Метрологическая экспертиза образцов
Порядок организации и проведения работ по метрологической экспертизе образцов определяют следующие нормативные документы:
1. ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений».
2. ГОСТ Р 8.568-97 «Аттестация испытательного оборудования. Основные положения».
3. ГОСТ Р 580-2001 «Определение и применение показателей точности методов испытаний нефтепродуктов».
4. ГОСТ Р 8.613-2005 «Методики количественного химического анализа проб вод. Общие требования к разработке».
5. ГОСТ 8.315-97 «ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения».
6. ГОСТ РВ 8.573-2000 «ГСИ. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения».
7. Р 50.2.008-2001 «ГСИ. Методика количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы» и др.
Составные части сложных образцов технической продукции называют изделиями. Метрологическая экспертиза изделий – это анализ и оценка правильности принятых технических решений по метрологическому обеспечению изделий при их разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации. МЭ изделий является составной частью работ по МлО и контролю их качества. Ее проводят в целяхповышения эффективности МлО, обеспечения требуемого качества и эффективности применения изделий.
Основными задачами МЭ являются:
1) оценка обоснованности выбора измеряемых (контролируемых) параметров и допустимых пределов их изменения (значений допускаемых отклонений);
2) оценка обоснованности назначения требований и количественных значений показателей МлО, в том числе показателей точности измерений параметров и достоверности измерительного контроля;
3) оценка обеспечения возможности контроля параметров в процессе изготовления, испытаний и эксплуатации изделия с помощью заданных средств (системы) измерений и измерительного контроля (контролепригодности изделия);
4) оценка правильности выбора и применения средств (системы) измерений и измерительного контроля, а также методик выполнения измерений (стандартизованных или аттестованных) для обеспечения необходимых точности измерений параметров и заданной достоверности измерительного контроля;
5) установление технико-экономической целесообразности разработки и применения специальных средств измерений для испытаний и эксплуатации изделий;
6) определение необходимости создания новых рабочих эталонов для обеспечения поверкой средств измерений, входящих в комплект поставки изделий;
7) оценка соответствия реализованных требований МлО заданным в тактико-техническом задании (ТТЗ) или техническом задании (ТЗ) на разработку (модернизацию) изделия, а также требованиям действующих нормативных документов.
Объектами МЭ являются изделия (составные части изделия), а также все виды документов на изделия: ТТЗ (ТЗ); отчетные научно-технические; конструкторские, технологические и другие разрабатываемые на соответствующих стадиях жизненного цикла изделия.
МЭ проводится как в ходе метрологического сопровождения образцов, так и в виде самостоятельной работы по контролю их качества. Ее проводят экспертные комиссии, назначаемые заказчиком (генеральным заказчиком) или разработчиком (головным разработчиком) на стадиях жизненного цикла изделия. Проведение МЭ может быть совмещено с приемкой отдельных этапов работ на уровне подкомиссии (группы), входящей в состав государственной, ведомственной, отраслевой и других комиссий. В состав экспертной комиссии (группы), назначаемой ведомством-разработчиком (изготовителем), включают специалистов базовых организаций МС, головного НИИ по виду техники, специалистов разрабатывающих подразделений и МС предприятия-разработчика (изготовителя), представительства заказчика.
Метрологи-эксперты, входящие в состав экспертной комиссии, должны иметь специальную подготовку по программам метрологической экспертизы объектов или конструкторской и технологической документации.
Член экспертной комиссии отвечает за полноту, качество и своевременность проводимых им работ по МЭ. Он обязан: знать требования руководящих нормативных и методических документов по вопросам МлО, умело ими руководствоваться; выполнять работы в срок и с высоким качеством, соблюдать установленный режим секретности, правила техники безопасности; участвовать в разработке заключения (акта) и подготовке замечаний и предложений по вопросам МлО; подписывать заключение (акт).
