Виды и методы стандартизации
Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. При этом используют такие приемы как: систематизация; селекция; ранжирование и оптимизация. Систематизация – научно обоснованная классификация совокупности конкретных объектов стандартизации по определенным признакам. Селекция – отбор таких конкретных объектов стандартизации, которые признаются целесообразными для дальнейшего производства и применения в общественном производстве. Ранжирование – выстраивание объектов в определенной последовательности. Оптимизация – достижение наилучшего результата из множества возможных в некоторой конкретной ситуации и достижение рациональной степени эффективности.
Существует большое разнообразие схем классификации видов и методов стандартизации.
В зависимости от последующего влияния на развитие экономики можно выделить три вида стандартизации, принципиально отличающиеся подходом к установлению в стандартах соответствующих норм:
1) стандартизация по достигнутому уровню, устанавливающая показатели, отражающие свойства существующей и освоенной в производстве продукции;
2) опережающая стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. Это побуждает разработчиков объектов к совершенствованию, улучшению их качества;
3) комплексная стандартизация заключается в целенаправленном и планомерном установлении и применении системы взаимосвязанных требований как к самому объекту комплексной стандартизации в целом, так и к его основным элементам. Комплексная стандартизация призвана обеспечить разработку и внедрение комплексов взаимосвязанных и согласованных стандартов, охватывающих совокупность требований к объектам стандартизации: изделиям, их составным частям, сырью, материалам, технологии изготовления и т.п.
В стандартизации можно выделить два основныхнаправления развития: ограничительное ( методы симплификации и унификации ) и компоновочное ( методы типизации и агрегатирования ).
Метод стандартизации – совокупность приемов, обеспечивающих упорядочение в определенной области деятельности.
В зависимости от метода решения основной задачи различают четыре метода стандартизации: симплификация, унификация, типизация и агрегатирование.
Симплификация(ограничение) – метод стандартизации, заключающийся в простом сокращении числа применяемых при разработке изделия или при его изготовлении марок и сортиментов материалов, комплектующих изделий и т. п. до количества технически и экономически целесообразного для обеспечения требуемого качества. При этом в объекты стандартизации не вносят каких-либо существенных технических усовершенствований. Это деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются нецелесообразными (неперспективными) для дальнейшего производства и применения. Являясь простейшей формой стандартизации, симплификация оказывается экономически выгодной, т.к. приводит к упрощению производства, облегчает материально-техническое снабжение, складирование и отчетность.
Примеры: размеры гвоздей и шурупов ; эмпирическая сейсмическая шкала 1,2,3,…,12 баллов ; размеры одежды для взрослых 44,46,48,…,58 размер ; размеры обуви для взрослых 35,36, 37,…,46 размер; типоразмеры бутылок; перечень средств измерений допущенных для применения.
Часто метод стандартизации сводится к установлению рядов предпочтительных чисел, определяющих единую закономерность в системе стандартизуемых параметров и размеров,созданию ограничительных стандартов. Этот метод закладывает основу для отраслевой и межотраслевой стандартизации.
Набор установленных значений параметров продукции называется параметрическим рядом. Разновидностью параметрического ряда является размерный ряд. Процесс стандартизации параметрических рядов (параметрическая стандартизация) заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения главных параметров. Решается эта задача математическими методами. Так ГОСТ 8032-84 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел» предусматривает 4 основных ряда предпочтительных чисел (R5; 10; 20; 40) и два дополнительных (80 и 160), а в радиотехнике применяются принятые МЭК ряды Е (3; 6; 12; 24).
Унификация - рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. При необходимости, в конструкцию унифицируемых изделий и их элементов вносят технические усовершенствования и доработки. Унификация – сложное слово, составленное из двух латинских слов: «uni» - один и «facere» - делать, что в буквальном переводе означает «сделать одинаковыми».
Унификация (приведение к единообразию) является наиболее распространенной формой стандартизации. Она осуществляется путем анализа и сведения близких по назначению, конструкции и размерам изделий и их составных частей к единой унифицированной конструкции. Тем самым устанавливается минимально необходимое число типов, видов и типоразмеров изделий, обладающих взаимозаменяемостью.
