Деловая игра «Конкуренция фирм»

Научились ли вы радоваться препятствиям?

Завет восточной мудрости

Цель игры.В условиях становления новых экономических отношений, принципиальным признаком которых является свободная конкуренция, необходимо хорошо понимать сущность этого механизма регулирования рынка. Без четкого представ­ления механизма действия конкуренции, зна­ния ее основных законов трудно разобраться во многих важных экономических явлениях и феноменах. Игра дает возможность на прак­тике убедиться как в положительных, так и в отрицательных последствиях действия конку­ренции.

Задачи игры:ознакомить участни­ков с тактикой действий предприятий, выпускающих однородный товар, и различными способами их деятельности в условиях конкуренции; сформировать умение определять структурную политику, рациона­льно распределять экономические ресурсы по разным направлениям их использования, развивать предпринимательские навыки гиб­кого реагирования при изменении внешних условий (спроса, цен и т. п.).

Общие сведения об объекте.Игра моде­лирует производственно-хозяйственную дея­тельность фирмы, специализирующейся на изготовлении одного типа продукции. Моде-

лируется управленческая деятельность совета этой фирмы, которая действует в условиях возможного ограничения рынка потребления, зависимости цены от качества продукции и изменения производственных мощностей.

Упрощения.В игре используются только основные экономические показатели деяте­льности фирмы: количество производствен­ного оборудования, его стоимость, производ­ство продукции, операции со складом, реали­зация произведенной продукции, распределе­ние полученной выручки на материальные за­траты, заработную плату, амортизацию обо­рудования, а также распределение оставшейся прибыли (на приобретение оборудования, расходы на науку и образование, накопле­ние), финансовые активы. В игре не использу­ются многие экономические нормативы, в ча­стности, налоги и другие необходимые отчис­ления.

Регламент игры.Игровое время органи­зовано в виде нескольких производственных циклов (месяцев), между которыми делается аналитическая пауза. Один цикл занимает от 3 до 5 минут в зависимости от подготовлен­ности участников. Общее время на проведе­ние игры - от 2 до 4 часов (при предварите­льной подготовке участников время игры мо­жет быть сокращено до 1,5 часа).

Планируемый результат.В ходе игры участники имеют возможность понять меха­низм действия свободной конкуренции в условиях рыночной экономики на уровне от­дельно взятой фирмы, получить практику рас­четов основных показателей деятельности фирмы, расчета финансовых активов. Воз­можно изменение отношения к конкуренции как только к отрицательному социально-эко­номическому явлению, понимание и отдель­ных положительных моментов ее действия.

Социально-экономическая модель (ха­рактеристика объекта).Небольшая произ­водственная фирма занята выпуском спортив­ной обуви - кроссовок, которые пользуют­ся устойчивым повышенным спросом населе­ния. Фирма располагает всем необходимым для производства 1000 пар кроссовок за один цикл (ежемесячно). На начало игры на складе фирмы есть определенный запас нереализо­ванной продукции, который был сделан в рас­чете на повышение цен. Фирмой руководит совет, принимающий решения, которые под­писывает ее руководитель.

Предыстория.В течение ряда лет фирма была монополистом на рынке спортивной обуви, производимой в данной регионе (при этом не учитывается импорт). Обстановка усложнилась в прошлом производственном цикле в связи с тем, что в городе появилось еще несколько фирм, которые занялись тем же производством - выпуском спортивной, обуви типа кроссовок.

Состав ролей.Во главе фирмы стоит ру­ководитель (президент), который организует заседание совета фирмы, координирует дея­тельность остальных главных специалистов, принимает окончательное решение в случае появления разногласий между ними. Главный бухгалтер следит за состоянием расчетного счета в банке (накопления), учитывает фи­нансовые активы фирмы, участвует в распре­делении прибыли, полученной фирмой. Глав­ный экономист следит за производством, на­личием и приобретением оборудования. Ме­неджер по сбыту следит за складскими запаса­ми и занимается реализацией произведенной продукции.

Во время заседания совета фирмы каждый главный специалист высказывает свою точку

зрения, информирует совет о состоянии тех показателей, за которые он отвечает. Общей целью совета фирмы является получение мак­симальной прибыли по итогам нескольких производственных циклов и максимально возможные финансовые активы в конце игры. Правила игры.Все фирмы производят один и тот же вид товара и находятся в рав­ных стартовых условиях. Различие между фирмами появится и будет результатом обра­за действий, избранного самой фирмой в процессе игры, что скажется на возможности выпуска продукции (производственные мощ­ности, оборудование), качестве и цене про­дукции, а также на распределении имеющих­ся у фирмы средств.

