А. Все слова Писания являются словами Бога

1 Конечно, я не имею в виду, что каждое слово Писания было изречено Самим Бо-гом, поскольку в Библии записаны слова сотен разных людей, таких, как царь Давид, Петр, здесь есть слова и самого сатаны. Однако я хочу сказать, что даже цитаты из речи других людей — это рассказ Бога о том, что они сказали, и, если мы верно истолковыва-ем их в контексте, эти слова являются для нас божественным авторитетом.

/. Так говорит о себе сама Библия. В Библии неоднократно говорится о том, что все слова Писания являются словами Бога (в том числе слова, запи-санные людьми)1. В Ветхом Завете это подчеркивается вводной фразой «Так говорит Господь», которая встречается сотни раз. В ветхозаветном мире эта фраза воспринималась как идентичная фразе «Так говорит царь...», с которой начинались повеления царя своему народу, эти повеления не обсуждались и не ставились под сомнения, им просто повиновались2. Таким образом, когда пророки говорят «Так говорит Господь», они заявляют, что они — посланцы верховного Царя Израиля, т. е. Самого Бога, и что их слова — это слова Бога, обладающие абсолютным авторитетом. Когда пророк говорил подобным об-разом от имени Бога, то каждое сказанное им слово должно было исходить от Бога, иначе он был лжепророком (ср.: Чис. 22:38; Втор. 18:18—20; Иер. 1:9; 14:14; 23:16-22; 29:31,32; Иез. 2:7; 13:1-16).

Кроме того, часто Бог говорит «через» пророка (3 Цар. 14:18; 16:12,34; 4 Цар. 9:36; 14:25; Иер. 37:2; Зах. 7:7,12). Таким образом, то, что пророк произносит от имени Бога, говорит Сам Бог (3 Цар. 13:26 и ст. 21; 3 Цар. 21:19 с 4 Цар. 9:25,26; Агг. 1:12; ср.: 1 Цар. 15:3,18). В этих и других местах Ветхого Завета слова, произ-несенные пророками, являются также словами Самого Бога. Таким образом, неверие или неповиновение пророку является неверием в Самого Бога и непови-новением Ему (Втор. 18:19; 1 Цар. 10:8; 13:13,14; 15:3,19,23; 3 Цар. 20:35,36).

Эти стихи, конечно, говорят лишь о конкретных отрывках — произне-сенных или записанных словах Ветхого Завета. Однако все они, в том числе и сотни пассажей, которые начинаются со слов «Так говорит Господь», подтверж-дают, что в Ветхом Завете есть слова Самого Бога. И эти слова составляют значительную часть Ветхого Завета.

2 См.: Wayne Grudem, The Gift of Prophecy in I Corinthians (Lanham, Md.: University Press of America, 1982), pp. 12,13; also Wayne Gmdem, "Scripture's Self-Attestation", in Scripture and Truth, ed. D. A. Carson and J. Woodbridge, pp. 21,22.

3 Иногда предлагают альтернативный перевод: «Все богодухновенное Писание так-же полезно для научения...» Однако правильность подобного перевода крайне маловеро-ятна, так как в этой трактовке словоκαι («также») в греческом предложении выглядит неуместно. Слово «также» должно указывать на что-то, упомянутое в дополнение к чему-то, о чем уже было сказано. Словаθεόπνευστος («богодухновенный») иάιφέλιμος («полез-ный») правильнее всего истолковывать как часть сказуемого; следовательно, правиль-ный перевод — «Все Писание богодухновенно и полезно для научения...»

4 По меньшей мере в двух случаях: 1 Тим. 5:18 и 2 Пет. 3:16, понятиеγραφή также включает в себя и новозаветные тексты, наряду с ветхозаветными (см. ниже).

5 В этой книге я исхожу из того, что Первое и Второе послания к Тимофею и Посла-ние к Титу были написаны Павлом. Последние аргументы в защиту авторства Павла см.: George W. Knight III, ТЪе Pastoral Epistles, NIGTC (Grand Rapids: Eerdmans, and Carlisle: Paternoster, 1992), pp. 4-54.