Унификация позволяет сократить сроки разработки и производства, уменьшить стоимость, повысить надежность изделий и их ремонтопригодность. Признаками унификации являются: единообразие в конструктивном оформлении изделий и их функциональная законченность, подчинение основных параметров изделий общим требованиям, возможность использования унифицированных деталей в составе различных устройств.
Степень унификации оценивается степенью насыщенности нового или проектируемого изделия элементами других изделий, уже освоенных в производстве. Методика оценки - в РД-50-33-80. Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемости.
Примеры: параметрический ряд холодильников; унифицированный патрон калибра 7,62мм подходит к карабину СКС, к автомату АКМ и к пулемету РПК; унифицированные корпуса микросхем различного назначения; унифицированные корпуса других радиоэлементов.
Типизация - разработка и установление типовых решений (конструктивных, технологических, организационных и т.п.) на основе наиболее прогрессивных методов и режимов работы. Это отбор оптимального числа объектов стандартизации по их главному параметру. Типизация заключается в том, что некоторое конструктивное решение принимается за основное (базовое) для нескольких близких по функциональному назначению изделий. Требуемая же номенклатура и варианты изделий строятся на основе базовой конструкции путем внесения в нее ряда второстепенных изменений и дополнений. Поэтому метод иногда называют « методом базовых конструкций ». Типизация обычно завершается стандартизацией разработанных типовых объектов и включением их в различные каталоги и классификаторы.
Основные направления развития типизации: 1) создание типовых технологических процессов; 2) создание типовых изделий общего назначения; 3) разработка типовых руководящих документов и методик; 4)установление типоразмеров на основе параметрических рядов.
Примеры: Типовые размеры корпусов различных средств измерений; габаритные размеры железнодорожных вагонов; типовые лифты домов; дверные проемы в домах; самосвалы различной грузоподъемности; типовые конструкции телевизоров; типовая тара.
Агрегатирование- метод создания новых машин, приборов и другого оборудования путем компоновки конечного изделия из ограниченного набора стандартных унифицированных узлов и агрегатов, обладающих геометрической и функциональной взаимозаменяемостью. Агрегат – это укрупненный унифицированный узел, обладающий такими признаками как: функциональная и конструктивная законченность, возможность повторного использования в других изделиях, конструктивная преемственность при модернизации, отделимость и полная взаимозаменяемость. Крупный агрегат это модуль в модульной конструкции.
Агрегатирование является одним из наиболее прогрессивных методов конструирования изделий, т.к. значительно сокращает трудоемкость проектирования, производства и ремонта изделий, повышает уровень взаимозаменяемости, способствует специализации предприятий, автоматизации производственных процессов, улучшению качества. Этот метод основан на принципах комплексности, совместимости и эффективности.
Если унификация приводит к уменьшению количества типоразмеров изделий одинакового функционального назначения, то агрегатирование – увеличивает число стандартизированных изделий специального назначения. Принцип агрегатирования широко используется в Единой системе технологической подготовки производства (ЕСТПП – ГОСТ 14.). В машиностроении используется метод базового агрегата, при котором, присоединяя к базовой модели машины специальное оборудование, получают ряд производственных машин разнообразного назначения. Агрегатирование нашло широкое применение в радиоэлектронике при проектировании аппаратуры на основе функционально-узлового метода.
Примеры: Легковые автомобили марки ВАЗ различных моделей имеют много общих агрегатов (корпуса, двигатели, колеса и др.); унифицированные узлы цветных телевизоров; комплектующие устройства ПЭВМ (материнские платы, процессоры, мониторы, принтеры, модемы и др.), корпусная мебель, некоторые виды упаковок; 15 размеров мебельных щитов позволяют собирать 52 вида мебели.
Системы стандартов представляют собой комплексы стандартов, охватывающие различные отрасли науки, производства и управления. На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны и успешно функционируют системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях экономики.
Нормативно-техническую и организационно-методическую основу производства конкретных видов, типов, групп продукции составляют межотраслевые системы стандартов, регламентирующие технические характеристики, требования к качеству и надежности изделий, способы и методы достижения и контроля этих требований и др. Отраслевые системы включают также комплексы стандартов на термины, определения и обозначения, применяемые в отрасли.
