Б. Необходимость искупления
Мог ли Бог спасти людей каким-то иным образом, не посылая Своего Сына умирать вместо нас?
Прежде чем ответить на этот вопрос, важно понять, что спасение людей вообще не было необходимым для Бога. Когда мы начинаем ценить тот факт, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4),то мы осознаем, что Бог мог также вполне справедливо оставить нас в наших грехах в ожидании суда: Он мог принять решение не спасать никого, точно так же, как Он сделал это в отношении согрешивших ангелов. Таким образом, в этом смысле искупление не было абсолютно необходимым.
Но как только Бог, в Своей любви, решил спасти часть человеческих су-ществ, то, как указывает нам целый ряд текстов Писания, иного пути осуше-ствить этот план, кроме смерти сына Божьего, просто не было. Поэтому ис-купление не было абсолютно необходимым, но, как «результат» решения Бога спасти часть человеческих существ, искупление было абсолютно необходи-мым. Иногда такой взгляд на искупление называют «абсолютной необходи-мостью результата».
В Гефсиманском саду Иисус молится: «Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Мы можем быть уверены, что Иисус всегда молился в соответствии с волей Отца и что Он все-гда молился с полной верой. Таким образом, представляется, что эта молитва, которую передает нам Матфей, показывает, что у Иисуса не было возможно-сти избежать смерти на кресте, что и произошло вскоре (Он испил ту «чашу» страданий, о которой говорил). Если нужно было, чтобы Он исполнил тоттруд, ради которого Отец послал Его в мир, и если люди должны были быть искуп-лены Богом, то Иисусу было необходимо умереть на кресте.
Нечто похожее Он сказал и после Своего воскресения, когда беседовал с двумя учениками на дороге в Эммаус. Они были опечалены смертью Иисуса, но Он ответил им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веро-вать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Хри-сту и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25,26). Иисус понимал, что Божий план спасения (который Он объяснил ученикам на основании многих текстов вет-хозаветных Писаний, Лк. 24:27) предполагал необходимость смерти Мессии за грехи Его народа.
Как мы уже говорили, Павел в Рим. 3 также показывает, что, если Бог хотел быть праведным и при этом спасти людей, Ему следовало послать Хри-ста, чтобы Тот понес наказание за наши грехи: Христос умер «к показанию правды Его [Бога-Отца] в настоящее время, да явится Он праведным и оправ-дывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:26). В Послании к Евреям подчер-кивается мысль о том, что Христос должен был пострадать за наши грехи: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи на-рода» (Евр. 2:17). Автор Послания к Евреям говориттакже, что поскольку «не-возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4), то тре-буется более совершенная жертва (Евр. 9:23). Только кровь Христа, т. е. Его смерть, могла бы в действительности удалить грехи (Евр. 9:25,26). Бог не мог спасти нас иначе — только через смерть Христа за нас.