МЕТОДИКА «Ответные ассоциации»
Методика предназначена для оценки мышления, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов и т. д.
В действительности сфера применения этой методики очень ограничена. Она может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или выхолощенных связей.
До начала эксперимента следует приготовить слова ‑ отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи.
При достаточном умении пользоваться секундомером следует с его помощью отмечать время каждой реакции. Можно, однако, заменить секундомер следующей простой регистрацией: произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки.
Задаваемые слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа.
Инструкция: «Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?». И сразу же опыт начинается. Если испытуемый пытается отвечать целыми фразами, экспериментатор останавливает его, напоминает, что нужно называть отдельные слова. Если после одного напоминания он продолжает отвечать фразами, экспериментатор продолжает опыт и записывает все, что испытуемый говорит.
ФОРМА ПРОТОКОЛА
Слова | Время, с | Ответ |
Пример:
Чернила | |
Брат | |
Трава | |
Ящик | |
Клюква | |
Тигр | |
Скамья | |
Гребенка | |
Самовар | |
Солома | |
Книга | |
Булавка | |
Огонь | |
Зонтик | |
Собака | |
Медведь | |
Часы | |
Усы | |
Ножницы | |
Звонок | |
Календарь |
В протоколе регистрируются латентный период реакции ( » 1,5 секунд в норме) и качественные характеристики ответов.
Выделяют:
1) высшие словесные реакции
· общеконкретные (чашка-блюдце);
· индивидуально-конкретные (чашка - голубая);
· абстрактные (чашка- посуда);
2) примитивные словесные реакции
· созвучные (близкие по звучанию слову-раздражителю);
· экстрасигнальные (не имеющие отношения к раздражителю);
· междометные («гм», «ну», «ой» и т.д.);
· персеверирующие ( повторение одного и того же ответа на ррррр);
· эхолалические (буквально воспроизводящие слово-раздражитель);
· атактические (не имеющие какого-либо раздражителя в окружающей среде).