Деловая игра «Конкуренция фирм»
Научились ли вы радоваться препятствиям?
Завет восточной мудрости
Цель игры.В условиях становления новых экономических отношений, принципиальным признаком которых является свободная конкуренция, необходимо хорошо понимать сущность этого механизма регулирования рынка. Без четкого представления механизма действия конкуренции, знания ее основных законов трудно разобраться во многих важных экономических явлениях и феноменах. Игра дает возможность на практике убедиться как в положительных, так и в отрицательных последствиях действия конкуренции.
Задачи игры:ознакомить участников с тактикой действий предприятий, выпускающих однородный товар, и различными способами их деятельности в условиях конкуренции; сформировать умение определять структурную политику, рационально распределять экономические ресурсы по разным направлениям их использования, развивать предпринимательские навыки гибкого реагирования при изменении внешних условий (спроса, цен и т. п.).
Общие сведения об объекте.Игра моделирует производственно-хозяйственную деятельность фирмы, специализирующейся на изготовлении одного типа продукции. Моде-
лируется управленческая деятельность совета этой фирмы, которая действует в условиях возможного ограничения рынка потребления, зависимости цены от качества продукции и изменения производственных мощностей.
Упрощения.В игре используются только основные экономические показатели деятельности фирмы: количество производственного оборудования, его стоимость, производство продукции, операции со складом, реализация произведенной продукции, распределение полученной выручки на материальные затраты, заработную плату, амортизацию оборудования, а также распределение оставшейся прибыли (на приобретение оборудования, расходы на науку и образование, накопление), финансовые активы. В игре не используются многие экономические нормативы, в частности, налоги и другие необходимые отчисления.
Регламент игры.Игровое время организовано в виде нескольких производственных циклов (месяцев), между которыми делается аналитическая пауза. Один цикл занимает от 3 до 5 минут в зависимости от подготовленности участников. Общее время на проведение игры - от 2 до 4 часов (при предварительной подготовке участников время игры может быть сокращено до 1,5 часа).
Планируемый результат.В ходе игры участники имеют возможность понять механизм действия свободной конкуренции в условиях рыночной экономики на уровне отдельно взятой фирмы, получить практику расчетов основных показателей деятельности фирмы, расчета финансовых активов. Возможно изменение отношения к конкуренции как только к отрицательному социально-экономическому явлению, понимание и отдельных положительных моментов ее действия.
Социально-экономическая модель (характеристика объекта).Небольшая производственная фирма занята выпуском спортивной обуви - кроссовок, которые пользуются устойчивым повышенным спросом населения. Фирма располагает всем необходимым для производства 1000 пар кроссовок за один цикл (ежемесячно). На начало игры на складе фирмы есть определенный запас нереализованной продукции, который был сделан в расчете на повышение цен. Фирмой руководит совет, принимающий решения, которые подписывает ее руководитель.
Предыстория.В течение ряда лет фирма была монополистом на рынке спортивной обуви, производимой в данной регионе (при этом не учитывается импорт). Обстановка усложнилась в прошлом производственном цикле в связи с тем, что в городе появилось еще несколько фирм, которые занялись тем же производством - выпуском спортивной, обуви типа кроссовок.
Состав ролей.Во главе фирмы стоит руководитель (президент), который организует заседание совета фирмы, координирует деятельность остальных главных специалистов, принимает окончательное решение в случае появления разногласий между ними. Главный бухгалтер следит за состоянием расчетного счета в банке (накопления), учитывает финансовые активы фирмы, участвует в распределении прибыли, полученной фирмой. Главный экономист следит за производством, наличием и приобретением оборудования. Менеджер по сбыту следит за складскими запасами и занимается реализацией произведенной продукции.
Во время заседания совета фирмы каждый главный специалист высказывает свою точку
зрения, информирует совет о состоянии тех показателей, за которые он отвечает. Общей целью совета фирмы является получение максимальной прибыли по итогам нескольких производственных циклов и максимально возможные финансовые активы в конце игры. Правила игры.Все фирмы производят один и тот же вид товара и находятся в равных стартовых условиях. Различие между фирмами появится и будет результатом образа действий, избранного самой фирмой в процессе игры, что скажется на возможности выпуска продукции (производственные мощности, оборудование), качестве и цене продукции, а также на распределении имеющихся у фирмы средств.