Примечание.Возможны другие ва­рианты правил игры: а) установление различных стартовых условий для разных фирм путем варьирова­ния таких показателей, как первоначальное количество оборудования, первоначальные складские запасы и денежный капитал, при этом желательно, чтобы общие финансовые активы фирм (суммарная величина стоимо­сти оборудования, складских запасов и де­нежных средств) были одинаковыми для всех фирм;

б) использование неравных стартовых ус­ловий, когда финансовые активы одних фирм значительно превосходят активы других (по одному показателю или сразу по всем). Такая ситуация имитирует конкуренцию крупных и мелких фирм.

Критерии оценки деятельности игро­ков.Деятельность игровой группы оценива­ется по общим итогам игры. Точно так же оценивается игровая деятельность отдельных

участников команды - по их вкладу в общий успех фирмы. Отдельно могут быть оценены сплоченность и взаимопонимание команд, желание и умение помочь друг другу.

Представление ролей.Необходимая для игроков информация предъявляется в виде должностных инструкций.

Формы взаимодействия игроков.Вну­три группы участники взаимодействуют уст­но, высказывая свои аргументы вслух, но при этом подтверждая свои выводы расчетами, основанными на экономических нормативах игры. Решение совета фирмы оформляется письменно отчетом, который хранится в те­чение всей игры. Общение между командами не предусматривается.

Возможно использование компьютера с электронной таблицей, которая помогает про­изводить расчеты.

Действия игроков.При переходе к сле­дующему циклу фирма может изменить ос­новные показатели экономической деятель­ности, включая:

1) объем производимой продукции (за счет приобретения дополнительного обору­дования);

2) количество оборудования (путем выде­ления денежных средств на его приобрете­ние);

3) объем реализуемой продукции (за счет складирования произведенной продукции или ее продажи со склада);

4) качество продукции (путем вложения дополнительных средств в научные разработ­ки и образование рабочих);

5) количество денежных средств (имею­щихся на счетах фирмы в банке).

При наличии нескольких альтернатив важ­но понимать, что все изменения могут прово-

диться при условии соблюдения общего ба­ланса - оборудования, продукции и денеж­ных средств, т.е. любые расходы должны быть в пределах имеющихся у фирмы средств.

Решение фирмы изменяет ее производст­венные возможности и финансовое положе­ние, т. е. реализуется «цепочка решений».

Игровой цикл.Игра осуществляется по­следовательно по производственным циклам, причем решения, принятые фирмой или ее президентом об использовании оборудова­ния, выпущенной продукции и денежных средств, действуют в течение всего цикла, т. е. на протяжении одного цикла показатели эко­номической деятельности фирмы остаются неизменными. В завершении каждого цикла координатор публично объявляет сведения о прибыли, полученной каждой фирмой, а так­же о ее финансовых активах. В дальнейшем циклы повторяются по той же схеме.

В процессе игры после очередного цикла присуждается место каждой фирме, исходя из прибыли, полученной за этот период, и об­щих финансовых активов фирмы. Желатель­но использовать и тот и другой показатель, так как первый характеризует эффектив­ность, прибыльность деятельности фирмы в течение одного цикла, тогда как второй дает представление о суммарном эффекте деятель­ности за все предыдущие циклы.

Окончание игры возможно по завершении любого цикла, однако желательно, чтобы об­щее число циклов было не менее 3-4, так как координатор должен сообщить играющим об окончании игры перед двумя последними циклами с тем, чтобы участники могли выра­ботать тактику действий.

База данных.Исходные данные каждой фирмы и нормативы по производству обуви:

Катализаторы (управляемое эмоцио­нальное напряжение).Координатор имеет право изменять в ту или иную сторону на 10-20% базовую цену продукции стандартно­го качества, ограничивать общий объем заку­пок продукции фирм в очередном цикле, чем имитируется случайное изменение конъюнк­туры рынка.

Координатор может ограничить объем за­купок продукции фирмы, не повышающей ка­чество своего товара, о чем уже упоминалось выше.

Руководство для координатора игры.В процессе игры каждая фирма составляет и ведет отчет о своей деятельности.