Г. Необходимость крещения

Хотя мы признаем, что Иисус повелел совершать крещение (Мф. 28:19) и апостолы (Деян. 2:38), мы не должны говорить, что крещение необходимо для спасения23. Этот вопрос мы уже рассматривали выше в связи с римско-като-лическим взглядом на крещение. Говорить, что крещение или любое другое действие необходимо для спасения, — значит утверждать, что наше оправда-ние происходит не одной только верой, но по вере плюс некое «дело» — дело крещения. Апостол Павел не согласился бы с тем, что крещение необходимо для спасения, как он не был согласен с тем, что обрезание необходимо для спасения (см.: Гал. 5:1—12)

Те, кто считает, что крещение необходимо для спасения, часто указывают на Мк. 16:16: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (курсив мой. — У. Г.). Однако в данном стихе ничего не говорится о тех, кто верует, но не крещены. Здесь рассматриваются общие случаи и ничего не говорится о таких необычных ситуациях, как вера без кре-щения. Так что этот стих, вне всякого сомнения, не следует использовать в данной дискуссии, пытаясь увидеть здесь то, чего нет24.

23 Здесь я расхожусь во мнении не только с римско-католическим учением, но так-
же и с учением многих протестантских деноминаций, которые учат, что, в некотором
смысле, крешение все же необходимо для спасения. Хотя в их учениях есть различные
нюансы, такой точки зрения придерживаются члены епископальной церкви, многие
лютеране и члены Церкви Христа.

24 Более того, вряд ли этот стих вообще можно использовать в богословских спо-
pax, поскольку в древних рукописях он отсутствует (как и весь отрывок Мк. 16:9—20),
и, вероятнее всего, первоначально этого стиха не было в тексте Евангелия от Марка
(о Мк. 16:9-20 см. в гл. 16).

Гораздо важнее рассмотреть слова Иисуса к умирающему на кресте раз-бойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Разбойник не мог при-нять крещение до того, как умер на кресте, но он, несомненно, был спасен в тот день. Кроме того, сила этого аргумента не может быть опровергнута утверж-дением, что разбойник был спасен до прихода Христа (в ветхозаветный пе-риод крещение не было необходимо для спасения), потому что новый завет вступил в силу со смертью Иисуса (см.: Евр. 9:17), а Иисус умер прежде, чем оба разбойника, распятые с Ним (см.: Ин. 19:32,33).

Другая причина, по которой крещение не является необходимым для на-шего спасения, заключается в том, что наше оправдание от грехов происхо-дит в момент обретения спасительной веры, а не в момент принятия водного крещения, которое обычно происходит позднее25. Но если человекуже оправ-дан и его грехи прощены в вечности в момент обретения спасительной веры, то крещение не обязательно ни для прощения грехов, ни для обретения духов-ной жизни26.

Поэтому крещение не является необходимым для спасения. Однако оно необходимо, так как нам следует повиноваться Христу, ибо Он повелел при-нимать крещение всем, кто в Него верит.