Примечание.Возможны другие варианты правил игры: а) установление различных стартовых условий для разных фирм путем варьирования таких показателей, как первоначальное количество оборудования, первоначальные складские запасы и денежный капитал, при этом желательно, чтобы общие финансовые активы фирм (суммарная величина стоимости оборудования, складских запасов и денежных средств) были одинаковыми для всех фирм;
б) использование неравных стартовых условий, когда финансовые активы одних фирм значительно превосходят активы других (по одному показателю или сразу по всем). Такая ситуация имитирует конкуренцию крупных и мелких фирм.
Критерии оценки деятельности игроков.Деятельность игровой группы оценивается по общим итогам игры. Точно так же оценивается игровая деятельность отдельных
участников команды - по их вкладу в общий успех фирмы. Отдельно могут быть оценены сплоченность и взаимопонимание команд, желание и умение помочь друг другу.
Представление ролей.Необходимая для игроков информация предъявляется в виде должностных инструкций.
Формы взаимодействия игроков.Внутри группы участники взаимодействуют устно, высказывая свои аргументы вслух, но при этом подтверждая свои выводы расчетами, основанными на экономических нормативах игры. Решение совета фирмы оформляется письменно отчетом, который хранится в течение всей игры. Общение между командами не предусматривается.
Возможно использование компьютера с электронной таблицей, которая помогает производить расчеты.
Действия игроков.При переходе к следующему циклу фирма может изменить основные показатели экономической деятельности, включая:
1) объем производимой продукции (за счет приобретения дополнительного оборудования);
2) количество оборудования (путем выделения денежных средств на его приобретение);
3) объем реализуемой продукции (за счет складирования произведенной продукции или ее продажи со склада);
4) качество продукции (путем вложения дополнительных средств в научные разработки и образование рабочих);
5) количество денежных средств (имеющихся на счетах фирмы в банке).
При наличии нескольких альтернатив важно понимать, что все изменения могут прово-
диться при условии соблюдения общего баланса - оборудования, продукции и денежных средств, т.е. любые расходы должны быть в пределах имеющихся у фирмы средств.
Решение фирмы изменяет ее производственные возможности и финансовое положение, т. е. реализуется «цепочка решений».
Игровой цикл.Игра осуществляется последовательно по производственным циклам, причем решения, принятые фирмой или ее президентом об использовании оборудования, выпущенной продукции и денежных средств, действуют в течение всего цикла, т. е. на протяжении одного цикла показатели экономической деятельности фирмы остаются неизменными. В завершении каждого цикла координатор публично объявляет сведения о прибыли, полученной каждой фирмой, а также о ее финансовых активах. В дальнейшем циклы повторяются по той же схеме.
В процессе игры после очередного цикла присуждается место каждой фирме, исходя из прибыли, полученной за этот период, и общих финансовых активов фирмы. Желательно использовать и тот и другой показатель, так как первый характеризует эффективность, прибыльность деятельности фирмы в течение одного цикла, тогда как второй дает представление о суммарном эффекте деятельности за все предыдущие циклы.
Окончание игры возможно по завершении любого цикла, однако желательно, чтобы общее число циклов было не менее 3-4, так как координатор должен сообщить играющим об окончании игры перед двумя последними циклами с тем, чтобы участники могли выработать тактику действий.
База данных.Исходные данные каждой фирмы и нормативы по производству обуви:
Катализаторы (управляемое эмоциональное напряжение).Координатор имеет право изменять в ту или иную сторону на 10-20% базовую цену продукции стандартного качества, ограничивать общий объем закупок продукции фирм в очередном цикле, чем имитируется случайное изменение конъюнктуры рынка.
Координатор может ограничить объем закупок продукции фирмы, не повышающей качество своего товара, о чем уже упоминалось выше.
Руководство для координатора игры.В процессе игры каждая фирма составляет и ведет отчет о своей деятельности.