Тематика контрольных работ

Вариант 1

1. Предмет философии.

2. Философское учение о бытии.

3. Гносеологический оптимизм.

4. Понятие «общество».

5. Бренность и бессмертие человека.

 

Тесты

1. Философия как самостоятельное духовное образование возникает в период:

А) II – I вв. до н.э.; Б) VII – VI вв. до н.э.; В) III – IV вв. н.э.; Г) I – II вв. н.э.

 

2. В философии Нового времени утверждается разделение:

А) бытия и сознания; Б) бытия и небытия; В) механизма и организма; Г) души и тела.

 

3. Идеализация русских самобытных начал характерна для:

А) славянофилов; Б) западников; В) народников; Г) марксистов.

 

4. Как называется учение о ценностях?

А) аксиология; Б) андрагогика; В) антропология; Г) гносеология.

 

5. Что такое культура?

А) весь образ жизни, определяемый социальным окружением и приобретенный индивидом как членом данного общества; Б) процесс создания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой (сущностной) природы при помощи созданных им материальных и духовных средств; мера человеческого в человеке; В) система технологий и продуктов деятельности, сумма норм общественной жизни людей; Г) поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством символических действий, слов или подражания.

 

Вариант 2

1. Место и роль философии в культуре.

2. Современные представления об уровнях организации материи.

3. Предмет гносеологии.

4. Общество как совокупность отношений.

5. Смысл проблемы сознания.

 

Тесты

1. Древнеиндийскую и древнекитайскую философию характеризуют:

А) отказ от религиозных ценностей; Б) опора на научные теории; В) отказ от мифологической картины мира; Г) практическая ориентированность.

 

2. Умозрительное истолкование природы без опоры на опытное естествознание называется: А) метафизикой; Б) натурфилософией; В) утопией; Г) социал-дарвинизмом.

 

3. Представителем антропологического материализма в русской философии является:

А) В.С. Соловьев; Б) Н.Г. Чернышевский; В) П.А. Флоренский; Г) М.В. Ломоносов.

 

4. Как называется подход, при котором ценности выводятся из эмпирической (социальной или природной) реальности или считаются обусловленными ею?

А) аксиологический; Б) антропологический; В) натуралистический; Г) трансцендентный.

 

5. Укажите правильное положение:

А) культура – это надстройка общества; Б) культура – это самостоятельный элемент общества, находящийся вне базиса и надстройки; В) культура – это явление, существующее только в рамках цивилизации; Г) культура – это явление, характеризующее структуру общественно-экономических формаций и цивилизаций.

 

 

Вариант 3

1. Возникновение философии.

2. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании бытия.

3. Чувственный уровень познания и его формы.

4. Единство и многообразие в развитии общества.

5. Проблема антропогенеза.

 

Тесты

1. Переход от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению можно проследить в китайском произведении:

А) Книга перемен; Б) Бхагавадгита; В) Махабхарата; Г) Лунь Юй.

 

2. Человеческий разум становится критерием развития общества и культуры в философии:

А) античности; Б) Нового времени; В) Возрождения; Г) Просвещения.

 

3. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был:

А) Н. Федоров; Б) В. Соловьев; В) М. Бакунин; Г) А. Лосев.

 

4. Как называется подход, при котором ценности рассматриваются существующими как бы независимо от реальности и данными человеку непосредственно в его опыте?

А) аксиологический; Б) антропологический; В) натуралистический; Г) трансцендентный.

 

5. Слово культура в переводе с _____языка означает возделывание, обработка земли:

А) греческого; Б) английского; В) латинского; Г) немецкого.

 

Вариант 4

1. Основной вопрос философии и варианты его решения.

2. Диалектика и ее альтернативы.

3. Проблема истины и заблуждения.

4. Проблема взаимодействия общества с природой.

5. Человек в «пограничных ситуациях».

 

Тесты

1. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался:

А) ци; Б) дао; В) ян; Г) инь.

 

2. Естественное состояние по Т. Гоббсу, это:

А) равновесие любви и ненависти; Б) война всех против всех; В) любовь к ближнему;

Г) примирение с действительностью.

 

3. Центральным понятием в философии С. Л. Франка было:

А) ноосфера; Б) София; В) всеединство; Г) соборность.

 

4. Что такое ценность?

А) материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета (свойства, отношения) и используемый для обработки информации; Б) обобщенное, устойчивое представление о чем-то предпочитаемом как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, целям человека или другого социального субъекта; В) образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы; Г) специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

 

5. Противопоставление культуры и цивилизации характерно для:

А) философии античности; Б) философии средних веков; В) философия эпохи Возрождения; Г) неклассической философии XIX - XX вв.

