Психологический комментарий.

Это упражнение - своеобразный тест на готовность рискнуть, сделать шаг навстречу себе, преодолеть самого себя, свой страх, внутреннюю неуверенность. Многим участникам оно дается с большим трудом, по­этому его можно повторить на следующих за­нятиях.

Если в упражнении с первой попытки при­няло участие меньше половины группы, то следует обсудить возможные причины страха перед этим заданием. Постарайтесь выяснить, что было основной преградой, что вызывало максимальные затруднения.

5. «Самоанализ»

Кто борется с обстоятельствами -тот поневоле становится их рабом.

Древняя мудрость

«Умение анализировать свои действия присуще любому предприимчивому человеку. Мы начнем с анализа собственных качеств. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 от­ветов на каждый из вопросов:

1. Какие качества и умения помогают вам быть предприимчивым человеком?

2. Какие ваши привычки и качества меша­ют вам проявлять предприимчивость?

На втором этапе вы объединитесь в малые группы по 4-5 человек и приступите к обсуж-

дению зачитываемых ответов на оба вопроса. При необходимости каждый из вас коммен­тирует свои ответы. Время на эту работу -10-15 минут. Затем вы самостоятельно оце­ниваете свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих отве­тов и ответов других членов малой группы. Балл записывается в ведомости. На третьем этапе мы снова сядем в большой круг и обсу­дим первых два этапа этого упражнения в ре­жиме рефлексии».

Рекомендации ведущему.Вы дол­жны приготовить для участников чис­тую бумагу, ручки, карандаши. Обра­тите внимание на необходимость индивидуа­льной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом. Желательно использование музыкального фона на протя­жении всех занятий, особенно в те моменты, когда идет глубокая индивидуальная работа участников над собой.

6. «Моя минута»

Время - это жизнь!

Полезный афоризм

«Точное чувство времени является свидете­льством адекватного восприятия действитель­ности и высокой работоспособности челове­ка. Предпринимателю нужно и то, и другое. Проверим вашу работоспособность. Прошу всех приготовиться, сесть свободно, рассла­биться, закрыть глаза и слушать меня. По моему сигналу (хлопок в ладоши или команда «нача­ли») все одновременно начинают отсчиты­вать про себя одну минуту, т. е. считать до 60».

Рекомендации ведущему.Вы сле­дите за временем по часам и ровно че­рез одну минуту даете отбой (вновь хлопок или команда «закончили»). Каждый участник запоминает число на момент коман­ды. Затем вы комментируете результат: если участник закончил счет на числах 57-63, это свидетельствует о его высокой работоспособ­ности в данный момент. Этот этюд целесооб­разно проводить на каждом занятии (в нача­ле, середине и в конце).