Проблема бытия, его смысл и познавательное значение.

Тема 9: Философская картина мира.

Понятие бытия – одно из самых древних в философии. «Бытие» - быть, есть. Значение бытия: понятие «бытие» возникло из стремления человека познать окружающий мир, как единое целое. С помощью понятия «бытие» даётся ответ на важный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Представление о том, что такое бытие изменялось в истории философии:

1. Представление бытия сформировалось в древности. Демокрит подчёркивал, что первооснова бытия – атомы. Платон говорил, что подлинное бытие только в мире идей.

2. В средние века, бытие рассматривалось, как сотворённый Богом мир.

3. С эпохи Возрождения и Нового времени, бытие стало рассматриваться, как физическая реальность.

4. В немецкой классической философии соединились два подхода к трактовке бытия:

- идеалистический подход Гегеля, который считал, что подлинное бытие у абсолютной идеи;

- материалистический подход Л. Фейербаха, который считал, что реальное бытие у природы;

5. В марксистской философии учение о бытии было продолжением традиции философского материализма.

Бытие – это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место.

Характеристика бытия.

1. Бытие охватывает собой бесконечное многообразие, как материальных, так и духовных предметов и явлений.

2. Бытие – есть всё, что реально существует.

3. Бытие – понятие предельно широкое, т.к. охватывает собой все виды реальности: известные и неизвестные.

4. Бытие – это сложная совокупность всего существующего. Мир – как единое целое.

В истории философии длительное время существуют два альтернативных подхода к осмыслению бытия:

1. Философский материализм (линия Демокрита). Характерно то, что для материализма природа материи стоит на первом месте, как объект сознания, а всё остальное рассматривается, как продукт её длительной эволюции.

2. Философский идеализм (линия Платона). На первый план всегда выдвигается дух в различных его проявлениях.

Важнейшие проявления (слои) бытия.

1. Бытие природы, как мир её вещей, состояний.

2. Бытие человека, как уникального живого существа.

3. Бытие общества, как мир духовно-нравственной деятельности людей.

4. Бытие духовного или мир духа, как особого рода реальности.

Изменение представлений о материи в истории философии. Философское понятие «материя».

Понятие материи (вещь) является основным в философском материализме. Значение: понятие «материя» концентрирует в себе длительный опыт в познании мира и человека с позиции естествознания, и просто здравого смысла, объясняя мир естественными причинами. Представления о том, что такое материя изменялись в философии по мере накопления научных знаний о мире:

1. Первое представление о материи возникло в древней философии в связи с попыткой найти некую первооснову мира. Считалось, что материя – это нечто вещественное. Фалес считал, что первооснова мира – вода.

2. Новое время XVII вв. – Бекон, Спиноза, Локк считали, что материя – это совокупность физических тел, в ней выделялись различные виды вещества. Многие считали, что материя – это вся природа.

3. В середине XIX века, были сделаны три крупных открытия в естественных науках: «Закон сохранения и превращения энергии», «Клеточная теория строения растительного и животного мира», «Эволюционная теория Дарвина». На основании этих открытий классики марксизма сделали правильный вывод о том, что материя – это всё то, что существует вне и независимо от нашего сознания.

4. На рубеже XIX – XX вв., в естественных науках был сделан ряд выдающихся открытий:

1895 г. – открытие лучей Рентгена.

1896 г. – открытие явления радиоактивности.

1897 г. – открытие первой внутриатомной частицы (электрона).

1905 г. – открытие теории относительности (Эйнштейн).

На основании этих открытий, некоторые философы пришли к выводу, что материя исчезла, началась идеалистическая реакция в науке. Однако в 1906 году В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» переосмыслил открытия в естествознании и доказал, что не материя исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. В этой работе, дано определение матери. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания и данного нам в ощущении. Это определение материи является абстрактно истинным т.к. в нём указаны два свойства, которые постоянны:

1) Материя – это объективная реальность, т.е. она существует независимо не от человека, не от человечества.

2) Материя дана нам в ощущениях, она действует на наши органы чувств, а значит, мы можем её изучать, познавать.

В данном учении нет характеристик и свойств, т.к. они постоянно уточняются по мере накопления знаний.

Это понятие «материя» является предельно широким, т.к. охватывает все виды и формы материи.

Современная наука о строении материи.

Современной науке известно два вида материи: вещество и поле, переходящее друг в друга. Вещество дискретно (внутренне расчленено). Формы вещества разнообразны: жидкое, твёрдое, газообразное. Поле – сложное электромагнитное образование, состоящее из квантов, не имеющее покоя (электромагнитное, ядерное). Вещество и поле взаимодействуют, взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является плазма, как особое состояние материи – её больше всего во вселенной. Материя неисчерпаема вглубь и вширь. Материя неисчерпаема вглубь – это означает, что не существует никакой далее неделимой первоосновы. Материя неисчерпаема вширь – это значит, что существует бесконечное многообразие видов и форма материи (одни появляются, другие исчезают).

Современная физика изучает материю на трёх уровнях:

1. Микромир – мир элементарных частиц;

2. Макромир – понятие более широкое, чем микромир;

3. Мегамир – самое широкое понятие материи.

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы движения в философии. Основные формы движения, их взаимосвязь.

Движение – способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Движение – это любое изменение материи. Сущность движения – это сосуществование двух взаимопротиворечивых сторон, их борьба и их слияние. Свойства движения:

1. Всеобщность;

2. Объективность;

3. Несовершенность и неуникальность.

Противопоставлению движению является покой, как состояние временного равновесия, его устойчивость и неизменность вещей. Разница взаимодействия, движения и покоя состоит в том, что движение вечно, а покой временный. Движение – это атрибут материи, т.е. материя не может существовать без движения. Это доказывается тем, что в любом предмете существует внутреннее движение, которое определяет его свойства.

Формы вида движения представляют сбой способы её изменения. До XIX века, всё множество форм движения сводилось в основном к механическим процессам. А с середины XIX века, Энгельс в своей работе «Диалектика природы», дал простейшую классификацию форм движения материи с учётом конкретного носителя:

1. Механическая (смена места);

2. Физическая (теплота, электричество, свет);

3. Химическая (образование озона);

4. Биологическая (существование и развитие живых организмов);

5. Социальная (совокупность явлений общественной жизни).

Эти формы связаны между собой генетически (т.е. одна зависит от другой) и структурно (одна, более сложная, включает в себя другую).