Более подробно о евангельском призыве см. в гл. 32.

Рост и сила Церкви столь тесно связаны с воцарением Слова Божьего в человеческой жизни, что в Деяниях Апостолов это неоднократно сравнивается с ростом Слова Божьего: «.И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян. 6:7); «Слово же Божие росло и распростра-нялось» (Деян. 12:24); «И слово Господне распространялось по всей стране» (Деян. 13:49). (Во всех приведенных отрывках курсив мой. — У. Г.)

Библия, как главнейшее средство обретения благодати, даруемое Богом Своему народу, весьма важна для нас. Чарлз Ходж напоминает, что в течение всей истории истинное христианство процветало «в точном соотношении с тем, в какой степени люди знали Библию и насколько ее истины были рас-пространены в народе». Кроме того, он отмечает, что там, где нет Слова Божье-го, нет также и никаких признаков спасения или освящения. «Народы, не зна-ющие Библии, пребывают во тьме»7.

Не случайно мы поставили учение Слову на первое место, так как счита-ем его самым важным средством обретения благодати в церкви. Но следует добавить, что имеются в виду не только официально признанное изучение Библии, осуществляемое под руководством рукоположенных священников, но и библейские уроки, занятия в воскресных школах, чтение христианских книг, посвященных Писанию, и даже личное изучение Библии.

 

2. Крещение. Поскольку Иисус дал повеление Церкви крестить людей (Мф. 28:19), то с этим актом должно быть связано определенное благослове-ние, ведь любое послушание христиан Богу благораспалагает Его к ним. Крещение — это публичный акт исповедания Христа как Спасителя; акт, который сам по себе приносит радость и благословение верующему. Кроме того, это знак смерти и воскресения верующего с Христом (см.: Рим. 6:2—5; Кол. 2:12). И вполне понятно, что Святой Дух, действуя через крещение, уве-личивает нашу веру, усиливает наше осознание связи смерти с силой греха и усиливает силу новой воскрешенной жизни во Христе, которой мы обладаем как верующие. Поскольку крещение — это физический символ смерти и вое-кресения Христа и нашего участия в этом процессе, то оно также должно да-вать нам дополнительную уверенность в том, что все верующие вступили в завет с Христом. И наконец, поскольку водное крещение — это внешний сим-вол внутреннего духовного крещения Святым Духом, мы можем ожидать, что Святой Дух будет действовать вместе с крещением, даруя возрастающее осо-знание преимуществ духовного крещения, на которое Он и указывает.

7 Hodge, Systematic Theology, 3:468,469.

Когда крещение сопутствует чьему-то первичному исповеданию веры и фактически является внешней формой, которую принимает это исповедание, то в таком случае, безусловно, существует связь между крещением и приня-тиемдара Святого Духа. Ибо Петр в день Пятидесятницы говорит своим слу-шателям: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). Кроме того, Павел говорит: «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и со-воскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12). Утверждение, что это произошло «верою в силу Бога», напоминает нам, что акт крещения приводит к духовному результату не с помощью неких маги-ческихсил; если крещение сопровождается верой, то принимающий креще-ние испытывает действие Святого Духа. Неудивительно, что после крещения люди испытывают огромную духовную радость — великую радость в Господе оспасении, которое столь ярко иллюстрирует крещение (см. :Деян. 8:39; 16:34).

Хотя мы и не поддерживаем римско-католическое учение о том, что бла-годать даруется независимо от веры человека, мы и не утверждаем, что креще-ние вообще не приносит никакой духовной пользы, что Святой Дух не дейст-вует через него и что оно носит чисто символический характер. Правильнее было бы сказать, что если человек, принимающий крещение, обладает истин-ной верой и если акт крещения усиливает веру всей церкви, то, безусловно, Святой Дух действует через крещение, и оно становится «средством обрете-ния благодати», через которое Святой Дух приносит благословение как чело-веку, принимающему крещение, так и всей церкви. (Более подробно вопрос о крещении будет рассмотрен в гл. 48.)