 

Вариант 5

1. Функции философии.

2. Понятия материального и идеального и их соотношение.

3. Проблема критериев истины.

4. Традиции и новаторство в развитии общества.

5. Ненасилие и самосовершенствование человека.

 

Тесты

1. Основу философии Конфуция составляет (ют):

А) проблема бытия; Б) проблема развития общества; В) проблемы человека, семьи и государства; Г) проблема познания.

 

2. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как:

А) Сократ, Платон, Аристотель; Б) Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах;

В) Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо; Г) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

 

3. Автором философии «общего дела» является:

А) Н.Ф. Федоров; Б) Л.Н. Толстой; В) К.Э. Циолковский; Г) М.В. Ломоносов.

 

4. Что такое идеал?

А) материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета (свойства, отношения) и используемый для обработки информации; Б) обобщенное, устойчивое представление о чем-то предпочитаемом как о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям, интересам, целям человека или другого социального субъекта; В) образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы; Г) специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

 

5. Этическая позиция, связывающая смысл жизни с наслаждением, характерна для:

А) альтруизма; Б) гедонизма; В) эвдемонизма; Г) стоицизма.

 

Вариант 6

1. Плюрализм философских учений и варианты их классификации.

2. Категории и принципы диалектики.

3. Эмпирический уровень научного познания.

4. Многообразие подходов к изучению общества.

5. Личность и самосознание.

 

Тесты

 

1. Философия как теоретическая форма мировоззрения впервые возникает в:

А) Китае; Б) Греции; В) Индии; Г) Вавилоне.

 

2. Философ, автор учения о множественности субстанций, это:

А) Дж. Бруно; Б) Г. Лейбниц; В) Ф. Аквинский; Г) Августин.

 

3. Философ русского зарубежья, автор исследования « О сопротивлении злу силой»:

А) А.Ф. Лосев; Б) Н.О. Франк; В) П.А. Флоренский; Г) И.А. Ильин.

 

4. В чем состоит задача этики как философской дисциплины?

А) изучение сущности и существования человека; Б) изучение того, как люди поступают в той или иной культуре; В) исследование того, как люди должны поступать; Г) исследование того, что люди считают добром и злом.

 

5. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:

А) маргинальной; Б) массовой; В) элитарной; Г) информационной.

 

Вариант 7

1. Структура философского знания.

2. Проблема бытия в античной философии.

3. Теоретический уровень в научном познании.

4. Факторы, определяющие развитие общества.

5. Свобода и ответственность человека: правовой, нравственный и экзистенциальный аспекты.

 

Тесты

1. Возникновение античной философии было связано с постановкой проблемы:

А) первоначала бытия; Б) смысла жизни; В) познания Космоса; Г) существования Бога.

 

2. Ж.-Ж. Руссо видел причину неравенства людей в:

А) низком уровне развития культуры; Б) существовании частной собственности; В) божественном предопределении; Г) неразвитости науки и техники.

 

3. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется:

А) самим человеком; Б) культурными традициями; В) философскими учениями; Г) социальными нормами.

 

4. Как называется принцип, регулирующий взаимоотношения между людьми на основе представлений о должном, о сущности человека и его правах?

А) гуманизм; Б) мораль; В) справедливость; Г) право.

 

5. Эстетические ценности представляют собой синтез трех основных значений:

А) вещественно-предметного, психологического, социального; Б) вещественно-предметного, прагматического, социологического; В) бескорыстного, гносеологического, синтетического.

 

 

Вариант 8

1. Мировоззрение и его структура.

2. Проблема бытия в средневековой философии.

3. Агностицизм и скептицизм.

4. Гражданское общество и государство.

5. Структура сознания.

 

Тесты

1. Античная философия включает в себя __________ философию

А) древнегреческую и древнеримскую; Б) древнюю европейскую и древнюю восточную; В) только древнегреческую; Г) только древнеримскую.

 

2. Центральная проблема философии И. Канта, это:

А) исследование предельных основ бытия; Б) исследование движущих сил развития истории; В) нахождение всеобщих и необходимых оснований познания и гуманистических ценностей; Г) анализ саморазвития абсолютной идеи.

 

3. Философами (славянофилами), трактовавшими русскую историю посредством обоснования православия как начала всей русской национальной жизни, являлись: А) Т.Н. Грановский; Б) Ю.Ф. Самарин; В) А.С. Хомяков; Г) Г.В. Плеханов; Д) П.Я. Чаадаев.

 

4. Как называется учение о способах поведения и взаимоотношений между людьми?

А) мораль; Б) нравственность; В) право; Г) этика.

