I. Психологическая цель урока
1.В какой мере учтено в целевой установке урока развитие познавательных
процессов учеников.
2.Насколько учитывается развитие личностных и нравственных качеств учеников в ходе урока.
3.В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.
II. Стиль урока
1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;
б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
в) Соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя,
учебника, пособия и т.д.) и самостоятельного поиска;
г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие - учащимися (кто ставит проблему, кто формирует ее, кто решает);
д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников,
осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и
самоанализа учащихся;
е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии,
вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и
т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации);
ж) педагогический такт учителя;
з) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу
радостного, искреннего общения в классе, деловой контакт или другие на
строения;
2. Особенности самоорганизации учителя:
а) подготовленность к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и
внутренней готовности к ее осуществлению);
б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока,
энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)
III. Организация познавательной деятельности учащихся
1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы
мышления и воображения учащихся:
а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками
изучаемого материала;
б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);
в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;
г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти
учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по
повторению и др.).
2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в
процессе формирования новых знаний и умений:
а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-
чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий»,
выведения формул и т.д.);
б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;
в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность
мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);
г) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
а) формирование навыков с помощью упражнений;
б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.