Вопросник для сбора материалов по народному календарю

В современных условиях необходимо как можно быстрее со­брать и зафиксировать то, что еще уцелело и что еще помнит старшее поколение. В этом плане большое значение имеют календар­ные обряды и обычаи, высокая поэзия земледельческих праздни­ков, вокруг которых сосредотачивались сгустки обрядовых дей-втвий и представлений. Для сбора материалов по этой теме я пред­лагаю краткий вопросник, который может оказать помощь Начинающим собирателям устного народного творчества, работ­никам культуры, заинтересованным в становлении и развитии Цждиционной обрядности и народной культуры, проверенной феками ее бытования.

I. Название праздника (Святки, Масленица, Иванов день или Купала).Его дата, продолжительность сроков праз­днования. Из каких частей он состоит? Их названия и особеннос­ти отправления обрядов. С чем связано установление праздни­ка? Его общественное или семейное значение. Роль праздника в Народном календаре. Кем он особо почитается (девушками, жен­щинами, мужчинами или имеет общенародный характер)?

Имеются ли отличия его празднования у разных групп населе­ния (напр.: у русских старожилов, у новоселов и у старообрядцев)?

Формы поздравления и приветствия.

П. Как празднуется тот или иной день народного кален­даря,к которому приурочены обычаи, обряды и приметы? Ка-Кие обряды и обычаи отправляются? Кем и как, с применением Каких-либо продуктов (блины, пиво, яйцо, кутья), вещей, пред­метов, масок, личин, с участием различных персонажей, мифических существ (домовых, чертей, колдунов и пр.)?

Какие песни пели в тот или иной праздник или во время со­вершения какого-либо обряда (обход дворов на Святках, на Пас­хе, катание на Масленице и пр.)? Во время каких праздников ря­дились в маски ("машкарадили"), разыгрывали драмы, соверша­ли мнимые похороны какого-либо лица, существа, растения (Ярилы, Костромы, кукушки, березки)? Когда по дворам водили животных (козу, кобылку и др.), какие растения использовали в обрядах (Новый год. Масленица, Троица, Купала), их функцио­нальное назначение?

III. Гадания, их особенности (на Новый год, на Святках, перед Крещением, на Троицу и другие праздники).В какое время гадали об изменении судьбы, о замужестве, о счастье и богатстве?

IV. Какие приметы бытовали в связи с тем или иным праздником, днем недели, месяцем, с сезонным отрезком времени, временами года?

Наблюдения за погодой (зима по лету, лето по зиме). Приме­ты, связанные с предугадыванием нового урожая, семейного благополучия? Какую погоду предвещало то или иное явление пого­ды (снег - к урожаю, мороз - к жаркому лету, тепло - к дружной весне и пр.).

V. Дозволения и запреты.Что можно было делать п тот или иной день праздника или день недели, а что нельзя? Чем были вызваны те или иные запреты?

VI. Отношение полов и половозрастных групп на праз­дниках.Обряды, игры, гадания, катания на Святках, нпМасле­нице, Троице, на Купалу, какие вольности допускались? Как к этому относилось старшее поколение ("молодо зелено - погулять велено" или иначе)?

VII. Сельскохозяйственные работы, их приуроченность к определенным праздникам.Особенность этой приуроченнос­ти в Сибири. Были ли сдвинуты сроки работ (пахоты, гона, сено­коса, уборки урожая и т.д.) по сравнению с российскими сроками или сроками, что были приняты в Европейской России? Сроки наймов (от Пасхи до Покрова, от Егорьева дня до Михайлова дня). Наем работников, пастьба скота и пр.

VIII. Игрища, посиделки, вечеринки, хороводы кик фор­мы проведения досуга.Их организация и особенности (игри­ща без работы, посиделки с обязательным рукоделием). Игры, забавы, песни.

I.. Поверья и суеверия.Меры предосторожности в отдель­ные праздники. Как и кем выполнялись?

X. Особенности праздничной еды.Подготовка к праздни­ку. Какие блюда готовят к тому или иному празднику. Обрядо­вая еда, в чем ее особенности? Режут поросят (Новый год), петуха (Петров день)? Способы их зажаривания (целиком или по частям). К каким праздникам или поминальным дням готовят ритуаль­ные блюда (кутью, блины, оладьи, пироги, яйца, яичницу, "жа­воронков", "журавлей", "козульки", "коровки'1)? Делаются ли при­ношения святым, домовому, хозяину, лешему, и когда?

Особенности поедания обрядовой пищи. Кем, когда и сколь­ко, с какими присловьями или заклятьями? Встреча гостей, хле­босольство, угощения, проводы. Как это происходило? Местные особенности.

XI. Отношение народа к празднику.Народные названия или определения праздников. Календарные дни, их исчисление и отсчет периодов между ними ("Акулина - задери хвосты", "Спиридон - солнцеворот", "Богородица - подкопенница", "Петровки - голодовки", "Спасовки - ласовки" или "сливасовки" и т.д.).

XII. Принимали ли местные народы участие в праздно­вании русских праздников?Совершали ли совместные обряды? Заимствовали ли предметы? Как русские крестьяне относи­лись к праздникам бурят, алтайцев, казахов, хакасов, манси, яку­тов, эвенков и других народов.