В Новом Завете целый ряд пассажей указывает на то, что все ветхозавет-ные Писания считались словами Бога. Во 2 Тим. 3:16 говорится: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»3. Здесь слово «Писание» (γραφή) может означать только Писание Ветхого Завета, так как слово γραφή имеет именно это значе-ние в каждом из 51 случая употребления в Новом Завете4. Кроме того, Павел в ст. 15 говорит о «священных писаниях» Ветхого Завета5.

Павел утверждает здесь, что все писания Ветхого Завета — θεόπνευστος — «выдохнуты Богом» (во множественном числе — θεδκνευστοι. Примеч. пер.). Поскольку речь идет о текстах, то дыхание здесь следует понимать как мета-фору для слов Писания. Так в этом стихе кратко утверждается то, что очевид-но из многих пассажей Ветхого Завета, — ветхозаветные Писания рассмат-риваются как Слово Божье, переданное в письменной форме. Бог говорил (и сейчас говорит) каждое слово Ветхого Завета, хотя Боги использовал л ю-дей для записи этих слов6.

Сходное указание на то, что все ветхозаветные тексты являются словами Бога, можно найти во 2 Пет. 1:21. В контексте рассуждения о пророчествах Писания (ст. 20), т. е. по крайней мере, о тех ветхозаветных текстах, к кото-рым Петр привлекает внимание своих читателей (ст. 19), Петр говорит, что ни одно из этих пророчеств не было «произносимо по воле человеческой», но «из-рекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Петр не отрицает здесь роль человеческой личности в процессе составления Писания (он говорит, что люди его «изрекали»). Он просто указывает, что в конечном счете решение, что именно написать, принималось не человеком; важную роль в этом процессе играло действие Святого Духа в жизни пророка, но как именно это происходило, здесь не уточняется (как не уточняется и нигде в Писании). Это показывает, что все ветхозаветные пророчества (а в свете ст. 19, 20 также и все Писание Ветхого Завета) изречены «от Бога», т. е. это собствен-ные слова Божьи.

Во многих других местах Нового Завета нечто подобное говорится о раз-личных частях Ветхого Завета. В Мф. 1:22 слова Исайи (Ис. 7:14) цитируют-ся как «реченное Господом чрез пророка». В Мф. 4:4 записаны слова Иисуса, адресованные дьяволу:« Написано: „не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"». В контексте повторяющихся ци-тат из Второзакония, которые Иисус приводит в ответ на каждое искушение, слова, исходящие «из уст Божиих», — это Писания Ветхого Завета.

6 В прежних систематических богословиях для утверждения того факта, что слова Писания были изречены Богом, использовались слова «вдохновенный» и «вдохновение». Эта терминология была основана на старом переводе 2 Тим. 3:16: «А11 scripture is given by inspiration of God» (KJV) («Все Писание дано по вдохновению Божию»). Однако в наши дни слово «вдохновение» настолько малоубедительно (каждый поэт или певец утверж-дает, что пишет по «вдохновению», и даже о спортсменах говорят, что они выступают «вдохновенно»), что я решил не использовать это слово в данной книге. Я предпочел пе-ревод 2 Тим. 3:16 в версии NIV (который совпадает здесь с русским синодальным пере-водом. — Примеч. пер.) — «богодухновенный», а также и другие выражения, чтобы пока-зать, что слова Писания — это слова Самого Бога. Старое выражение *plenary inspiration* означает, что все слова Писания являются словами Бога (слово «plenary» означает «пол-ный»), но в этой главе я не использую данного выражения.

В Мф. 19:5 слова, которые не приписываются Богу в повествовании Книги Бытие (Быт 2:24), цитируются Иисусом как слова, которые «сказал» Бог.

