ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Понятие общества и его основные признаки

В литературе оно употребляется в широкой и узкой трактовке.

Общество в широком смысле - это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых находит выражение их всесторонняя зависимость друг от друга.

В узком смысле общество есть конкретный тип общения людей с присущими ему особенностями структурной и генетической орга­низации.

На протяжении XIX-XX вв. во взглядах на общество явно преоб­ладали воззрения функционализма, хотя наряду с ними, но в неиз­меримо меньшей степени, был представлен и конфликтологический подход (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.).

Основания функционалистского подхода к изучению общества были заложены еще Г. Спенсером. Он, хотя и с весьма существен­ными оговорками, усматривал определенные аналогии между про­цессами, происходящими в биологическом организме и обществе. Английский социолог считал, что как в том, так и в другом случае наличествует объективная взаимосвязь отдельных органов, кото­рые он определил как социальные институты. Их специализация тем выше, чем сложнее устройство конкретного социума. Благодаря Спенсеру, в научный оборот были введены понятия функции, струк­туры, организации, используемые при характеристике общества как социальной системы.

Французский социолог Э. Дюркгейм продолжил и развил наме­тившуюся линию функционализма в объяснении происходящих в обществе процессов. Напомним ряд посылок обосновываемого им подхода, которые в дальнейшем получили признание и закрепление в социологии:

1) общество как социальная реальность по своей природе и свой­ствам отличается от индивидуальных реальностей, т. е. оно не рав­нозначно множеству индивидов;

2) социальное развитие проявляется как углубляющееся разноо­бразие функций и профессий, что ведет к росту автономии индиви­дов и групп, к которым они принадлежат, относительно общества и государства;

3) дифференциация и специализация связаны с общественным разделением труда, обеспечивающим надличностную функциональ­ную зависимость и социальное единство.

Представление об обществе как органической и функциональ­ной целостности предполагает наличие базовых элементов. К числу последних обычно относят социальную связь,

социальное взаимо­действие

социальные отношения. Из трех перечисленных самым широким считается первое.

Разработка общей теории систем (сам термин принадлежит Л. фон Берталанфи) позволила социологам поставить вопрос о ком­плексе системных характеристик, образующих своеобразный каркас всякого социального объекта. К их числу относятся:

целостность - свойство однокачественности системы, которое находит свое выражение в ее автономности по отношению к иным объектам, в ее самодостаточности по отношению к среде и в интегративности как внутреннем состоянии;

множественность - наличие одновременно существующих в границах конкретной социальной системы не менее двух типов соци­альной связи (пространственных, функциональных, генетических);

структура (организация) - упорядоченность отношений, связы­вающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие. Она играет ключевую роль в системе, так как выступает способом ее ор­ганизации, формирует ее элементы;

функционирование и развитие - действие системы во времени, связанное со способностью поддерживать динамику составляющих ее элементов, а также наращивать степень сложности собственной организации;

иерархия элементов относится к вертикальному срезу системы, который отражает уровни ее структуры;

управление - наличие механизмов взаимосвязи в иерархическом строении системы, прямых и обратных связей, что делает объект управляемым. Отсюда возможность организации, регуляции, плани­рования, контроля и прогноза в границах системы;

взаимосвязь системы со средой находит выражение в том, что си­стема формирует присущие ей свойства во взаимодействии со сре­дой и сама является ее активным компонентом.

В ней выделяются такие подсистемы, как:

а) социальные общ­ности и группы;

б) социальные институты и организации;

в) нормы и ценности.

Современный американский социолог Э. Шилз предлагает ис­пользовать понятия «первичное сообщество» и «интегрированное общество».

К первичным сообществам он относит корпоративные (ассоциа­ции, фирмы, союзы, армию, религиозные общины, партии) и терри­ториальные (соседские общины, деревни, округа, города, районы) сообщества, а также неорганизованные совокупности людей (клас­сы и слои, религиозные и языковые группы и т. д.). Все эти социаль­ные образования осуществляют имеющуюся у них власть при усло­вии подчинения общей власти, которая находится за их пределами и по своей природе является властью всего общества.

Чтобы общность могла быть определена как интегрированная, т. е. как общество, она должна удовлетворять следующим условиям :

4) не входить в качестве части в более крупное образование;

5) располагать собственной постоянной территорией;

6) заключать браки преимущественно между ее членами;

7) пополняться главным образом за счет детей тех людей, кото­рые уже являются признанными представителями общности;

8) существовать дольше средней продолжительности жизни от­дельного индивида;

9) обладать собственной системой управления;

10) иметь собственное название и собственную историю;

11) быть внутренне сплоченной на основе общей системы ценно­стей (обычаев, традиций, норм, законов и т. п.).

