Психологический комментарий.
Это упражнение - своеобразная подготовка, разминка перед основной процедурой данного занятия - самоанализом своих слабых сторон. Оно позволяет настроиться на спокойное восприятие личностных недостатков, убедиться, что практически у
каждого человека в характере и манере поведения есть нечто, что не устраивает других людей. Главное - не отсутствие этих недостатков, а знание их и желание, и умение работать с ними. Задание призвано помочь участникам осознать свои отношения с окружающими. Не совсем обычная ситуация заставляет посмотреть на эти отношения предельно откровенно.
5. «Мои слабые стороны»
Все свои недостатки мы сами вложили в себя, нам с ними и работать.
Э. Фелпс, американский юрист
«Вы уже многое узнали о себе и о других членах группы. Многое мы смогли и понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Не всегда все устраивало нас друг в друге. Сегодня каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он осознает в себе как комплекс, как внутренний барьер, страх или иную помеху, которая в чем-то мешает. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках; важно отметить то, что является или может являться причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Это может быть и положительная черта, но в ее крайнем проявлении, например, отзывчивость - вы не можете никому ни в чем отказать, хотя сами от этого страдаете. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно. На это вам дается 3 минуты».
Рекомендации ведущему.Работу группы целесообразнее организовать в большом круге, а при большом количестве участников - в больших «малых» группах по 7-8 человек. Вы предлагаете первому участнику начать свое выступление. По истечении 2 минут даете сигнал, означающий, что время первого выступающего истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 2 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы. В конце следует провести групповую дискуссию, обращая внимание участников на то общее, что было в их высказываниях, и на те ощущения, которые каждый из них испытывал во время упражнения.