В Мк. 7:9—13 об одном и том же отрывке из Ветхого Завета говорится то как о «заповеди Божией», то как о том, что «сказал Моисей», то как о «слове Божи-ем». В Деян. 1:16 о Псалмах 68 и 108 говорится как о словах, которые «предрек Дух Святый устами Давида». Таким образом, здесь о словах Писания гово-рится как об изреченных Святым Духом. В Деян. 2:16,17, говоря о «предречен-ном пророком Иоилем», Петр вводит выражение «говорит Бог», тем самым под-разумевая авторство Бога в том, что написал Иоиль, и утверждая, что Бог и ныне говорит это.

Можно было бы процитировать и многие другие отрывки (см.: Лк. 1:70; 24:25; Ин. 5:45-47; Деян. 3:18,21; 4:25; 13:47; 28:25; Рим. 1:2; 3:2; 9:17; 1 Кор. 9:8—10; Евр. 1:1,2,6,7), однако и без этого очевидно, что слова ветхозаветно-го Писания считаются словами Божьими. Кроме того, в нескольких отрыв-ках говорится о том, что все слова пророков или Писаний Ветхого Завета — от Бога или что в них следует верить (см.: Лк. 24:25,27,44; Деян. 3:18; 24:14; Рим. 15:4).

Но если Павел имел в виду только ветхозаветные тексты, когда говорил о «Писании» (2 Тим. 3:16), то как этот стих может относиться также и к новоза-ветным текстам? Говорится ли здесь что-либо о природе новозаветных текстов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны осознать, что греческое слово γραφή («Писание») для новозаветных авторов было специальным тер-мином, имевшим специальное значение. Хотя оно и употребляется в Новом Завете 51 раз, в каждом из этих случаев это слово обозначает ветхозаветные тексты, и никакие другие слова или тексты вне канона. Таким образом, все, что принадлежало к категории «Писание», было «богодухновенно», слова та-кой книги были словами Самого Бога.

Но в двух случаях в Новом Завете мы видим, что новозаветные книги на-званы «Писанием», как и ветхозаветные книги. Как мы отметили, во 2 Пет. 3:16 Петр не просто знает о существовании письменных посланий Павла, он явно считает «все послания [Павла]» принадлежащими к «прочим Писаниям». Это указывает на то, что очень рано в истории церкви все послания Павла счита-л ись записанными словами Бога в том же самом смысле, что и ветхозаветные тексты. Точно так же в 1 Тим. 5:18 Павел цитирует слова Иисуса в том виде, как они приведены в Лк. 10:7, и называет их «Писанием»7.

7 Разбор 2 Пет. 3:16 и 1 Тим. 5:17,18 см. в гл. 2.

Эти два отрывка показывают, что в период написания документов Ново-го Завета существовало понимание того факта, что дополнения вносились в особую категорию текстов, называемых «Писание», текстов, которые явля-ются словами самого Бога. Таким образом, как только мы установили, что новозаветные тексты принадлежат к особой категории — к «Писанию», — то мы совершенно справедливо относим и 2 Тим. 3:16 к этим текстам. Мы утвер-ждаем, что и эти стихи имеют тот признак, который, по словам Павла, свой

ственен «всему Писанию», т. е. они «богодухновенны», и все их слова — это слова Самого Бога.

Есть ли еще какие-либо указания на то, что новозаветные авторы счита-ли свои тексты (а не только ветхозаветные) словами Бога? Да, в некоторых случаях. В 1 Кор. 14:37 Павел говорит: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Здесь Павел устанавливает несколько церковных правил богослужения для коринф-ской церкви и утверждает, что эти правила имеют статус «заповедей Господ-них», так как в греческом выражении, переведенном здесь «что я пишу вам», есть относительное местоимение во множественном числе (а), и дословно этот фрагмент можно перевести следующим образом: «то, что я пишу вам — это заповеди Господни».