Межотраслевые системы стандартизации – комплексы основополагающих общетехнических стандартов, предназначенных для регламентации требований, норм и правил, которые обеспечивают взаимопонимание, техническое единство, взаимосвязь и совместимость в различных отраслях народного хозяйства. Общетехнические и организационно-методические стандарты, объединенные в системы стандартов, составляют около 15% фонда стандартов. Объектом стандартизации может быть только объект: имеющий альтернативные варианты, имеющий перспективу многократного применения и влияющий на экономическую эффективность некоторого процесса.
Все межотраслевые стандарты можно подразделить на четыре группы:
· стандарты, предназначенные для обеспечения качества продукции (процессов, работ и услуг);
· социальные стандарты, обеспечивающие безопасность труда, охрану окружающей среды; защиту социально незащищенных слоев населения;
· стандарты, предназначенные для информационного обеспечения производственной и управленческой деятельности;
· стандарты по оценке и подтверждению соответствия.
Единая государственная система стандартов обеспечивает единообразие и наивысшую эффективность проведения важнейших видов работ, общих для различных отраслей экономики. Она пока включает 26 межотраслевых систем стандартов. Большинство межотраслевых систем стандартов представлены совокупностью ГОСТов и ГОСТ Р, которым присваивается общий шифр, состоящий из одной или двух цифр с точкой.
В настоящее время действуют следующие межотраслевые системы (комплексы) стандартов, которым присвоен шифр:
· 1. Государственная система стандартизации РФ (ГСС);
· 2. Единая система конструкторской документации (ЕСКД);
· 3. Единая система технологической документации (ЕСТД);
· 4. Система показателей качества продукции (СПКП);
· 6. Унифицированная система документации (УСД);
· 7. Система информационно-библиографической документации (СИБИД);
· 8. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
· 9. Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий (ЕСЗКС);
· 10. Стандарты на товары, поставляемые на экспорт;
· 12. Система стандартов безопасности труда (ССБТ);
· 13. Репрография;
· 14. Технологическая подготовка производства;
· 15. Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП);
· 17. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП);
· 19. Единая система программных документов (ЕСПД);
· 21. Система проектной документации для строительства (СПДС);
· 22. Безопасность в чрезвычайных ситуациях (БЧС);
· 23. Обеспечение износостойкости изделий;
· 24. Система технической документации на АСУ;
· 25. Расчеты и испытания на прочность;
· 26. Средства измерений и автоматизации;
· 27. Надежность в технике;
· 29. Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения;
· 31. Технологическая;
· 34. Информационная технология;
· 40. Система сертификации ГОСТ Р.
Процесс комплектования уже существующих комплексов до сих пор еще продолжается. Возможно и создание новых комплексов. Некоторые комплексы уже почти сформированы (например, Система автоматического проектирования — САПР, или Единая система допусков и посадок — ЕСДП), но им пока не присвоен шифр комплекса).
2.12 . Стандартизация оборонной продукции
Военная стандартизация – это установление требований, правил и норм, предназначенных для использования при разработке, производстве и эксплуатации вооружения и военной техники, а также военного имущества. Военная стандартизация является средством упорядочения деятельности организаций-разработчиков и заказчика по созданию и эксплуатации оборонной продукции. Объектами стандартизации являются: оборонная продукция; процессы создания, применения и утилизации; системы документации и др.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 17.10.2009 года № 822 утвердило «Положение об особенностях стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции».
Положение не распространяется на регулирование особенностей стандартизации продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, не относящихся к оборонной продукции, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанных продукции и объектов.