 

5. Система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающая воспроизводство и изменение социальной жизни, называется:

А) культурой; Б) сознанием; В) психикой; Г) божественными заповедями.

 

 

Вариант 9

1. Философия и мировоззрение.

2. Проблема бытия в философии Нового времени.

3. Познание и практика.

4. Человечество перед «вызовом» глобальных проблем.

5. Человек в системе социальных связей.

 

Тесты

1. Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ:

А) Ксенофан; Б) Зенон Элейский; В) Платон; Г) Фалес.

 

2. Согласно учению Канта, время – это:

А) атрибут материи; Б) протяжение души; В) ожидающе-удерживающая актуализация;

Г) априорная форма чувственности.

 

3. Автором идеи «непротивления злу насилием» в русской философии конца XIX – начала XX вв. является:

А) Ф. Достоевский; Б) К. Циолковский; В) Н. Лосский; Г) Л. Толстой.

 

4. Что такое свобода совести?

А) осознанная необходимость; Б) право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; В) право человека не считаться с убеждениями своей совести; Г) способность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями.

 

5. Определите, какие ценности характерны для представлений о совершенном человеке в западноевропейской культуре XX века: А) любовь, смирение; Б) мудрость, справедливость; В) познание и переустройство мира; Г) преодоление абсурда.

 

 

Вариант 10

1. Исторические типы мировоззрения.

2. Проблема бытия в философии ХХ века.

3. Познание и творчество.

4. Специфика человеческого общества по сравнению с сообществами животных и насекомых.

5. Ценности, идеалы и святыни человека.

 

Тесты

1. Заслуга софистов в том, что они:

А) выдвинули на первый план проблему человека; Б) открыли первый университет; В) выдвинули на первый план проблему материи; Г) выдвинули на первый план проблему «физиса».

 

2. Суждение, в котором выражен смысл категорического императива И. Канта:

А) человек не должен быть средством для реализации чьих бы то ни было целей; Б) человек человеку бог; В) человек друг, товарищ и брат; Г) человек человеку волк.

 

3. Автор работы «Государственность и анархия» - :

А) В.И. Ленин; Б) Н.А. Бакунин; В) А.И. Герцен; Г) В.С. Соловьев.

 

4. Как называется вид любви, который обязательно предполагает свободный выбор?

А) дружба; Б) милосердие; В) привязанность; Г) эрос.

 

5. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в (во):

А) конце XIX в.; Б) XVIII в.; В) второй половине XX в.; Г) начале XX в.

 

Вариант 11

1. Предназначение и цель философии.

2. Эволюция взглядов на пространство и время.

3. Поиски метода науки: эмпиризм и рационализм.

4. «Римский клуб» об экологическом кризисе и путях его преодоления.

5. Мышление и его формы.

 

Тесты

1. Утверждение существования двух видов бытия: «мира идей» и «мира вещей», принадлежит:

А) Протагору; Б) Пифагору; В) Аристотелю; Г) Платону.

 

2. Гегелем разработаны основные законы:

А) механики; Б) диалектики; В) антропологии; Г) религии.

 

3. Первым древнерусским философом был:

А) Филофей; Б) Илларион; В) Нил Сорский; Г) Владимир Мономах.

 

4. Как называется вид любви, который обязательно предполагает бескорыстное желание добра другому? А) дружба; Б) милосердие; В) привязанность; Г) эрос.

 

5. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека:

А) эвдемонизм; Б) утилитаризм; В) гедонизм; Г) аскетизм.

 

Вариант 12

1. Специфика философии.

2. Виртуальная реальность, ее смысл и специфика.

3. Понимание и объяснение.

4. Соотношение понятий «общественно-экономическая формация» и «цивилизация».

5. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

 

Тесты

1. Особенность средневекового стиля мышления называется:

А) деизм; Б) антропоцентризм; В) теоцентризм; Г) космизм.

 

2. Структура сознания, согласно Зигмунду Фрейду, состоит из:

А) Эроса и Танатоса; Б) Я и Не-Я; В) Сверх-Я, Я, Оно; Г) либидо, сублимации.

 

3. Представитель радикально настроенного западничества, проповедовавший идею безгосударственного социализма:

А) М.А. Бакунин; Б) А.С. Хомяков; В) В.С. Соловьев; Г) П.Я. Чаадаев.

 

4. Как называется вид любви, который характерен, прежде всего, для семейно-родственных отношений? А) дружба; Б) милосердие; В) привязанность; Г) эрос.

 

5. Необходимым и предварительным условием решения всех глобальных проблем является: А) регулирование темпов роста народонаселения; Б) преодоление дисбаланса в экономическом развитии отдельных стран; В) освоение ресурсов мирового океана; Г) предотвращение III-й мировой войны.