Одно из возражений против того, чтобы считать слова новозаветных пи-сателей словами Бога, основано на 1 Кор. 7:12, где Павел отделяет свои соб-ственные слова от слов Господа: «Прочим же я говорю, а не Господь...» Одна-ко верное понимание этого отрывка может быть получено лишь при знаком-стве со ст. 25 и 40. В ст. 25 Павел говорит, что у него нет никаких заповедей Господа о «девстве» и что по этому поводу он выражает свое собственное мне-ние. Это должно означать, что он не знал никаких земных слов, которые Иисус сказал бы по этому поводу, и, вероятно, что в последствии он не получил ника-кого откровения от Иисуса на эту тему. Такое положение вещей отличается от описанного в ст. 10, где Павел просто повторяет содержание земного учения Иисуса о том, чтобы «жене не разводиться с мужем», а «мужу не оставлять жены своей». Таким образом, ст. 12 должен означать, что у Павла не было за-писей о земном учении Иисуса относительно такой ситуации, в которой верую-щий женат на неверующей или верующая замужем за неверующим. Поэтому Павел дает свои собственные указания: «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее» (1 Кор. 7:12).

Немаловажно, что в ст. 12—15 Павел продолжает тему и дает коринфя-нам несколько этических норм. Что дает ему право давать такие моральные повеления? Он утверждал, что говорит как «получивший от Господа милость быть Ему верным» (1 Кор. 7:25). Судя по всему, тем самым он подразумевает, что его взвешенные суждения могут быть столь же авторитетными, как ело-ва Иисуса. Так, 1 Кор. 7:12: «Прочим же я говорю, а не Господь» — это удивительно мощное утверждение собственного авторитета Павла; если он не знал того, что Иисус говорил о той или иной ситуации, он просто выска-зывался от себя, так как его собственные слова имели такой же авторитет, как слова Иисуса!

Указания на схожее восприятие новозаветных текстов есть также в Ин. 14:26 и 16:13, где Иисус дает обетование, что Святой Дух приведет на память Его ученикам все, что Он, Иисус, говорил, и наставит их на всякую истину. Это указывает на особую работу Святого Духа, благодаря которой ученики спо-собны безошибочно вспомнить и зафиксировать письменно все сказанное Иисусом. Схожие указания есть также во 2 Пет. 3:2; 1 Кор. 2:13; 1 Фес.4:15 и в Отк. 22:18,19.

2. Читая Библию, мы убеждаемся в справедливости утверждения Библии о том, что она является Словом Божьим. Одно дело — утверждать, что Биб-лия говорит о том, что она есть Слово Божье, другое дело — самому убедиться в том, что это утверждение истинно. Мы полностью убеждаемся в том, что слова Библии — это слова Божьи только тогда, когда Святой Дух говорит к нашему сердцу в словах Библии и через них и дает нам внутреннюю убежденность в том, что наш Создатель обращает к нам эти слова. Сразу же после того, как Павел объясняет, что его апостольская речь состоит из слов, которым его на-учил Святой Дух (1 Кор. 2:13), он говорит: «Душевный человек не принимает тех вещей8, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не мо-жет разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14; в рус-ской синодальной Библии — «того, что отдуха Божия». — Примеч. пер.). Без воздействия Духа Божьего человек не может обрести духовные истины, и в частности ту истину, что слова Писания — это действительно слова Бога.

Однако те люди, в которых действует Дух Божий, осознают, что слова Библии являются словами Бога. Этот процесс весьма схож с тем, как люди, веровавшие в Иисуса, узнавали, что Его слова истинны. Он сказал: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10:27). Овцы Христовы слышат слова их Пастыря, когда читают слова Писания, и убеждаются, что эти слова — на самом деле являются словами их Господа.

8 Я перевел этот стих как «тех вещей, что от Духа Божия», поскольку в греческом тексте мы видим только определенный артикль среднего рода множественного числа (τώ) в качестве существительного, но никакого конкретного существительного там нет. Поэтому перевод RSV «даров Духа Божия» не является необходимым для данного кон-текста и сужает смысл того, что на самом деле сказано в данном отрывке.