 

3. Вечеря Господня. Помимо крещения, Иисус повелел церкви совершать еще один обряд, или церемонию, — Вечерю Господню. Хотя этот вопрос будет рассмотрен более подробно в гл. 49, здесь будет уместно отметить, что участие в Вечере Господней совершенно очевидно является средством обретения бла-годати, которое Святой Дух использует для того, чтобы принести благослове-ние церкви. Вечеря Господня — это не просто обычное принятие пищи челове-ком, это общение с Христом в Его присутствии и за Его столом.

8 О том, что благословение обретается автоматически, просто от того, что мы участ-вуем в Вечере Господней, говорится в римско-католическом учении ex opere operate («со-вершаемое делом»), которое рассматривается в гл. 49.

И вновь следует подчеркнуть, что человек, участвующий в Вечере Господ-ней, не должен рассчитывать получить некое магическое благодеяние незави-симо от его веры8. Но если кто участвует в Вечере Господней с верой, обновляя и усиливая ее ради спасения, тогда, вне всякого сомнения, можно ожидать, что Святой Дух через это участие даст духовное благословение. Здесь, также как и при крещении, мы не должны допускать ошибки и утверждать, что Be-черя Господня — это не более чем символ, что она не является средством обре-тения благодати. Павел говорит: «Чаша благословения, которую благослов-ляем, не есть ли приобщение [греч. κοινονία— „участие", „общение"] Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение [κοινονία] Тела Христова?» (1 Кор. 10:16). Поскольку здесь говорится об участии в преиму-ществах тела Христова (тела и крови Христовых), то единство верующих прекраснейшим образом проявляется во время Вечери Господней: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Являясь участниками «трапезы Господней» (1 Кор. 10:21), мы не можем участ-вовать в идолослужении: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1 Кор. 10:21). Здесь проявляется духовное единство среди верующих и между верующими и Господом; в Вечере 1Ъсподней оно усиливается и становится еще крепче, и к этому нельзя подходить легкомысленно.

Коринфяне были осуждены за нарушение порядка Вечери Господней: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1 Кор. 11:29,30). Но если Павел говорит, что за недостойноеучастие в Вечере Господней люди получат наказание, то за достойное участие в Вечере Господ-ней мы, безусловно, должны ожидать благословения. Когда мы повинуемся повелению Иисуса «Приимите, ядите» (Мф. 26:26) и реально едим и пьем за трапезой Господа, наши физические действия символизируют соответственное духовное питание наших душ, которое происходит в том случае, если мы участ-вуем в трапезе в послушании и вере. Иисус говорит: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:55,56; ср. со ст. 52—54,57,58; атакже: 27, 33-35,48-51).

Поэтому когда мы принимаем участие в Вечере Господней в вере и послу-шании, то, как и при крещении, Господь дарует нам духовное благословение. Следовательно, Вечеря Господня — это «средство обретения благодати», кото-рое Святой Дух использует для того, чтобы благословить нас.

 

4. Молитва. Мы уже исследовали тему молитвы в гл. 17, поэтому здесь нам лишь следует отметить, что совместная молитва церкви в собрании, а также молитва одного члена церкви за другого — это мощные средства, ежедневно используемые Святым Духом для того, чтобы принести благословение хрис-тианам. Мы должны уделять совместной молитве столько же внимания, сколь-ко и личной, следуя примеру ранней церкви. Мы читаем в Писании, что, вы-слушав угрозы иудейских вождей, они «единодушно возвысили голос к Богу» в молитве (Деян. 4:24—30), «и, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие сдерзно-вением» (Деян. 4:31; ср.: 2:42). Когда Петр был посажен в темницу, «церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12:5).

Если молитва церкви — это не простое произнесение слов без искреннего стремления, а подлинное выражение состояния сердца и отражение искрен-ней веры, то нам следует ожидать, что Святой Дух принесет великое благосло-вение через такую молитву. Безусловно, если молитва совершается «духом» (Еф. 6:18; ср.: Иуд. 20: «Молясь Духом Святым»), то она ведет к общению со Святым Духом, а потому — и к служению Святого Духа молящимся людям.

И автор Послания к Евреям напоминает нам, что мы «приступаем» к Богу в молитве, приступаем к престолу благодати, «чтобы получить милость и обрес-ти благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

Чем теснее подлинное церковное общение, тем более интенсивной долж-на быть непрерывная молитва членов церкви друг о друге и тем большего под-линного духовного благословения от Святого Духа нам следует ожидать в церкви.

