МЕТОДИКА «Ответные ассоциации»

Методика предназначена для оценки мышления, для выявления «аффективных комплексов», подвижности или инертности нервных процессов и т. д.

В действительности сфера применения этой методики очень ограничена. Она может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или выхолощенных связей.

До начала эксперимента следует приготовить слова ‑ отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи.

При достаточном умении пользоваться секундомером следует с его помощью отмечать время каждой реакции. Можно, однако, заменить секундомер следующей простой регистрацией: произнеся слово, экспериментатор ритмично ставит точки. Если испытуемый медлит с ответом, точек будет поставлено много; если он отвечает немедленно, не будет поставлено ни одной точки.

Задаваемые слова пишутся столбиком, а против оставляется место для ответа.

Инструкция: «Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая, одним каким угодно словом. Понятно?». И сразу же опыт начинается. Если испытуемый пытается отвечать целыми фразами, экспериментатор останавливает его, напоминает, что нужно называть отдельные слова. Если после одного напоминания он продолжает отвечать фразами, экспериментатор продолжает опыт и записывает все, что испытуемый говорит.

 

ФОРМА ПРОТОКОЛА

Слова Время, с Ответ
     

Пример:

Чернила  
Брат  
Трава  
Ящик  
Клюква  
Тигр  
Скамья  
Гребенка  
Самовар  
Солома  
Книга  
Булавка  
Огонь  
Зонтик  
Собака  
Медведь  
Часы  
Усы  
Ножницы  
Звонок  
Календарь  

 

В протоколе регистрируются латентный период реакции ( » 1,5 секунд в норме) и качественные характеристики ответов.

Выделяют:

1) высшие словесные реакции

· общеконкретные (чашка-блюдце);

· индивидуально-конкретные (чашка - голубая);

· абстрактные (чашка- посуда);

2) примитивные словесные реакции

· созвучные (близкие по звучанию слову-раздражителю);

· экстрасигнальные (не имеющие отношения к раздражителю);

· междометные («гм», «ну», «ой» и т.д.);

· персеверирующие ( повторение одного и того же ответа на ррррр);

· эхолалические (буквально воспроизводящие слово-раздражитель);

· атактические (не имеющие какого-либо раздражителя в окружающей среде).