В этом Положении введены понятия:
а) "оборонная продукция"(ОП)- продукция (работы, услуги), поставляемая для федеральных государственных нужд по оборонному заказу;
б) "военная продукция"- часть оборонной продукции, которая разрабатывается, производится, эксплуатируется, утилизируется и захоранивается в соответствии с обязательными требованиями в области технического регулирования, установленными государственными заказчиками оборонного заказа и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
в) "межгосударственный военный стандарт"- стандарт, принятый уполномоченным межгосударственным органом (межгосударственной организацией) по стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции и (или) процессам ее разработки, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, обязательность применения которого определяется государственными заказчиками оборонного заказа и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
г) "государственный военный стандарт"- стандарт, принятый национальным органом по стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции и (или) процессам ее разработки, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, обязательность применения которого определяется государственными заказчиками оборонного заказа и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
д) "отраслевой военный стандарт"- стандарт, принятый федеральным органом исполнительной власти, устанавливающий требования к военной продукции и (или) процессам ее разработки, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, обязательность применения которого определяется государственными заказчиками оборонного заказа и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
е) "военное дополнение к стандарту"- документ по стандартизации, принятый органом, уполномоченным утверждать (принимать) соответствующие стандарты, дополняющий требования стандарта (межгосударственного, государственного, отраслевого) в отношении оборонной продукции при его использовании;
ж) "стандарт военного положения (государственный, отраслевой)"- стандарт, принятый (утвержденный) национальным органом по стандартизации или федеральным органом исполнительной власти, устанавливающий применяемые в период военного положения характеристики оборонной продукции, принципы и правила ее разработки, производства, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения и вводимый в действие по особому указанию;
з) "дополнение к стандарту на период военного положения"- документ, принятый органом, уполномоченным утверждать (принимать) соответствующие стандарты, устанавливающий измененные требования военного стандарта (государственного, отраслевого) или стандарта (государственного, отраслевого) и направленный на повышение производственных возможностей по выпуску оборонной продукции в период военного положения;
и) "национальный стандарт ограниченного распространения"- стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации, устанавливающий требования к продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, и (или) процессам разработки, производства, строительства, монтажа, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции и содержащий сведения, составляющие государственную тайну и (или) относимые к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа;
к) "объект стандартизации оборонной продукции"- оборонная продукция (работы, услуги), а также процессы ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, подлежащие или подвергнувшиеся стандартизации;
л) "головная организация по стандартизации оборонной продукции"- организация, уполномоченная государственным заказчиком для научно-методического руководства, планирования, осуществления и информационного обеспечения деятельности по стандартизации оборонной продукции;
м) "сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции", "изменения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции"- документы, разрабатываемые для информационного обеспечения государственных заказчиков оборонного заказа и исполнителей оборонного заказа в отношении документов по стандартизации оборонной продукции, а также для отнесения документов, включаемых в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции или в изменения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции, к области стандартизации оборонной продукции;
н) "указатель государственных военных стандартов", "изменения указателя государственных военных стандартов"- документы, разрабатываемые для информационного обеспечения государственных заказчиков оборонного заказа и исполнителей оборонного заказа в отношении документов по стандартизации оборонной продукции, принятых (утвержденных) национальным органом по стандартизации;
о) "указатель национальных стандартов ограниченного распространения"- документ, разрабатываемый для обеспечения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, имеющих право на получение документов по стандартизации ограниченного распространения, информацией о национальных стандартах ограниченного распространения, утвержденных национальным органом по стандартизации;
п) "внедрение документа по стандартизации оборонной продукции"– осуществление организационно-технических мероприятий (организация, проведение работ, контроль за выполнением работ и соблюдением требований документа по стандартизации), обеспечивающих выполнение требований, установленных стандартом;
р) "информационное обеспечение"- предоставление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции, об изменениях этого состава или содержания отдельных документов, а также распространение отдельных документов по стандартизации оборонной продукции;
с) "распространение документов по стандартизации оборонной продукции"- предоставление в установленном порядке официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции;
т) "информационный центр стандартизации оборонной продукции"- организация (орган управления), уполномоченная Министерством обороны РФ на организацию планирования работ по стандартизации оборонной продукции, информационного обеспечения и распространения документов по стандартизации оборонной продукции, сопровождения основополагающих систем национальных стандартов в интересах всех участников по стандартизации оборонной продукции, а также ведения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции".
Участники работ по стандартизации оборонной продукции, а также документы по стандартизации оборонной продукции образуют систему стандартизации оборонной продукции.