 

Вариант 13

1. Проблема индивидуального в философии.

2. Движение, развитие, диалектика.

3. Особенности научного познания.

4. Общество как развивающаяся система.

5. Разнообразие философских трактовок в понимании человека.

 

Тесты

1. В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о:

А) свободе воли человека; Б) соотношении бытия и небытия; В) возможности построения идеального государства; Г) познании мира.

 

2. Бессознательное, по З. Фрейду, функционирует на основе:

А) импульсов, исходящих из области сознания; Б) интеллектуальной интуиции; В) архетипов; Г) первичных влечений с целью получения удовольствия.

 

3. Тесная связь с жизнью, несистемность, панморализм, антропоцентризм, цельность духа – это особенности…

а) немецкой классической философии; б) русской философии; в) марксистской философии.

 

4. В понятии насилия существенно важным является: А) то, что одна воля пресекает другую волю или подчиняет ее себе; Б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения; В) оба момента.

 

5. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии: А) «информатизация»; Б) «технологизация»; В) «идеологизация»; Г) «глобализация».

 

 

Вариант 14

1. Философия и наука.

2. Детерминизм и индетерминизм.

3. Рациональный уровень познания и его формы.

4. Специфика познания социальных явлений.

5. Человек в информационно-техническом обществе.

 

Тесты

1. Под эсхатологией понимается:

А) учение о сознании; Б) учение о будущем социальном порядке; В) христианское учение о конце истории; Г) философское учение о первоначалах мира.

 

2. Автором книги «Иметь или быть?» является:

А) Ф. Энгельс; Б) Э. Фромм; В) З. Фрейд; Г) Ф. Ницше.

 

3. Одно из направлений в философии любви, идущее от П.Флоренского, возрождало и переосмысливало христианское понимание любви как…

а) эроса; б) мании; в) caritas (сострадание, милосердие, жалость).

 

4. Преодоление ситуации несправедливости ненасильственными методами является:

А) проявлением слабости, пассивности и трусости человека; Б) тактической хитростью, способом скрыть намерения; В) морально оправданным типом поведения.

 

5. Типичным образованием глобального коммуникационного поля является:

А) субкультура; Б) поп-культура; В) национальная культура; Г) маргинальная культура.

 

Вариант 15

1. Философия и искусство.

2. Проблема соотношения материи и сознания.

3. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

4. Личность и массы в историческом процессе.

5. Проблема духовного кризиса современного человечества.

 

Тесты

1. . «Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога» - утверждает:

А) фатализм; Б) волюнтаризм; В) нигилизм; Г) провиденциализм.

 

2. Э. Гуссерль является создателем:

А) герменевтики; Б) персонализма; В) феноменологии; Г) психоанализа.

 

3. Душа мира, связующее звено между богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть:

А) София; Б) Демиург; В) Логос; Г) Единое.

 

4. Понятие этики, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, - это: А) счастье; Б) совесть; В) наслаждение; Г) долг.

 

5. Для того чтобы преодолеть глобальный экологический кризис, необходимо прежде всего: А) активизировать исследование космоса; Б) разработать международный экологический кодекс; В) изменить потребительское отношение человечества к природе; Г) снизить темпы научно-технического прогресса.

 

Вариант 16

1. Философия и идеология.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Научное и ненаучное познание.

4. Исторический процесс: свобода и необходимость.

5. Индивид, индивидуальность, личность.

 

Тесты

1. IX-XIY вв. средневековой философии называются этапом:

А) схоластики; Б) софистики; В) апологетики; Г) патристики.

 

2. В современной философии значительное внимание уделяется:

А) познанию Абсолютного духа; Б) познанию первоначал, первопричин бытия; В) анализу возможности построения коммунистического общества; Г) исследованию проблем языка.

 

3. «Рыцарем свободного духа» называл себя:

А) Ф.М. Достоевский; Б) Н.А. Бердяев; В) Л.Н. Толстой; Г) В.С. Соловьев.

 

4. Принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, заботе о своем «Я» и его интересах даже ценой блага других, называется:

А) утилитаризмом; Б) эгоизмом; В) аскетизмом; Г) прагматизмом.

 

5. Спецификой глобального характера современного общества не является (-ются):

А) высокие темпы развития техники; Б) массовый характер современного производства;

В) ускоренное развитие средств массовой коммуникации; Г) постоянная смена философских концепций.

 

Вариант 17

1. Философия и мифология.

2. Закон отрицания отрицания.

3. Структура научного познания.

