Б. Время последнего суда

Последний суд произойдет после миллениума и отступления, которое слу-чится в конце. Иоанн описывает царство миллениума и лишение сатаны вла-сти на земле в Отк. 20:1—6 (см. две предыдущие главы), а затем говорит: «Ког-да же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и вый-дет обольщать народы... и собирать их на брань» (Отк. 20:7,8). После того как Бог полностью победит это последнее отступление (Отк. 20:9,10), говорит Иоанн, произойдет последний суд: «И увидел я великий белый престол и Си-дящего на нем» (ст. 11).

 

В. Природа последнего суда

1. Иисус Христос будет Судьей. Павел говорит: «Заклинаю тебя пред Бо-том и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых

 

1 Lewis Sperry Chafer, Systematic Theology, 7:213—217; автор полагает, что произойдут и другие суды.

и мертвых» (2 Тим. 4:1). Петр говорит, что Иисус Христос «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10:42, ср.: 17:31; Мф. 25:31—33). Это право быть Судьей всего мира дано Сыну Отцом: «Отец... дал Ему власть про-изводить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:26,27).

 

2. Перед судом предстанут неверующие. Ясно, что все неверующие пред-станут перед Христом для суда, так как суду подлежат «мертвые, малые и ве-ликие» (Отк. 20:12), а Павел говорит, что «день гнева и откровения праведно-го суда от Бога... воздаст каждому по делам его... тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:5—7).

Во время этого суда будет определена степень наказания, так как мы чи-таем о том, что мертвые будут подвергнуты суду «каждый по делам своим» (Отк. 20:12,13), и этот суд, в соответствии с тем, что каждый человек совер-шил, должен поэтому заключаться в оценке дел, сотворенных людьми3. Иисус говорит:

Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал до-стойное наказания, бит будет меньше... (Лк. 12:47,48).

Когда Иисус говорит Хоразину и Вифсаиде: «Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам» (Мф. 11:22; ср. со ст. 24), или что книжники «примут тем большее осуждение» (Лк. 20:47), Он имеет в виду, что в последний день степень наказания будет различной.

Каждое злодеяние будет сохранено в памяти, и в тот день за него будет назначено наказание, потому что даже «за всякое праздное слово, какое ска-жутлюди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Каждое сказанное слово, каждый поступок будут рассмотрены и получат осуждение: «Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:14).

3 Факт, что верующие понесут наказание в соответствии с их делами, не означает, что неверующие могут сделать достаточно добра, чтобы заслужить благоволение Бога или заработать спасение, так как спасение — это дар тем, кто верует в Христа: «Верую-щий в Него не судится, а не веруюший уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18).