Член экспертной комиссии имеет право: требовать от разработчика дополнительные материалы, необходимые для решения задач МЭ, или необходимые обоснования, включающие специальные расчеты и эксперименты; в ходе проведения МЭ объектов выдавать замечания и вносить предложения по совершенствованию их МлО; в случае необходимости представлять экспертной комиссии особые мнения и требовать их разрешения; ставить вопросы об улучшении работы экспертной комиссии.
Объем работ, выполняемых при МЭ, определяется программой МЭ, которая разрабатывается с учетом особенностей конкретного изделия и этапа проведения экспертизы. Основанием для разработки программы служат требования ТТЗ (ТЗ) на разработку (модернизацию изделий, НИР по метрологическому сопровождению, действующие нормативные документы и планы метрологических экспертиз. Она утверждается и доводится до заинтересованных организаций не позднее, чем за 15 дней до начала экспертизы.
Программа МЭ включает следующие разделы:
1. Общие положения (основание и цель МЭ, перечень участников).
2. Объекты экспертизы (наименование, тип изделия, его составные части и НТД).
3. Порядок проведения экспертизы (сроки, место, условия, состав лиц, организационные указания).
4. Задачи экспертизы (перечень задач решаемых при МЭ).
5. Методика проведения экспертизы (для каждой задачи – НД или методика).
6. Материально-техническое обеспечение (порядок и сроки представления документации и изделий; порядок обеспечения экспертов необходимыми техническими средствами; порядок представления руководящих, нормативных, отчетных и методических документов; транспортно-жилищное обеспечение).
7. Отчетность (требования к оформлению результатов МЭ и расчет рассылки).
8. Приложения (перечень нормативных, руководящих и методических документов, необходимых для проведения МЭ, справочные и другие данные).
Программа может не составляться при проведении МЭ проектов ТТЗ (ТЗ).
По результатам МЭ составляется заключение (акт) по установленной форме, которое прилагается к общему акту (отчету) по результатам выполнения проводимых на данном этапе работ или может быть его составной частью. Члены экспертной комиссии (группы), не согласные с результатами МЭ по отдельным вопросам, подписывают экспертное заключение с особым мнением, которое излагают в отдельном приложении к заключению. Председатель экспертной комиссии (группы) на каждое особое мнение составляет свое заключение.
Заключение по результатам МЭ, подписанное членами экспертной комиссии (группы), в трехдневный срок направляют для утверждения в организацию, назначившую экспертную комиссию (группу). Утвержденное заключение (с приложением особых мнений) направляют:
- должностным лицам, утвердившим план и программу МЭ;
- заказывающему управлению;
- головному разработчику;
Выписки из заключения высылают заинтересованным организациям, учреждениям и предприятиям (в части, их касающейся).
Для устранения недостатков и реализации рекомендаций экспертной комиссии (группы) разработчик (изготовитель) изделия составляет план мероприятий. Обобщенные материалы проведенных МЭ изделий, сведения об устранении недостатков докладываются соответствующими должностным лицами.
Обычно рекомендации МЭ направлены на совершенствование МлО изделий и предполагают проведение следующих мероприятий:
- сокращение числа контролируемых параметров, номенклатуры и числа СИ, подлежащих поверке;
- введение дополнительного числа контрольных точек;
- снижение или повышение требуемой точности измерений;
- повышение достоверности контроля параметров;
- замена СИ и методики выполнения измерений;
- введение сокращенной программы поверки СИ;
- включение в комплект поставки дополнительных СИ;
- проведение доработки образца в целях повышения контролепригодности, надежности и ремонтопригодности;
- заказ нового поверочного оборудования и организация поверки СИ;
- доработка или корректировка НТД и др.
Если реализация рекомендаций МЭ улучшает хотя бы один показатель качества изделия и при этом не увеличивает затраты на эксплуатацию, то целесообразность ее выполнения не вызывает сомнения и она должны быть записана в заключение МЭ. Если же потребуются дополнительные затраты, то решение о реализации рекомендации принимает заказчик, т.к. только он может решать вопрос о дополнительных расходах.
