Контакты...»

Самое главное глазами не увидишь, зорко одно сердце.

Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель

«Сегодня мы продолжим серию встреч с новыми людьми. Нужно легко и приятно вой­ти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с человеком. У вас уже есть опыт проведения таких серийных встреч. Используйте его во время данного упражне­ния, но постарайтесь расширить диапазон ва­ших возможностей. Поэкспериментируйте, войдите в новую роль, особенно если она вам понравилась. Например, во время подобного упражнения на прошлом занятии вам понра­вилась манера общения кого-то из участни­ков тренинга. Постарайтесь сегодня во время контакта с ним сыграть его (разумеется, без пародий и издевательства). При этом основ­ное внимание обратите на свои новые ощу­щения.

Рекомендации ведущему.Предло­жите нескольким парам продемонст­рировать диалог. При этом обратите внимание всех остальных участников на то, как ребята вступают в контакт, начиная встре­чу, как они ведут и заканчивают разговор. По­сле очередного перехода, смены партнеров,

*\ л г

задавая ситуацию, вы определяете конкрет­ные роли для каждого круга.

Одним из вариантов этого этюда может быть «Школа полемики». В этом случае всем участникам задается одна тема, например: «Нужен ли человеку коллектив (семья)?» По вашему решению участники одного круга вы­ступают в роли сторонников коллектива (се­мьи), их задача - доказать своему партнеру, что без коллектива (семьи) человек просто не в состоянии раскрыть себя и быть счастли­вым. Участники, находящиеся в другом круге, выступают в роли противников коллектива (семьи), их задача - найти серьезные аргу­менты и обосновать, что и без коллектива че­ловек может быть счастлив. Полемика одной пары длится 3 мин., затем следуют переход и новая дискуссия.

Каждый раз участники должны, вниматель­но выслушав доводы партнера, искать допол­нительные аргументы, усиливая свою позицию. Через 2-3 перехода вы можете сменить роли участников, т. е. активный сторонник коллек­тивного образа жизни становится его против­ником и наоборот. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партне­рами результатов проведенной встречи.

4. «Дилемма узника»

Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью.

Э. Хэнлон

Перед началом игры участники объединя­ются в пары и садятся друг напротив друга в два ряда. Общаться им не разрешается. Вы объясняете содержание и правила игры: «Вас подозревают в совместном преступлении, Вы

находитесь в отдельных камерах. У каждого из вас есть возможность сообщить о преступ­лении, надеясь получить меньшее наказание.

Если никто из вас не сообщит о совершен­ном преступлении, вы оба получите незначи­тельное наказание.

Если один из вас чистосердечно расскажет о содеянном, а другой промолчит, то первый будет отпущен на свободу, а второй получит суровое наказание как единственный винов­ник совершенного преступления.

Если вы оба сообщите о преступлении, то, естественно, вы получите наказание, и оно бу­дет больше, чем то, которое вы могли бы по­лучить в случае молчания.

Вы должны сделать выбор, как действовать.

При решении этого вопроса вы можете ру­ководствоваться следующей матрицей.

Вы должны сделать свой выбор, не обща­ясь друг с другом. Для этого вы на листке бу­маги должны написать только одно слово «молчать» или «рассказывать». Если вы напи­сали слово «молчать», это означает, что вы ре­шили ничего не рассказывать о совершенном преступлении. Если и ваш партнер решит молчать, то вы оба получаете по +3 балла (см. матрицу). Но если вы написали слово «мол­чать», а ваш партнер решит все рассказать, то вы получаете -1, а он +5 (см. матрицу). Если вы написали слово «рассказывать», это озна­чает, что вы решили рассказать всю правду об

этом преступлении. Если так же решит дейст­вовать и ваш партнер, то вы оба получите по +1, а если он будет молчать, то вы получите максимально возможный балл +5, а он лишь 1. Итак, ваше решение. Еще раз подчеркнем, что принимать его нужно сугубо индивидуа­льно, не советуясь и не общаясь друг с другом. Затем вы подписываете эти записки и сдаете их ведущему».

Рекомендации ведущему.Целесо­образно размножить определенное количество правил и матриц для того, чтобы участники могли пользоваться ими во время игры. Вам следует очень внимательно следить за тем, чтобы участники, особенно в парах, не общались перед принятием реше­ния (оформления записки и ее передачи веду­щему). После сбора всех записок вы должны подвести итоги - объявить участникам реше­ние каждой пары. Участники записывают бал­лы, полученные в соответствии с матрицей и принятыми в паре решениями. Игра может проводиться в несколько циклов. Каждый раз участники объединяются в новые пары и при­нимают соответствующие решения. Также возможно и целесообразно проведение игры между группами участников. В этом случае участники объединяются по 3-4 человека и располагаются (две группы) друг напротив друга. Если есть возможность, то группы мо­гут работать в разных аудиториях, принимая каждая свое решение. Все остальные правила остаются прежними.