Документы по стандартизации оборонной продукции, включенные в сводный перечень документов по стандартизации оборонной продукции (далее - сводный перечень) и указатель государственных военных стандартов, образуют фонд документов по стандартизации оборонной продукции, являющийся федеральным информационным ресурсом. Документы по стандартизации оборонной продукции, разработанные за счет средств федерального бюджета, являются федеральной собственностью.
Деятельность государственных заказчиков оборонного заказа и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по стандартизации оборонной продукции осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусматриваемых им на соответствующий год по следующим направлениям:
а) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые по оборонному заказу;
б) реализация федеральных целевых программ в рамках оборонного заказа;
в) реализация программы разработки национальных стандартов;
г) реализация мероприятий, предусмотренных программами и годовым планом стандартизации военной продукции;
д) проведение экспертизы проектов национальных стандартов и документов по стандартизации оборонной продукции;
е) формирование, ведение и актуализация государственными заказчиками фонда документов по стандартизации оборонной продукции. Формирование и ведение фонда документов по стандартизации оборонной продукции может осуществляться за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, заинтересованных в получении соответствующей информации и документов по стандартизации оборонной продукции, на основе договоров и в порядке, устанавливаемом Министерством промышленности и торговли РФ по согласованию с Министерством финансов РФ;
ж) выполнение мероприятий, предусмотренных Положением.
Особенности стандартизации продукции (работ, услуг), поставляемой по оборонному заказу, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения заключаются:
а) в требованиях, предъявляемых к объектам стандартизации оборонной продукции;
б) в принципах работ по стандартизации оборонной продукции;
в) в документах по стандартизации оборонной продукции, а также в документах по стандартизации, содержащих требования к оборонной продукции;
г) в особом порядке планирования и разработки проектов документов по стандартизации оборонной продукции, их согласования, утверждения, издания, внедрения, распространения, а также внесения в них изменений;
д) в формировании и ведении информационного фонда документов по стандартизации оборонной продукции;
е) в механизме применения документов по стандартизации оборонной продукции.
Стандартизация оборонной продукции направлена на обеспечение:
а) единой технической политики в области стандартизации оборонной продукции;
б) необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
в) качества, конкурентоспособности и безопасности оборонной продукции;
г) сокращения затрат на разработку, производство, эксплуатацию и утилизацию оборонной продукции, а также сроков разработки оборонной продукции;
д) совместимости и взаимозаменяемости составных частей, комплектующих изделий и материалов оборонной продукции, а также оптимизации ее номенклатуры;
е) повышения технических возможностей и мобилизационной готовности промышленности в интересах обороны и безопасности страны;
ж) эффективного использования средств производства оборонной продукции и достижений научно-технического прогресса при разработке оборонной продукции;
з) энергетической эффективности технологий и материалов оборонной продукции;
и) сопоставимости результатов исследований (испытаний) и единства измерений.
Стандартизация оборонной продукции осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) обязательность применения документов по стандартизации оборонной продукции и документов по стандартизации, содержащих требования к оборонной продукции, устанавливаемая государственными заказчиками оборонного заказа в соответствии с областью распространения и сферой действия таких документов;
б) использование единой системы планирования разработки документов по стандартизации оборонной продукции;
в) использование единого информационного обеспечения и научно-исследовательского сопровождения работ;
г) исключение дублирования требований к объектам стандартизации оборонной продукции, предусмотренных положениями применяемых стандартов;
д) комплексность стандартизации, обеспечивающая проведение работ по стандартизации взаимосвязанных объектов стандартизации в увязке с перспективами развития вооружения, военной и специальной техники и технического оснащения организаций оборонно-промышленного комплекса;
е) использование единой терминологии, единых правил идентификации оборонной продукции, единых систем классификации и кодирования.
В качестве документов по стандартизации, устанавливающих требования к оборонной продукции, а также к процессам ее проектирования (включая изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения на территории РФ, применяются следующие документы:
а) межгосударственные военные стандарты (ГОСТ В …);
б) государственные военные стандарты (ГОСТ РВ …);
в) отраслевые военные стандарты (ОСТ В …);
г) межгосударственные стандарты и военные дополнения к ним (ГОСТ ВД..);
д) государственные стандарты и военные дополнения к ним (ГОСТ Р ВД..);
е) отраслевые стандарты и военные дополнения к ним (ОСТ ВД…);
ж) государственные военные стандарты и дополнения к ним на период военного положения (ГОСТ РВ …ВД);
з) государственные стандарты и дополнения к ним на период военного положения (ГОСТ Р …ВД);
и) отраслевые военные стандарты и дополнения к ним на период военного положения (ОСТ В …ВД);
к) отраслевые стандарты и дополнения к ним на период военного положения (ОСТ …ВД);
л) государственные военные стандарты военного положения (ГОСТ РВ …В);
м) государственные стандарты военного положения (ГОСТ Р …В);
н) отраслевые военные стандарты военного положения (ОСТ В …В);
о) отраслевые стандарты военного положения (ОСТ …В);
п) межгосударственные и государственные стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции (*);
р) отраслевые стандарты с едиными требованиями для оборонной и народно-хозяйственной продукции (*);
с) межгосударственные, национальные, отраслевые стандарты и национальные стандарты ограниченного распространения;
т) стандарты организаций, применяемые при выполнении оборонного заказа;
у) правила, нормы и рекомендации по стандартизации и каталогизации оборонной продукции;
ф) классификатор стандартов на оборонную продукцию;
х) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
ц) единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд;
ч) нормативно-технические документы системы общих технических требований (ОТТ) к видам вооружения и военной техники.
Примеры:
ГОСТ В 15.207-90 «Система разработки и постановки на производство военной техники. Порядок проведения работ по стандартизации и унификации в процессе разработки и постановки на производство изделий военной техники».
ГОСТ РВ 1.0-98 «ГСС РФ. Стандартизация оборонной продукции. Основные положения».
ГОСТ РВ 15.002-2003 «ССПП. Военная техника. Системы менеджмента качества. Общие требования».
ГОСТ РВ 20.57.414-97 «Методы оценки соответствия требованиям к надежности».
ГОСТ РВ 8.573-2000 «ГСИ. Метрологическая экспертиза образцов вооружения и военной техники. Организация и порядок проведения».
ГОСТ Р ВД 2.601-96 «ЕСКД. Эксплуатационные документы».
ГОСТ Р ВД 2.602-96 «ЕСКД. Ремонтные документы».
РД В 319.01.13-99 «Оценка метрологического обеспечения».
Сведения о документах, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "д", "ж", "з", "л", "м", "п", "у", "х" и "ц", включаются в указатель государственных военных стандартов. Сведения о документах, указанных в подпунктах "в", "е", "и", "к", "н", "о", "р" - "у", "ф" и "ч", включаются в сводный перечень.
Планирование, разработка и применение этих документов осуществляются в пределах установленных полномочий Министерством обороны РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии как национальным органом по стандартизации, государственными заказчиками оборонного заказа и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере оборонно-промышленного комплекса.
Участниками деятельности по стандартизации оборонной продукции являются также определенные в установленном порядке головные организации по стандартизации оборонной продукции (по группам однородной продукции и (или) видам работ (услуг)), информационный центр стандартизации оборонной продукции и головные исполнители (исполнители) оборонного заказа.
Официальное издание и распространение документов по стандартизации оборонной продукции осуществляются государственными заказчиками работ по стандартизации продукции (работ, услуг) в пределах их компетенции и в порядке, устанавливаемом государственными военными стандартами.
Разработка документов по стандартизации ОП осуществляется в соответствии с годовыми планами и включает в себя следующие этапы:
а) разработка и утверждение технического задания;
б) разработка проекта документа и направление его для составления отзыва в организации, перечень которых определен техническим заданием;
в) доработка проекта документа с учетом полученных замечаний и предложений и направление его на согласование в организации, перечень которых определен техническим заданием;
г) подготовка к принятию (утверждению), в том числе проведение экспертизы, принятие (утверждение) и учет документа.
Обязательность применения документов по стандартизации оборонной продукции и документов устанавливается государственными заказчиками оборонного заказа.
В области обороны и безопасности применяются комплексы государственных военных стандартов (КГВС) «Мороз-6» и «Климат-7», которые регламентируют требования к ОП, обеспечение контроля и испытаний оборонной продукции.