При проведении МЭ изделий используются следующие документы:
· ТТЗ (ТЗ) на выполнение НИР и ОКР;
· материалы НИР, ОКР, эскизного (технического) проектирования;
· технические условия (ТУ) на изделие;
· программы и методики испытаний, отчеты по испытаниям;
· комплект эксплуатационных документов на изделие;
· соответствующие руководящие, нормативные и методические документы;
· перечень СИ для комплектации изделия;
· извещения (бюллетени) на корректировку эксплуатационной документации;
· нормативные документы на используемые методы и средства поверки СИ;
· материалы исследований МлО изделия, заключения МЭ предыдущих этапов, и др.
Установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля, а также обеспечения оптимальных режимов исследуемых процессов относится к числу основополагающих положений метрологической экспертизы. В связи с этим каждый результат измерений сопровождается указанием значений характеристик погрешности измерений, на основе которых он получен.
Показатели точности измерений – комплексы характеристик погрешности измерений, применение которых регламентировано рекомендациями МИ 1317-2004:
1) нижняя и верхняя границы, в пределах которых погрешность измерений находится с заданной вероятностью;
2) среднее квадратическое отклонение погрешности измерений;
3) характеристики случайной и неисключенной систематической составляющих погрешности измерений (СКО; АКФ; верхнюю и нижнюю границы).
Под нормой точности понимают предел допускаемой погрешности измерения данного параметра. Норму точности измерений выражают в тех же единицах, что и измеряемый параметр. Без норм точности измерений невозможны выбор и оценка правильности выбора средств измерений.
Назначение норм точности и контроль допускаемых отклонений основывается на следующем:
· требования к точности и достоверности результатов экономически и технически обоснованы;
· погрешности измерений сопоставимы с допусками и содержат, как правило, методическую и инструментальную составляющие;
· сопоставимы случайная и неисключенная систематическая составляющие погрешности;
· назначение требований к характеристикам в нормативных документах и проведение контроля осуществляются разными подразделениями или сотрудниками;
· установление норм точности измерений исключает возможность представления результатов измерений в форме, не удобной для практического применения;
· в случае отсутствия сведений о действительной функции распределения погрешности измерений ее принимают с некоторым запасом (например, равновероятностной в интервале, ограниченном нижним и верхним пределами погрешности).
К числу основополагающих положений, направленных на эффективное проведение метрологической экспертизы, относятся:
1) установление полноты и правильности требований к средствам и методикам измерений, оценка правильности их выбора;
2) выявление возможности преимущественного применения унифицированных, автоматизированных средств измерений, обеспечивающих получение заданной точности измерений и необходимой производительности;
3) оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности, а также соответствия производительности средств измерений и производительности технологического оборудования;
4) установление преимущественного применения аттестованных методик измерений;
5) установление правильности наименований и обозначений величин и их единиц;
6) установление правильности указаний по организации и проведению измерений для обеспечения безопасности труда;
7) определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов измерений, наличие стандартных или специальных программ обработки и соответствие их требованиям, предъявляемым к обработке результатов измерений, а также к формам их представления.
Полнота и правильность требований к средствам измерений основывается:
· на достаточности и рациональности выбранной формы задания этих требований;
· на соответствии принципа действия и конструктивных особенностей средств измерений решаемой метрологической задаче;
· на соответствии условий применения средств измерений условиям измерений;
· на возможности обеспечения производства необходимыми средствами измерений;
· на соответствии производительности средств измерений производительности технологического процесса.
Требования к средствам измерений являются достаточными, если указан диапазон их измерений и установлены требования к их метрологическим характеристикам, влияющим на погрешность измерений.
В общем случае в число метрологических характеристик средств измерений, к которым установлены требования, должны входить:
1) характеристики основной погрешности средств измерений;
2) характеристики, позволяющие учесть влияние внешних факторов;
3) характеристики средств измерений, позволяющие оценить погрешность из-за взаимодействия средств измерений с изделием и другими средствами измерений;
4) динамические характеристики средств измерений.
Из нескольких подходящих средств измерений выбирают те, которые, прежде всего, имеются в организации, дешевле, производительнее и проще в эксплуатации.