Р. Мер­тонон, представляющим течение структурного функционализма, была выдвинута идея наличия у всякой системы, наряду с явными функциями, латентных ( т. е. скрытые послед­ствия которых обнаруживают себя с течением времени и в гой или иной степени отличаются от намерений субъектов деятельности.

 

§ 2. Типологические характеристики обществ

Проблема типизации сообществ - одна из достаточно интенсивно разрабатываемых в социологии. В самом общем плане социальные системы подразделяются на гомогенные и гетерогенные. К гомогенным (гр. homogenes - однород­ный) относят такие системы, которые обладают одинаковыми свой­ствами, не обнаруживая существенных различий в своей структуре. Гетерогенные (гр. heterogenes - неоднородный) - системы, которые характеризуются наличием элементов с различными свойствами и структурой.

Основатель социологии О. Конт предложил трехчленную ста­диальную типологию, в которую входили:

*стадия военного господства, соответствующая теологи­ческой стадии духовного развития общества;

*стадия феодального господства, совпадающая с мета­физической стадией;

*стадия промышленной цивилизации, соответствующая позитивной стадии общественного сознания.

Э. Дюркгейм. Его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип услож­нения формы социальной солидарности, то есть сознания индивидами своего единства.

В простых обществах действу­ет «механическая солидарность», потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуа­ции — как частицы механического целого.

В сложных обще­ствах существует сложная система разделения труда, диффе­ренцированные функции индивидов, и потому сами индиви­ды далеко отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность яв­ляется «органической», функциональной, а не механической.

М. Вебер рассматривал со­циальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе не столько как о продукте солидарности, сколько как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифициру­ются по типу сложившегося в них господства.

*Харизмати­ческий тип господства возникает на основе личной особой силы — «харизмы» — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления.

Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, осно­ванный на праве, характеризующийся наличием бюрократи­ческой системы управления и действием принципа рацио­нальности.

Особняком стоит в этом ряду типология Ф. Тенниса, по­строенная на довольно искусственном различении общины (Gemeinschaft) и общества (Gesellschaft).

Под общиной он понимает любую социальную организацию, основанную на эмоциональных и родственных отношениях, объединяющих людей на бессознательном уровне, и на традиционных свя­зях, поддерживаемых и культивируемых сознательно.

Общество в собственном смысле слова у Тенниса — это индустриальное общество. Толь­ко оно соответствует в полной мере этому понятию, посколь­ку община — это своего рода социальная предыстория. Если община романтизируется Теннисом как организация, позво­ляющая индивиду сохранить всю полноту своей эмоциональ­ной жизни и подлинных связей, то общество — это продукт рациональных, а не эмотивных, отношений.

 

В основу классификации общества Льюис Генри Морган положил способы получения средств к существованию человека, которые были различными в разные периоды:

*эпоха дикости — это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболовного хозяйства;

*эпоха варварства — это время производящего земледельческо-ско­товодческого хозяйства;

* эпоха цивилизации сопровождалась появлением классов, государ­ства и права.

Американские ученые Г. Ленски иДж. Ленски, используя в качестве критериев социальную структуру, образ жизни, выделили следую­щие типы общества:

* живущие охотой и собирательством;

*садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысячелетии до н. э.;

* аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шуме­ре, Вавилоне;

* промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе.

Теория «общества изобилия» Джона Кеннета Гэлбрейта в качестве критерия классификации обществ также называет уровень потреб­ления. «Обществом изобилия» называются промышленно развитые страны, в которых большинство населения привыкло к довольно высокому уровню жизни. Производство товаров непрерывно растет, происходит создание искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужных вещей и услуг исклю­чительно ради поддержания своего социального статуса.

 

В советском обществознании господствовала схема социально­го развития как последовательной смены формаций. Общественно- экономическая формация - это исторически конкретная ступень раз­вития человеческого общества. В основании любой общественно-экономической формации лежит тот или иной способ производства, опосредуемый соотношением производительных сил и производственных отношений. По данно­му критерию К. Маркс и Ф. Энгельс (авторы идеи способа произ­водства) выделяли