Психологический комментарий.
Это упражнение - своеобразный тест на готовность рискнуть, сделать шаг навстречу себе, преодолеть самого себя, свой страх, внутреннюю неуверенность. Многим участникам оно дается с большим трудом, поэтому его можно повторить на следующих занятиях.
Если в упражнении с первой попытки приняло участие меньше половины группы, то следует обсудить возможные причины страха перед этим заданием. Постарайтесь выяснить, что было основной преградой, что вызывало максимальные затруднения.
5. «Самоанализ»
Кто борется с обстоятельствами -тот поневоле становится их рабом.
Древняя мудрость
«Умение анализировать свои действия присуще любому предприимчивому человеку. Мы начнем с анализа собственных качеств. Возьмите чистый лист бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов:
1. Какие качества и умения помогают вам быть предприимчивым человеком?
2. Какие ваши привычки и качества мешают вам проявлять предприимчивость?
На втором этапе вы объединитесь в малые группы по 4-5 человек и приступите к обсуж-
дению зачитываемых ответов на оба вопроса. При необходимости каждый из вас комментирует свои ответы. Время на эту работу -10-15 минут. Затем вы самостоятельно оцениваете свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов и ответов других членов малой группы. Балл записывается в ведомости. На третьем этапе мы снова сядем в большой круг и обсудим первых два этапа этого упражнения в режиме рефлексии».
Рекомендации ведущему.Вы должны приготовить для участников чистую бумагу, ручки, карандаши. Обратите внимание на необходимость индивидуальной работы над вопросами на первом этапе. На это время целесообразно включить тихую музыку, которая хорошо настраивает на размышления о себе самом. Желательно использование музыкального фона на протяжении всех занятий, особенно в те моменты, когда идет глубокая индивидуальная работа участников над собой.
6. «Моя минута»
Время - это жизнь!
Полезный афоризм
«Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Предпринимателю нужно и то, и другое. Проверим вашу работоспособность. Прошу всех приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать меня. По моему сигналу (хлопок в ладоши или команда «начали») все одновременно начинают отсчитывать про себя одну минуту, т. е. считать до 60».
Рекомендации ведущему.Вы следите за временем по часам и ровно через одну минуту даете отбой (вновь хлопок или команда «закончили»). Каждый участник запоминает число на момент команды. Затем вы комментируете результат: если участник закончил счет на числах 57-63, это свидетельствует о его высокой работоспособности в данный момент. Этот этюд целесообразно проводить на каждом занятии (в начале, середине и в конце).