А. Использование слова «человек» для обозначения человеческого рода

Прежде чем мы приступим к основной теме этой главы, необходимо крат-ко рассмотреть вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения всего человеческого рода (как в названии этой главы). Сегодня многие возражают против того, чтобы слово «человек» использовалось для обозначения человеческого рода в целом (и мужчин и женщин), так как это якобы оскорбительно для женщин. Те, кто придерживается этой точки зре-ния, для обозначения человеческого рода используют только «общие» терми-ны, такие, как «человечество», «человеческие существа» или «личности».

Рассмотрев это возражение, я решил продолжать использовать слово «че-ловек» (наряду с прочими, указанными выше терминами) для обозначения человеческого рода, поскольку такое словоупотребление дано нам Богом в гл. 5 Книги Бытие и, кроме того, поскольку здесь, по моему мнению, речь идет о важной богословской проблеме. В Быт. 5:1,2 читаем: «...Когда Бог сотворил

человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (ср.: Быт. 1:27, курсив мой. — У Г.). Еврейское слово, которое здесь переведено как «чело-век», — это אךם,то же самое слово, которым был назван Адам и которое иногда используется для обозначения мужчины, в отличие от женщины (Быт. 2:22,25; 3:12; Еккл. 7:28). Таким образом практика использования одного и того же слова для обозначения человеческих существ мужского пала и человеческого рода в целом — это практика, начало которой положено Самим Богом, и нам не следует считать ее неправильной или оскорбительной.

Нам могут возразить, что это всего лишь случайная особенность древне-еврейского языка, но этот аргумент неубедителен, так как в Быт. 5:2 конкрет-но говорится о том, как Бог избирает имя, применимое ко всему человеческо-му роду в целом.

Я не считаю, что мы всегда должны дублировать библейские обороты речи или что неправильно использовать нейтральные в смысле пола обозначения человеческого рода (как, напр., в этом предложении). Я говорю только отом, что рассказ Быт. 5:2, когда Бог называет человека, указывает, что использо-вание слова «человек» для обозначения всего человеческого рода — это бла-гой и очень уместный выбор, которого нам не следует избегать1.

1 Однако вопрос о том, уместно ли использовать слово «человек» для обозначения человека, вне зависимости от его пола, как в высказывании «Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк. 9:23)это другой вопрос, так как здесь не имеется в виду весь человеческий род. В таких случаях уважи-тельное отношение к женщинам и современные формы речи побуждают нас использо-вать нейтральные выражения, напр.: «Если кто-либо хочет идти за Мною...»

1 См. гл. 22; также: Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Equality and Male Headship: Genesis 1—3", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, ed. John Piper and W&yne Grudem (Wheaton, 111.: Crossway, 1991, p. 98).

3 Возможно, этот факт признан также и многими из тех людей, которые возражают против использования слова «человек» для обозначения всего человеческого рода (а имен-но феминистки, которые отрицают главенство мужчины в семье).

Богословская проблема заключается в вопросе, подразумевается ли в Библии лидерство мужчин в принципе, или их главенство в семье с самого начала творения. Тот факт, что Бог решил назвать человеческий род не «жен-щина», а «человек» (т. е. «мужчина», ЕЛК;тем же словом был назван и Адам, см. выше. — Примеч. пер.), вероятно, имеет значение для понимания исход-ного плана Божьего о мужчинах и женщинах2. Конечно, вопрос о том, какое слово мы используем для обозначения человеческого рода—это не единствен-ный аспект этой дискуссии, однако все же это один из ее аспектов, и те фор-мы речи, которых мы придерживаемся, имеют определенное значение для со-временного обсуждения проблемы отношения полов3.