5. Поклонение. Подлинное поклонение—это поклонение «в духе» (Ин. 4:23, 24; Флп. 3:3). Это, вероятно, означает, что поклонение происходит вдуховной сфере, а не только во внешнем физическом действии присутствия на богослу-жении или в пении гимнов9. Когда мы вступаем в эту духовную сферу и слу-жим Господу в поклонении, Бог тоже служит нам. Так, например, в антиохий-ской церкви, когда ее члены «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла надело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Это событие аналогично ветхозаветному опыту израильского народа, кото-рый знал, что входит в присутствие Бога, когда подлинно поклоняется Ему:

И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к вое-хвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек ми-лость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли свя-щенники стоять на служении по причине облака; потому что слава Гос-подня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14).

Когда народ Божий поклонялся Господу, Он приходил к нему и пребывал посреди него в видимой форме. Также и Иаков обещает: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8).

Когда народ Божий поклонялся Богу, Он избавлял его от врагов (2 Пар. 20:18—23), а иногда даровал ему истинное духовное понимание того, что с ним происходило (Пс. 72:17: «Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразу-мел конца их»).

Вопрос о поклонении «в духе» рассматривается вгл. 50.

Если поклонение является истинным приближением к Богу, приходом в Его присутствие и возданием Ему заслуженной хвалы, то мы, безусловно, долж-ны считать поклонение одним из важнейших «средств обретения благодати», доступных церкви. Бог часто приносит благословение Своему народу — как конкретным людям, так и всему собранию—через подлинное поклонение всей общиной.

6. Церковная дисциплина. Поскольку церковная дисциплина — это то сред-ство, через которое мы добиваемся чистоты Церкви и побуждаем людей ксвятостижизни, мы, конечно, должны причислитьеек«средствам обретения бла-годати». Тем не менее благословение не даруется автоматически: когда цер-ковь применяет дисциплинарные меры, нарушитель не обретает никакого ду-ховного блага, если только Святой Дух не отвратит его греха и не породит в нем «печаль ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасе-нию» (2 Кор. 7:10); никакого духовного блага не обретет и церковь, если толь-ко Святой Дух не будет действовать в ее членах, когда они узнают о примене-нии дисциплинарных мер. Вот почему церковьдолжнадисциплинироватьсво-их членов, осознавая, что это происходит в присутствии Господа (1 Кор. 5:4; ср.: 4:19,20), и с уверенностью в том, что все происходящее одобряется на не-бесах (Мф. 16:19; 18:18—20)10.

Церкви пойдет на пользу, если она будет считать, что церковная дисцип-лина—это не тяжкое бремя, возложенное на нее 1Ъсподом, а подлинное «сред-ство обретения благодати». Благодаря этому, ей может быть даровано благо-словение — через примирение верующих друг с другом и с Богом; восстанов-ление заблуждающегося брата или сестры; через предостережение, данное всем, отом, «чтоб и прочие страх имели» (1 Тим. 5:20); через усиление мораль-ной чистоты церкви и защиту чести Христа. С церковной дисциплиной часто бывают связаны печаль и переживания, но когда она применяется правиль-но, с верой в то, что через нее действует Господь, печаль эта — «ко спасению» (2 Кор. 7:10). Когда дисциплина осуществляется именно таким образом, ее, безусловно, следует рассматривать как средство обретения благодати, через которое Святой Дух приносит благословение Своей Церкви.

 

7. Пожертвование. Пожертвование обычно осуществляется через церковь, когда она получает и распределяет дары на различные служения и нужды. И вновь мы подчеркиваем, что никто при этом не получает духовные блага авто-матически. Симон-волхв был жестко обличен зато, что полагал, будто можно <дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). Но если дар совершается в вере, в преданности Христу и в любви к Его народу, то, несомненно, это принесет великое благословение. Богу в высшей степени угодно, чтобы денежные дары сопровождались личным преданием себя Богу со стороны дающего, как это было с македонянами, которые «отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией» (2 Кор. 8:5), а затем помогли бедным христианам в Иерусалиме. Когда пожертвование совершается с радостью, «не с огорчени-ем и не с принуждением», оно получает великое вознаграждение Божьего бла-говоления, ибо «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7).