Контакты...»
Самое главное глазами не увидишь, зорко одно сердце.
Антуан де Сент-Экзюпери, французский писатель
«Сегодня мы продолжим серию встреч с новыми людьми. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с человеком. У вас уже есть опыт проведения таких серийных встреч. Используйте его во время данного упражнения, но постарайтесь расширить диапазон ваших возможностей. Поэкспериментируйте, войдите в новую роль, особенно если она вам понравилась. Например, во время подобного упражнения на прошлом занятии вам понравилась манера общения кого-то из участников тренинга. Постарайтесь сегодня во время контакта с ним сыграть его (разумеется, без пародий и издевательства). При этом основное внимание обратите на свои новые ощущения.
Рекомендации ведущему.Предложите нескольким парам продемонстрировать диалог. При этом обратите внимание всех остальных участников на то, как ребята вступают в контакт, начиная встречу, как они ведут и заканчивают разговор. После очередного перехода, смены партнеров,
*\ л г
задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга.
Одним из вариантов этого этюда может быть «Школа полемики». В этом случае всем участникам задается одна тема, например: «Нужен ли человеку коллектив (семья)?» По вашему решению участники одного круга выступают в роли сторонников коллектива (семьи), их задача - доказать своему партнеру, что без коллектива (семьи) человек просто не в состоянии раскрыть себя и быть счастливым. Участники, находящиеся в другом круге, выступают в роли противников коллектива (семьи), их задача - найти серьезные аргументы и обосновать, что и без коллектива человек может быть счастлив. Полемика одной пары длится 3 мин., затем следуют переход и новая дискуссия.
Каждый раз участники должны, внимательно выслушав доводы партнера, искать дополнительные аргументы, усиливая свою позицию. Через 2-3 перехода вы можете сменить роли участников, т. е. активный сторонник коллективного образа жизни становится его противником и наоборот. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи.
4. «Дилемма узника»
Не усматривайте злого умысла в том, что вполне объяснимо глупостью.
Э. Хэнлон
Перед началом игры участники объединяются в пары и садятся друг напротив друга в два ряда. Общаться им не разрешается. Вы объясняете содержание и правила игры: «Вас подозревают в совместном преступлении, Вы
находитесь в отдельных камерах. У каждого из вас есть возможность сообщить о преступлении, надеясь получить меньшее наказание.
Если никто из вас не сообщит о совершенном преступлении, вы оба получите незначительное наказание.
Если один из вас чистосердечно расскажет о содеянном, а другой промолчит, то первый будет отпущен на свободу, а второй получит суровое наказание как единственный виновник совершенного преступления.
Если вы оба сообщите о преступлении, то, естественно, вы получите наказание, и оно будет больше, чем то, которое вы могли бы получить в случае молчания.
Вы должны сделать выбор, как действовать.
При решении этого вопроса вы можете руководствоваться следующей матрицей.
Вы должны сделать свой выбор, не общаясь друг с другом. Для этого вы на листке бумаги должны написать только одно слово «молчать» или «рассказывать». Если вы написали слово «молчать», это означает, что вы решили ничего не рассказывать о совершенном преступлении. Если и ваш партнер решит молчать, то вы оба получаете по +3 балла (см. матрицу). Но если вы написали слово «молчать», а ваш партнер решит все рассказать, то вы получаете -1, а он +5 (см. матрицу). Если вы написали слово «рассказывать», это означает, что вы решили рассказать всю правду об
этом преступлении. Если так же решит действовать и ваш партнер, то вы оба получите по +1, а если он будет молчать, то вы получите максимально возможный балл +5, а он лишь 1. Итак, ваше решение. Еще раз подчеркнем, что принимать его нужно сугубо индивидуально, не советуясь и не общаясь друг с другом. Затем вы подписываете эти записки и сдаете их ведущему».
Рекомендации ведущему.Целесообразно размножить определенное количество правил и матриц для того, чтобы участники могли пользоваться ими во время игры. Вам следует очень внимательно следить за тем, чтобы участники, особенно в парах, не общались перед принятием решения (оформления записки и ее передачи ведущему). После сбора всех записок вы должны подвести итоги - объявить участникам решение каждой пары. Участники записывают баллы, полученные в соответствии с матрицей и принятыми в паре решениями. Игра может проводиться в несколько циклов. Каждый раз участники объединяются в новые пары и принимают соответствующие решения. Также возможно и целесообразно проведение игры между группами участников. В этом случае участники объединяются по 3-4 человека и располагаются (две группы) друг напротив друга. Если есть возможность, то группы могут работать в разных аудиториях, принимая каждая свое решение. Все остальные правила остаются прежними.