Психологический комментарий.
Это основная процедура занятия, в ходе которой участники должны обсудить различные точки зрения на модель общительного человека. Естественно, что мнения разные, но этим и интересно данное упражнение. Во-первых, оно дает возможность увидеть, что одно и то же явление может восприниматься по-разному. Во-вторых, каждый участник практикуется в отстаивании своей позиции, при этом соблюдая правила культуры дискуссии. В-третьих, в итоге получается обобщенный список, который можно рассматривать в качестве результата «мозгового штурма», т. е. своеобразного ориентира на будущее.
5. «Экстрасенс»
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Конфуций
«Представьте себе, что вы обладаете экстрасенсорными способностями, в частности, умеете читать мысли и чувства другого человека по выражению его глаз, лица, по позе, т. е. как он сидит, и т. п. А теперь среди участников найдите одного, чье состояние и мысли вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы вы письменно изложили, о чем он думал во время занятия, какие чувства испытывал, и т. п.
Затем вы сядете в большой круг и, обращаясь к человеку, состояние которого вы описали, расскажете ему о нем (о его состоянии и мыслях). Тот, чье состояние описывали, может прокомментировать этот рассказ, т. е. высказать свое мнение - подтвердить правильность выводов «экстрасенса» (если рассказанное соответствует его действительным мыслям и ощущениям) или опровергнуть».
Рекомендации ведущему.Перед началом этого этюда вы можете предложить участникам объединиться в пары и каждому описать состояние и мысли своего партнера, т. е. отработать в открытом режиме. Но можно провести это упражнение в закрытом режиме, т. е. участник описывает состояние партнера, который не знает, что все это относится к нему. А затем члены группы должны определить, чье состояние было описано.