А. Изложение трех основных подходов

/. Амилленаризм. Это самый простой подход.

В соответствии с этой точкой зрения, в Отк. 20:1—10 описывается нынеш-няя эпоха Церкви. Это та эпоха, в которую влияние сатаны на народы очень ограничено, так что Евангелие может быть проповедано всему миру. Те, о ком говорится, что они будут править с Христом в течение тысячи лет, — это хрис-тиане, которые умерли и уже правят с Христом на небесах. В соответствии с этим взглядом, царствование Христа в течение миллениума — это не телесное царствование на земле, а небесное царствование, подобное тому, о котором Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

Основная мысль амилленаризма заключается в том, что в будущем не бу-дет миллениума. Поскольку амилленарии верят, что текст Отк. 20 исполняет-ся уже сейчас, в эпоху Церкви, они утверждают, что именно сейчас длится период «миллениума», о котором говорится в этих стихах. Точную продолжи-тельность эпохи Церкви мы не можем узнать, и выражение «тысячалет» — это просто образное выражение длительного отрезка времени, в который сверша-ются превосходные планы Бога.

В соответствии с этой точкой зрения, нынешняя эпоха Церкви будет длиться до времени возвращения Христа. Когда Христос возвратится, произойдет воскресение как верующих, так и неверующих. Тела верующих воскреснут для воссоединения с душами, и верующие навечно войдут в веч-ную радость на небеса. Неверующие воскреснут для того, чтобы предстать перед судом и подвергнуться осуждению. Верующие также предстанут перед престолом Судьи Христа (2 Кор. 5:10), но этот суд определит лишь степень их вознаграждения на небесах, так как только неверующие будут навечно осуж-дены. В это время появятся новое небо и новая земля. Сразу же после суда наступит вечность (см. рис. 54.1).

Эта схема довольно проста, поскольку в ней все события конца времен происходят одновременно, сразу же после возвращения Христа. Некоторые амилленарии говорят, что Христос может возвратиться в любое время, другие же (как, напр., Беркхоф) утверждают, что некоторые знамения еще только должны исполниться.

ХРИСТОС

ЭПОХА ЦЕРКВИ

 

h

 

ВЕЧНОСТЬ

Отк. 20:1 —6 — наши дни

Воскресение верующих Воскресение неверующих Суд

Новое небо, новая земля

Рис. 54.1. Амилленаризм

 

2. Постмилмнаризм. Приставка «пост-» означает «после». В соответствии с этим подходом, Христос возвратится после миллениума. Точка зрения пост-милленариев представлена на рис. 54.2.

В соответствии с этой точкой зрения, постепенно будет все шире распро-страняться Евангелие и все больше расти церкви, таким образом, все боль-шая часть мирового населения обратится к христианству. Поэтому влияние христианства на общество будет все больше, а общество все в большей степе-ни будет жить в соответствии с тем, что заповедал Бог, и постепенно на земле наступит «век миллениума», век мира и праведности на земле. Этот «милле-ниум» будет длиться в течение длительного периода времени (не обязательно тысячу лет в буквальном смысле), и в конце этого периода Христос возвратится на землю, верующие и неверующие воскреснут, произойдет последний суд и возникнут новое небо и новая земля. Тогда мы войдем в вечность.

Самая основная черта амилленаризма—это уверенность в том, что Еванге-лие способно изменять жизни и приносить благо миру. Вера в постмилленаризм усиливается, когда церковь переживает периоды возрождения, когда нет войн и международных конфликтов и когда создается впечатление, что достигнут большой прогресс в деле преодоления зла и страданий в мире. Однако утвер-ждения постмилленаризма основаны не просто на наблюдении событий, ко-торые происходят вокруг нас, а на аргументах, взятых из различных мест Пи-сания, которые будут рассмотрены ниже.