ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Понятие общества и его основные признаки
В литературе оно употребляется в широкой и узкой трактовке.
Общество в широком смысле - это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых находит выражение их всесторонняя зависимость друг от друга.
В узком смысле общество есть конкретный тип общения людей с присущими ему особенностями структурной и генетической организации.
На протяжении XIX-XX вв. во взглядах на общество явно преобладали воззрения функционализма, хотя наряду с ними, но в неизмеримо меньшей степени, был представлен и конфликтологический подход (К. Маркс, Л. Козер, Р. Дарендорф и др.).
Основания функционалистского подхода к изучению общества были заложены еще Г. Спенсером. Он, хотя и с весьма существенными оговорками, усматривал определенные аналогии между процессами, происходящими в биологическом организме и обществе. Английский социолог считал, что как в том, так и в другом случае наличествует объективная взаимосвязь отдельных органов, которые он определил как социальные институты. Их специализация тем выше, чем сложнее устройство конкретного социума. Благодаря Спенсеру, в научный оборот были введены понятия функции, структуры, организации, используемые при характеристике общества как социальной системы.
Французский социолог Э. Дюркгейм продолжил и развил наметившуюся линию функционализма в объяснении происходящих в обществе процессов. Напомним ряд посылок обосновываемого им подхода, которые в дальнейшем получили признание и закрепление в социологии:
1) общество как социальная реальность по своей природе и свойствам отличается от индивидуальных реальностей, т. е. оно не равнозначно множеству индивидов;
2) социальное развитие проявляется как углубляющееся разнообразие функций и профессий, что ведет к росту автономии индивидов и групп, к которым они принадлежат, относительно общества и государства;
3) дифференциация и специализация связаны с общественным разделением труда, обеспечивающим надличностную функциональную зависимость и социальное единство.
Представление об обществе как органической и функциональной целостности предполагает наличие базовых элементов. К числу последних обычно относят социальную связь,
социальное взаимодействие
социальные отношения. Из трех перечисленных самым широким считается первое.
Разработка общей теории систем (сам термин принадлежит Л. фон Берталанфи) позволила социологам поставить вопрос о комплексе системных характеристик, образующих своеобразный каркас всякого социального объекта. К их числу относятся:
целостность - свойство однокачественности системы, которое находит свое выражение в ее автономности по отношению к иным объектам, в ее самодостаточности по отношению к среде и в интегративности как внутреннем состоянии;
множественность - наличие одновременно существующих в границах конкретной социальной системы не менее двух типов социальной связи (пространственных, функциональных, генетических);
структура (организация) - упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие. Она играет ключевую роль в системе, так как выступает способом ее организации, формирует ее элементы;
функционирование и развитие - действие системы во времени, связанное со способностью поддерживать динамику составляющих ее элементов, а также наращивать степень сложности собственной организации;
иерархия элементов относится к вертикальному срезу системы, который отражает уровни ее структуры;
управление - наличие механизмов взаимосвязи в иерархическом строении системы, прямых и обратных связей, что делает объект управляемым. Отсюда возможность организации, регуляции, планирования, контроля и прогноза в границах системы;
взаимосвязь системы со средой находит выражение в том, что система формирует присущие ей свойства во взаимодействии со средой и сама является ее активным компонентом.
В ней выделяются такие подсистемы, как:
а) социальные общности и группы;
б) социальные институты и организации;
в) нормы и ценности.
Современный американский социолог Э. Шилз предлагает использовать понятия «первичное сообщество» и «интегрированное общество».
К первичным сообществам он относит корпоративные (ассоциации, фирмы, союзы, армию, религиозные общины, партии) и территориальные (соседские общины, деревни, округа, города, районы) сообщества, а также неорганизованные совокупности людей (классы и слои, религиозные и языковые группы и т. д.). Все эти социальные образования осуществляют имеющуюся у них власть при условии подчинения общей власти, которая находится за их пределами и по своей природе является властью всего общества.
Чтобы общность могла быть определена как интегрированная, т. е. как общество, она должна удовлетворять следующим условиям :
4) не входить в качестве части в более крупное образование;
5) располагать собственной постоянной территорией;
6) заключать браки преимущественно между ее членами;
7) пополняться главным образом за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями общности;
8) существовать дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
9) обладать собственной системой управления;
10) иметь собственное название и собственную историю;
11) быть внутренне сплоченной на основе общей системы ценностей (обычаев, традиций, норм, законов и т. п.).
Р. Мертонон, представляющим течение структурного функционализма, была выдвинута идея наличия у всякой системы, наряду с явными функциями, латентных ( т. е. скрытые последствия которых обнаруживают себя с течением времени и в гой или иной степени отличаются от намерений субъектов деятельности.
§ 2. Типологические характеристики обществ
Проблема типизации сообществ - одна из достаточно интенсивно разрабатываемых в социологии. В самом общем плане социальные системы подразделяются на гомогенные и гетерогенные. К гомогенным (гр. homogenes - однородный) относят такие системы, которые обладают одинаковыми свойствами, не обнаруживая существенных различий в своей структуре. Гетерогенные (гр. heterogenes - неоднородный) - системы, которые характеризуются наличием элементов с различными свойствами и структурой.
Основатель социологии О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в которую входили:
*стадия военного господства, соответствующая теологической стадии духовного развития общества;
*стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией;
*стадия промышленной цивилизации, соответствующая позитивной стадии общественного сознания.
Э. Дюркгейм. Его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, то есть сознания индивидами своего единства.
В простых обществах действует «механическая солидарность», потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого.
В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, и потому сами индивиды далеко отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной, а не механической.
М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе не столько как о продукте солидарности, сколько как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства.
*Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — «харизмы» — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления.
Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.
Особняком стоит в этом ряду типология Ф. Тенниса, построенная на довольно искусственном различении общины (Gemeinschaft) и общества (Gesellschaft).
Под общиной он понимает любую социальную организацию, основанную на эмоциональных и родственных отношениях, объединяющих людей на бессознательном уровне, и на традиционных связях, поддерживаемых и культивируемых сознательно.
Общество в собственном смысле слова у Тенниса — это индустриальное общество. Только оно соответствует в полной мере этому понятию, поскольку община — это своего рода социальная предыстория. Если община романтизируется Теннисом как организация, позволяющая индивиду сохранить всю полноту своей эмоциональной жизни и подлинных связей, то общество — это продукт рациональных, а не эмотивных, отношений.
В основу классификации общества Льюис Генри Морган положил способы получения средств к существованию человека, которые были различными в разные периоды:
*эпоха дикости — это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболовного хозяйства;
*эпоха варварства — это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства;
* эпоха цивилизации сопровождалась появлением классов, государства и права.
Американские ученые Г. Ленски иДж. Ленски, используя в качестве критериев социальную структуру, образ жизни, выделили следующие типы общества:
* живущие охотой и собирательством;
*садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысячелетии до н. э.;
* аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне;
* промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе.
Теория «общества изобилия» Джона Кеннета Гэлбрейта в качестве критерия классификации обществ также называет уровень потребления. «Обществом изобилия» называются промышленно развитые страны, в которых большинство населения привыкло к довольно высокому уровню жизни. Производство товаров непрерывно растет, происходит создание искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужных вещей и услуг исключительно ради поддержания своего социального статуса.
В советском обществознании господствовала схема социального развития как последовательной смены формаций. Общественно- экономическая формация - это исторически конкретная ступень развития человеческого общества. В основании любой общественно-экономической формации лежит тот или иной способ производства, опосредуемый соотношением производительных сил и производственных отношений. По данному критерию К. Маркс и Ф. Энгельс (авторы идеи способа производства) выделяли