А. Введение и определение понятия

Когда Адам и Ева согрешили, они заслужили вечное наказание и отделе-ние от Бога (Быт. 2:17). Точно так же люди, которые грешат в наши дни, под-вергаются гневу Божьему и вечному наказанию: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). Это означает, что если люди однажды согрешили, то спра-ведливость Божья требует только одного — навечно отделить их от Бога, ли-шить их любой надежды на получение Его благ и навсегда приговорить их к аду, чтобы они вечно видели только Божий гнев. Именно так произошло с со-грешившими ангелами, и тоже самое могло бы случиться и с нами: «Боганге-лов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4, курсив мой. — У. Г.).

Однако Адам и Ева не умерли сразу же (хотя смертный приговор начал приводиться в исполнение с того дня, как они согрешили). Окончательное исполнение этого приговора было отложено на многие годы. Более того, мил-лионы ихпотомков, вплоть до нашего времени, не умирали сразу, а продолжа-ли жить еще годы и годы, пользуясь бесчисленными благословениями этого мира. Как это может быть? Почему Бог продолжает даровать благословения грешникам, которые заслуживают только смерти, — не только тем людям, которые в конце концов будут спасены, но также и миллионам людей, кото-рые не будут спасены никогда, чьи грехи никогда не будут прощены?

Ответ на эти вопросы заключается в следующем: Бог дарует миру общую благодать. Понятие «общая благодать» мы можем определить следующим об-разом: общая благодать — это благодать Божья, через которую Бог дарует людям неисчислимые благословения, не являющиеся частью спасения. Слово «об-щая» означает здесь нечто, что является общим для всех людей и принадлежит не только верующим или избранным.

В отличие от общей благодати, ту благодать, через которую Бог приводит людей к спасению, часто называют «спасительной благодатью». Безуслов-но, когда мы говорим об «общей благодати» и «спасительной благодати», мы не предполагаем существования в Боге двух разных видов благодати. Дело

в том, что благодать Божья проявляет себя в мире двумя разными способами. Общая благодать отличается от спасительной благодати по результатам ее действия (она не приводит к спасению), по тем, к кому она направлена (она дарована равным образом как верующим, так и неверующим), и по ее источ-нику (она не исходит непосредственно из искупительной работы Бога, посколь-ку смерть Христа не принесла прощения неверующим, а потому не даровала им непосредственно и благословений общей благодати). По поводу последне-го следует отметить, что общая благодать исходит из искупительной работы Христа, но не непосредственно. То, что Бог не стал судить мир сразу же после того, как в него вошел грех, объясняется (в качестве главной или даже исклю-чительной причины) тем, что Бог собирался впоследствии спасти некоторых грешников через смерть Своего Сына1.