Новое небо и новая земля — образ полностью обновленного мира, в котором будут обитать верующие после последнего суда.
Новозаветное действие Святого Духа— более интенсивное участие Святого Духа в жизни людей, начавшееся для учеников в Пятидесятницу и ощущаемое ныне верующими при обращении.
Новый завет— завет благодати, утвержденный после смерти и воскресения Христа, по которому искупительная смерть Христа покрывает все грехи верую-щего, а Святой Дух наделяет верующего способностью исполнять справедливые требования закона.
Образ Божий— особенность природы человека, благодаря которой он упо-добляется Богу и представляет Бога.
Обращение— наш добровольный отклик на призыв Евангелия, при котором мы совершаем искреннее покаяние в грехах и доверяем Христу наше спасение.
Обряд— понятие, обычно используемое баптистами для обозначения кре-щения и Вечери Господней; остальные протестанты, такие, как лютеране, рефор-маты и англикане, предпочитают использовать слово «таинство».
Общая благодать— Божья благодать, через которую Бог дарует людям неис-числимые благословения, не имеющие отношения к спасению.
Общая эсхатология— учение о таких будущих событиях, как второе прише-ствие Христа, тысячелетнее царство и последний суд, которые окажут воздействие на всю вселенную.
Общее откровение— знание о существовании Бога, Его качествах и мораль-ном законе, доступное всему человечеству через творение.
Общение святых — понятие в Апостольском символе веры, обозначающее единение верующих на земле с верующими на небе с помощью общей молитвы.
Община завета— сообщество, объединяющее Божий народ. Протестантские сторонники крещения младенцев рассматривают крещение как символ вхожде-ния в «общину завета» Божьего народа.
Ограниченное искупление— реформатское воззрение, согласно которому Хри-стос расплатился за грехи тех, кто, как Он знал, будут в конечном счете спасены. Это воззрение более точно выражается понятием «спасение избранных», так как дело не в том, что возможности искупления ограничены, а в том, что оно более действенно в отношении избранных.
Одержимость— вводящее в заблуждение выражение, встречающееся в неко-торых английских переводах Библии, под которым, очевидно, подразумевается полное подчинение человеческой воли бесу. Греческое понятие δαιμονίζομαι пра-вильнее переводить как «нахождение под бесовским воздействием», кое может простираться от умеренного до сильного.
Ожидание Господа— состояние сердца во время молитвы, когда мы стоим пе־ ред Богом в терпеливом ожидании силы, направляющей нашу молитву, а также уверенности в присутствии Бога и в том, что Он ответит на нашу молитву.
Онтологический аргумент — доказательство существования Бога, основанное на представлении о Боге как величайшем Сущем, какое только можно вообра-зить. Подобное сущее должно обладать свойством существования, поскольку его существование более вероятно, чем небытие.
Онтологическое равенство— выражение, определяющее членов Троицы как извечно равных в бытии, или существовании, при соподчиненности ролей.
Оправдание— имеющее законную силу спонтанное решение Бога, согласно которому Он 1) считает, что наши грехи прощены и что на нас распространяется праведность Христа; 2) объявляет нас праведными в Своих глазах.
Освящение— постепенная работа Бога и человека, делающая нас все более свободными от греха и все более похожими на Христа.
Основные атрибуты— в этой книге такие атрибуты Бога, как совершенство, благость, красота и слава, именуются основными, поскольку они связаны с рас-смотрением и истолкованием всех остальных Его атрибутов.
Осуждение— принятое Богом до сотворения мира решение не спасать неко-торых людей, предать их наказанию за грехи, проявив тем самым Свою справед-ливость.
Отлучение— последняя мера, предусмотренная церковной дисциплиной, заключающаяся в изгнании человека из церковной общины.
Пантеизм— представление о том, что вся вселенная тождественна Богу или является его элементом.