4. Социальная деятельность как основа общественной жизни.

5. Проблема выживания человечества.

 

Тесты

1. Вековой спор средневековых мыслителей об универсалиях, то есть общих понятиях, разделил их на два основных лагеря:

А) монистов и дуалистов; Б) реалистов и номиналистов; В) эмпириков и рационалистов; Г) диалектиков и метафизиков.

 

2. . «Философия науки» как направление философского знания появилась в(во):

А) философии марксизма; Б) эпоху Возрождения; В) второй половине XIX века в рамках неклассической философии; Г) средние века.

 

3. Представители либерального направления в русской философии - :

А) Т.Н. Грановский; Б) А.И. Герцен; В) В.Г. Белинский; Г) К.Д. Кавелин;

Д) М.А. Бакунин.

 

4. Нормы, в которых зафиксировано формальное равенство людей, есть:

А) право; Б) политика; В) религия; Г) мораль.

 

5. Что из перечисленного не входит в интерсоциальные глобальные проблемы?

А) вопросы войны и мира; Б) рост наркомании; В) установление справедливого экономического порядка; Г) все вышеперечисленное.

 

Вариант 18

1. Философия и религия.

2. Формы движения материи.

3. Познавательные способности человека.

4. Материальная и духовная сферы общества.

5. Величие и трагедия человеческой свободы.

 

Тесты

1. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа:

А) «не следует умножать сущности сверх необходимого»; Б) «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»; В) «все сущее есть благо»; Г) «возлюби ближнего своего, как самого себя».

 

2. Научный метод, сформулированный К. Поппером, называется принципом:

А) верификации; Б) фальсификации; В) историзма; Г) несоизмеримости.

 

3. Сторонниками русского космизма – учения о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса, являлись: А) К.Н. Леонтьев; Б) Н.П. Огарев; В) В.В. Розанов; Г) А.Л. Чижевский; Д) К.Э. Циолковский.

 

4. Определите, какие ценности характерны для представлений о совершенном человеке в античной культуре? А) любовь, смирение; Б) мудрость, справедливость; В) познание и переустройство мира; Г) преодоление абсурда.

 

5. Проблема голода и нищеты в отсталых странах: А) относится к экологическим проблемам; Б) вообще не является глобальной проблемой; В) относится к проблеме международного терроризма; Г) относится к группе проблем межгосударственного характера.

 

 

Вариант 19

1. Язык и стиль философского мышления.

2. Диалектика и синергетика.

3. Методы и формы научного познания.

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

5. Соотношение биологического и социального в человеке.

 

Тесты

1. «Возрождение» как движение в европейской культуре возникает в(о):

А) Франции; Б) Германии; В) Англии; Г) Италии.

 

2. «Цель оправдывает средства», считают представители:

А) гедонизма; Б) прагматизма; В) аскетизма; Г) провиденциализма.

 

3. Представителем естественно-научного направления в «русском космизме» является:

А) Н.Ф. Федоров; Б) А.А Богданов; В) Н.А. Бердяев; Г) В.И. Вернадский.

 

4. Определите, какие ценности характерны для представлений о совершенном человеке в средневековой культуре: А) любовь, смирение; Б) мудрость, справедливость; В) познание и переустройство мира; Г) преодоление абсурда.

 

5. Международная общественная организация, созданная в 1968 году для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:

А) Парижский клуб; Б) Гейдельбергский клуб; В) Римский клуб; Г) Венский клуб.

 

Вариант 20

1. Мировоззрение: сущность и смысл.

2. Проблема единства мира.

3. Проблема научной рациональности.

4. Статика и динамика общественной жизни.

5. Мир личности: структура и динамика.

 

Тесты

1. Идейное течение, появившееся в эпоху Возрождения, называется:

А) утилитаризмом; Б) космизмом; В) гуманизмом; Г) персонализмом.

 

2. До середины XIX века царило общее убеждение, что философия:

А) царица наук; Б) служанка религии; В) бесполезная мудрость; Г) универсальная наука.

 

3. Представителями славянофильства являлись:

А) Т.Н. Грановский; Б) К.Д. Кавелин; В) А.С. Хомяков; Г) К.С. Аксаков; Д) П.Я. Чаадаев.

4. Определите, какие ценности характерны для представлений о совершенном человеке в культуре Нового времени: А) любовь, смирение; Б) мудрость, справедливость; В) познание и переустройство мира; Г) преодоление абсурда.

 

5. Какая из перечисленных проблем является глобальной: А) проблема вымирания коренных народов севера Тюменской области; Б) конфликт “белого” и “чернокожего” населения США; В) межэтнические взаимоотношения; Г) все вышеперечисленное