
При переводе войск (сил) с мирного на военное время, а также при ведении боевых действий (на учениях, тренировках, занятиях), НМС обязаны выполнять свои должностные обязанности, руководствуясь требованиями «Наставления по метрологическому обеспечению ВС РФ» и распоряжениями по метрологическому обеспечению старших начальников.
На начальников МВЧП возлагается руководство всесторонней деятельностью МВЧП, а также специфическая производственная задача по организации и проведению поверки СИ, силами подчиненного личного состава, аттестованного в качестве поверителей, а также соответствующего вида ремонта СИ, принадлежащих прикрепленным (обслуживаемым) объединениям, соединениям, воинским частям и подразделениям.
В системе управления метрологическим обеспечением войск (сил) важную положительную роль могут сыграть нештатные метрологи.
Нештатные начальники метрологических служб (нештатные метрологи подразделений) назначаются в воинских частях (подразделениях, учреждениях), где штатами не предусмотрены должности начальников метрологических служб, для решения задач метрологического обеспечения приказами командиров (начальников) этих частей (учреждений).
Нештатные начальники метрологических служб (нештатные метрологи подразделений) назначаются из числа наиболее технически подготовленных офицеров и отвечают за организацию и проведение мероприятий метрологического обеспечения в своей воинской части (подразделении). По вопросам метрологического обеспечения они подчиняются начальнику метрологической службы соединения (части).
Положение о нештатном метрологе подразделения разрабатывается начальником метрологической службы воинской части (соединения) и утверждается заместителем командира по вооружению.
Начальник метрологической службы должен периодически проводить с нештатными метрологами инструкторско-методические занятия (сборы), на которых необходимо доводить требования приказов и нормативных документов по метрологическому обеспечению ВВТ, анализировать недостатки, подводить итоги прошедшего периода и ставить задачи на предстоящий период.
В своей деятельности по вопросам метрологического обеспечения нештатные НМС должны выполнять требования Руководства по метрологическому обеспечению ВС РФ и Положения о метрологической службе войск. Типовые формы управленческой и исполнительской деятельности должностных лиц по метрологическому обеспечению представлены на рис.4.5.
Рис. 4.5 Типовые формы управленческой и исполнительской
деятельности должностных лиц по МлО
Планирование в сфере управления метрологическим