Выборка Б (7 чел.)
Испытуемый | Н | О | П | Р | С | Т | У |
Выполнено заданий | |||||||
Ранг при объединении выборок | 3,5 | 5,5 | 5,5 | 3,5 | 1,5 | 1,5 | |
R2=? (3,5+5,5+8+5,5+3,5+1,5+1,5) | |||||||
Сумма рангов по выборкам | R2=29 |
n1=4; n2=7; N=n1+n2=11.
Для проверки расчетов вычисляется:
т.е. 66=66.
Имея величины U1, и U2, следует обратиться к таблице уровней значимости (см. Приложение 3, табл. 2). На совмещении строки четвертой со столбцом седьмым находим 3/25. По условиям таблицу U1 должно быть меньше верхней, a U2 – больше нижней величины. Полученные величины показывают, что Н0 отвергается. Можно утвержу дать, что между выборками имеется существенное различие: результаты контрольной работы свидетельствуют о преимуществе выборки А.
Попарные сравнения. В предыдущем материале исследователь имел дело с двумя выборками. В обработку они поступают как два ряда чисел; каждый ряд есть результат экспериментов, проведенных с данной выборкой. Однако часто приходится встречаться с материалом, котором даны два числовых ряда, но оба они получены на одной выборке; сюда относятся исследования, когда эксперименты проводя до и после какого-то специального воздействия. Цель такого исследования состоит в том, чтобы установить, есть ли достаточно существенные изменения и можно ли утверждать, что специальное воздействие имело существенное значение.
Например, психологу было предложено ответить на такой вопрос: влияют ли занятия физкультурой на общее самочувствие занимающихся школьников? Исследование он построил так: школьников просили отмечать на линейной шкале свое самочувствие до занятий физкультурой и после них.
Статистической обработке подлежат попарные сравнения-показания одного и того же испытуемого до и после воздействия. Ниже приводится табл. 7 с результатами показаний школьников о самочувствии. Нуль-гипотеза формулируется так: сравнение рядов до и после воздействия не дает оснований утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения.
Выборка, подвергнутая изучению, состояла из восьми человек.
Начнем с параметрического метода. Будет применен t-критерий Стьюдента, его формула для попарного сравнения такова
Нужно вычислить все величины, входящие в формулу. Для получения S используется формула
Извлекая корень из полученной величины, узнаем значение S. Остается произвести по формуле все вычисления.
Ряды, полученные в эксперименте:[6]
Таблица 7