Важно помнить, что убежденность в том, что слова Писания — это слова Бога, не возникает отдельно от слов Писания или в дополнение к словам Пи-сания. Не бывает так, что Святой Дух в один прекрасный день вдруг прошеп-чет нам на ухо: «Видишь Библию у тебя на столе? Желаю, чтобы ты знал: ело-ва Библии — это слова Бога». Лишь читая Писание, люди слышат голос их Творца, Который обращается к ним через слова Писания. Именно тогда люди осознают, что книга, которую они читают, не похожа на все остальные книги, что это действительно книга слов Божьих, обращенных к их сердцу.

3. Прочие свидетельства полезны, но не являются решающими. Прочие аргументы полезны в том смысле, что они показывают историческую перспективу Библии, ее внутреннюю непротиворечивость; демонстрируют тот факт, что в Библии содержатся пророчества, которые сбылись сотни лет спус-тя; что она повлияла на ход человеческой истории в большей степени, чем любая другая книга; что она продолжает изменять жизни миллионов людей и через нее люди обретают спасение; что она величественна и прекрасна, что с глубиной излагаемого в ней учения не может сравниться ни одна другая кни-га и в ней сотни раз говорится о том, что она является Словом Божьим. Все эти аргументы, как и многие другие, помогают нам преодолеть те препятствия, которые могут возникнуть на пути нашей веры в Писание. Однако все эти аргументы, в совокупности или по отдельности, не могут быть решающими. В Вестминстерском исповедании веры (1643—1646) говорится:

Мы можем быть движимы и побуждаемы свидетельством Церкви к в высшей степени благочестивому почитанию Священного Писа-ния. Его небесная природа, сила учения, великолепие стиля, согла-сие всех его частей, замысел в целом (о том, что нужно отдать всю славу Богу), полнота раскрытия Писанием единственного пути спасе-ния человека, множество других несравненных достоинств, совершен-ство Писания в целом — все это является доказательствами, посред-ством которых оно обильно свидетельствует о том, что оно есть Слово Божье. И все же наше полное убеждение и уверенность в непогреши-мой правде и божественном авторитете Писания исходят от действия Святого Духа, свидетельствующего в наших сердцах Словом и соглас-но Слову (см. гл. 1).

4. Слова Писания сами свидетельствуют о себе. Таким образом, слова Пи-сания сами свидетельствуют о себе. Невозможно «доказать» тот факт, что они являются словами Бога, обратившись к какому-либо более высокому авто-ритету. Ибо если бы более высокий авторитет (напр., историческая или логи-ческая согласованность) мог подтвердить, что Библия — это Слово Божье, то сама Библия уже не была бы для нас наивысшим и абсолютным авторитетом. Если мы обращаемся к человеческому разуму или логике, к исторической со-гласованности или к научной истине как к более истинному или в большей степени заслуживающему доверия авторитету, который доказал бы, что Пи-сание — это Слово Божье, то мы признаем за ними право называться автори-тетом более высоким, чем Слово Божье.

5. Возражение: данное рассуждение представляет собой «порочный круг в доказательстве». Следует допустить, что в определенном смысле это действи-тельно цикличное рассуждение: мы верим, что Писание является тем, что оно говорит о себе, потому что оно является Словом Божьим. И мы верим, что оно является Словом Божьим, потому что оно утверждает это о себе, и т. д.

Однако это не означает, что рассуждение построено неверно, так как все доказательства абсолютного авторитета в конечном счете должны восходить к этому авторитету — иначе авторитет не является абсолютным или наивыс-шим. Хотя цикличный характер аргументов не всегда очевиден, а иногда и скрыт за длинными рассуждениями или просто принимается без доказательств, аргу-менты в пользу высшего авторитета всегда, в конечном счете, основываются на самом этом авторитете, как это видно из следующих примеров: