Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений»
Метрологическое обеспечение – это область деятельности человека, которая, наряду с техническим регулированием, подлежит всестороннему нормативно-правовому регулированию. Это позволяет скоординировать действия Росстандарта, Федеральных органов исполнительной власти, многочисленных метрологических служб и их подразделений, различных юридических и физических лиц по обеспечению единства измерений в стране.
Законодательная метрология – раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений.
Законодательная метрология является одним из компонентов метрологического обеспечения и отражает законы, постановления правительства, технические регламенты, международные и национальные стандарты, нормы, правила, требования, рекомендации и другие нормативные документы, обеспечивающие регламентацию и контроль со стороны государства сферы метрологического обеспечения (рис. 2.1). Предметом законодательной метрологии является установление юридических и технических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и требуемой точности измерений в интересах государства и общества.
Особую актуальность законодательная метрология имеет при организации метрологического обеспечения в сфере обороны и безопасности страны и, в частности, в Вооруженных силах РФ. Знание нормативно-правовых актов и правильное использование нормативно-технической документации позволяют избежать нарушений метрологических правил и норм при метрологическом обслуживании вооружения и военной техники, обеспечить безопасность жизни людей и охрану окружающей среды, защитить от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
Рис. 2.1. Содержание законодательной метрологии
Право – это система общеобязательных правил (норм) поведения, установленных либо санкционированных государством, закрепленных в официальных документах и поддерживаемых силой государственного принуждения. Это результат правотворческой деятельности государства.
Правовое регулирование– форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащихся в нормах права.
Нормативность означает, что содержанием права являются общеобязательные правила поведения, правовые нормы.
Норма права (правовая норма) – форма выражения права, которая обладает следующими признаками: обязательность, общий характер, многократность применения, регулирование наиболее важных для государства отношений в обществе. Нормы права устанавливаются и охраняются государством, в том числе путем государственного принуждения.
Нормы права классифицируются в зависимости от того, какую сферу отношений они регулируют. В соответствии с этим право делится на отрасли: конституционное право, административное право, гражданское право, финансовое право, трудовое право, земельное право, жилищное право, семейное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, исправительно-трудовое право.
Норма права может быть воплощена в одном нормативном акте или может быть как бы «разбросана» по различным нормативным правовым актам.
Нормативные правовые акты – официальные документы, содержащие юридические нормы (т.е. общеобязательные правила поведения), принимаемые государственными органами либо иными уполномоченными органами или лицами. В РФ в систему нормативно-правовых актов входят: Конституция; законы; подзаконные акты (Рис.2.2).
Нормативно-правовой акт – документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы. Это форма выражения правовых норм.
Нормативно-правовым актам присущи следующие признаки:
1) в них устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права;
2) они облекаются в форму официального документа;
3) они принимаются уполномоченными на то государственными органами.
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок принятия означает, что в России законы принимаются парламентским путем или путем референдума.
Законы делятся на три группы: конституционные законы, федеральные (обычные) законы и законы субъекта Федерации, принятые по предмету ведения субъекта Федерации. По юридической силе федеральный закон занимает второе место после конституции (основного закона).
Отдельная разновидность текущих законов – кодексы, представляющие собой сложные систематизированные акты по какой-нибудь отрасли права.
Документ– материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную в установленном порядке, имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Самыми многочисленными подзаконными актами являются нормативные документы – документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
На рис.2.2 показана классификация юридических актов.
Пирамида подчиненности нормативно-правовых актов приведена на рис.2.3.
Рис. 2.2. Классификация юридических актов
В Российской Федерации в сфере метрологического обеспечения (МлО) применяются следующие федеральные законы:
1. Закон «Об обеспечении единства измерений»
2. Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
3. Закон «О техническом регулировании»
4. Закон «О защите прав потребителей»
5. Технические регламенты по обеспечению единства измерений
6. Трудовой кодекс РФ.
Рис. 2.3. Пирамида подчиненности нормативно-правовых актов
Порядок разработки нормативных документов в области метрологического обеспечения отражен в соответствующих рекомендациях по метрологии.
Обеспечение единства измерений (ЕИ) является частью метрологического обеспечения (МлО), которое определяется как установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
Предметом законодательной метрологии является установление технических и юридических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и необходимой точности измерений в интересах общества.
Законодательная метрология отражает аспекты государственного регулирования в области обеспечения единства измерений и метрологической деятельности посредством законов и подзаконных актов, которые вводятся в практику через Государственную метрологическую службу и метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц.
К области законодательной метрологии относятся:
- Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений (ГРОЕИ);
- Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
- испытания и утверждение типа средств измерений (СИ);
- поверка и калибровка СИ;
- подтверждение соответствия СИ;
- метрологическая экспертиза (МЭ);
- государственный метрологический надзор (ГМН);
- организационные вопросы аккредитации и других видов метрологической деятельности.
Обеспечение единства измерений (ОЕИ) – деятельность, направленная на установление и применение научных, правовых, организационных и технических основ, правил, норм и средств, необходимых для достижения заданного уровня единства измерений.
В большинстве стран создана правовая база метрологии и законодательная метрология служит инструментом государственного управления, объект которого – обеспечение единства измерений и защита прав потребителей. Законодательные акты, принятые парламентами этих стран, гармонизированы с методическими документами Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и метрологическим законодательством промышленно развитых стран.
Деятельность по ОЕИ направлена на охрану прав и законных интересов граждан и установленного правопорядка и экономики, а также на содействие экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений правительства и нормативных документов.
Правовую и нормативную основу обеспечения единства измерений в Вооруженных Силах РФ составляют Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений», постановления Правительства РФ, комплекс основополагающих технических регламентов, государственных стандартов (ГОСТ; ГОСТ Р; ГОСТ В; ГОСТ РВ), правил (ПР 50.2. ) и рекомендаций (МИ) по метрологии, методики поверки средств измерений и военные поверочные схемы, согласованные с Министерством Обороны РФ постановления Росстандарта, Приказы Министра Обороны РФ и командующих видами и родами ВС по вопросам метрологического обеспечения в ВС РФ.
Сфера обороны и безопасности РФ определена: законом «Об обороне», законом «О безопасности», Положением «О системе обеспечения единства и точности измерений в сфере обороны и безопасности РФ» (Постановление Госстандарта 1997г.№10), Положением «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности РФ» (Постановление Правительства РФ 2009 г. №780).
В настоящее время законы «Об обеспечении единства измерений» действуют более чем в пятидесяти странах – членах Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). В Российской Федерации закон РФ «Об обеспечении единства измерений» №4871 появился в 1993 году. В соответствии с этим законом государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществлял Госстандарт России. В 2004 году в связи с реформой системы государственного управления эти функции были разделены между Департаментом технического регулирования и метрологии Минпромторга России и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (краткое наименование Ростехрегулирование, а с 2010 г. – Росстандарт). В 2008 году был принят новый Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» №102-фз.
Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» №102-фз (2008г) регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их применении, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений. В нем вместо государственного метрологического контроля и надзора (ГМКН) используется понятие государственного регулирования обеспечения единства измерений (ГРОЕИ) и определены шесть форм ГРОЕИ. Введен уведомительный характер информирования о деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений для сферы ГРОЕИ. Установлено, что проекты нормативно-правовых актов подлежат обязательной метрологической экспертизе. Закон учитывает документы Международной организации законодательной метрологии и положения Федерального закона «О техническом регулировании».
Целями Федерального закона «Об обеспечении единства измерений являются:
1) установление правовых основ обеспечения единства измерений в РФ;
2) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;
3) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;
4) содействие развитию экономики РФ и научно-техническому прогрессу.
По сравнению с ранее действовавшим и отмененным Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» 1993 г. №4871, новый закон позволяет:
· устранить избыточное государственное регулирование в области обеспечения единства измерений и ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
· совершенствовать эталонную базу страны;
· создать систему аккредитации в области обеспечения единства измерений, соответствующую современным направлениям экономического развития и международным подходам к аккредитации;
· гармонизировать нормативную правовую базу с международным законодательством в области метрологии;
· создать условия для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений;
· создать основанный на конкуренции рынок работ и услуг в области обеспечения единства измерений.
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) РФ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в определенной области деятельности и производства, создают метрологические службы и определяют в пределах их компетенции перечни измерений, относящихся к сфере ГРОЕИ, по согласованию с ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (т.е. Минпромторгом и Росстандартом). Структура и краткое содержание ФЗ «Об обеспечении единства измерений» №102-фз представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - ФЗ «Об обеспечении единства измерений» 2008 г. №102-ФЗ
СТРУКТУРА | СОДЕРЖАНИЕ |
ГЛАВЫ: | СТАТЬИ: |
1. Общие положения | - Цели и сфера действия ФЗ - Основные понятия - Законодательство РФ об ОЕИ - Международные договоры |
2. Требования к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений | - Требования к измерениям - Требования к единицам величин - Требования к эталонам ЕВ - Требования к стандартным образцам - Требования к средствам измерений - Технические системы и устройства с измерительными функциями |
3. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений | - Формы государственного регулирования в области ОЕИ - Утверждение типа стандартных образцов или средств измерений - Поверка средств измерений - Метрологическая экспертиза - Государственный метрологический надзор (ГМН) - Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие ГМН - Права и обязанности должностных лиц при осуществлении ГМН |
4. Калибровка средств измерений | - Калибровка средств измерений |
4. Аккредитация в области ОЕИ | - Аккредитация в области ОЕИ |
6.Федеральный информационный фонд по ОЕИ. | - Федеральный информационный фонд (ФИФ) по ОЕИ |
7. Организационные основы обеспечения единства измерений | - Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по ОЕИ - Метрологические службы ФОИВ |
8. Ответственность за нарушение законодательства РФ об ОЕИ | - Ответственность ЮЛ и ИП - Ответственность должностных лиц |
9. Финансирование в области ОЕИ | - Финансирование в области ОЕИ за счет средств федерального бюджета - Оплата работ и услуг по ОЕИ |
10. Заключительные положения | - Заключительные положения - О признании утратившими силу -Вступление в силу ФЗ. |