Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ по ИЗО.

Эстетическое воспитание это формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства и самостоятельно выполненным рисункам. Задачи эстетического воспитания. 1.Формировать эстетическое восприятие; 2. Расширять сферу чувственного познания, 3. Углублять эмоциональные переживания школьников; 4. Развивать интеллектуальную регуляцию чувств; 5. Вырабатывать адекватную реакцию при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Занятия по изобразительному искусству играют значительную роль и в развитии эстетического восприятия. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной работы, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклассное время расширяется сфера их чувственного познания. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Особое значение для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация нa уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скvльптур, декоративно-прикладных изделии и т. п.), через эмоциональное восприятие которых учащиеся вспомогательной, шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

Содерж корр–разв прогр: Изо как шк учеб предм им важное корр-разв знач. Ур изо при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи: - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; - находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; - содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; - ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; - исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; - дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; - знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; - развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ.Их главная задача - формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться следует упражнять в проведении линий между точками, заранее поставленными учителем на листе бумаги. Соединение этих то­чек дает различные геометрические фигуры и несложные рисун­ки. В подготовительный период значительное место должно от­водиться проведению игр-упражнений, цель которых состоит в том, чтобы дети научились различать и называть цвета. Например, каждый ученик получает набор карточек разно­го цвета. Учитель называет или показывает рисунок какого - либо хорошо известного детям предмета. Учащиеся поднимают карточку такого цвета, в какой следует раскрасить этот предмет (огурец - поднимается карточка зеленого цвета). Слушая стихотворение о светофоре, учащиеся в нужный момент поднимают соответствующую карточку зеленого, желтого или красного цвета. Упражнения для развития правильного восприятия формы и ве­личины предметов.В начале каждого урока рекомендуется также проводить упражнения для развития правильного восприятия формы и ве­личины предметов. На таких занятиях используются наборы строительного материала, детские раскладные пирамидки, гео­метрические фигуры разной величины и окраски, полоски цветного картона и ленты разной длины и ширины, наборы мелких предметов. Показывая учащимся различные предметы, отличающиеся друг от друга формой, цветом, величиной, учитель задает воп­росы: «Какой предмет больше? Где широкая лента, где узкая? Какого цвета крыша домика?» Дает задания:«Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца. Сложите башню, начиная с самого большого кубика. Разложите предметы (фигуры) по величине, начиная с самого маленького. Из всех фигур, которые лежат на столе, отберите одни кирпичики, одни кубики, одни шары. Возьмите самый большой круг, на него положите самый большой кубик, на кубик поставьте самый маленький кирпичик». В первоначальный период обучения большое внимание сле­дует уделить развитию у учащихся умения раскрашивать рисунок. Для этого должен широко использоваться метод показа, как держать руку и кисть, как надо правильно закрашивать. Приемы раскрашивания и штриховки учитель показывает нa об­разце большого размера, одновременно устанавливает темп работы над рисунком. При этом он напоминает учащимся о некоторых правилах рисования. Наряду с фронтальной работой широко применяется метод индивидуального подхода к учащимся. Так, одним ученикам достаточн показать необходимые движения и они смогут повто­рить эти движения У себя в тетрадях, получить соответствующее изображение. Другие не в состоянии усвоить зрительно вос­принятое движение и трансформировать его в графический об­раз. Поэтому необходимо, чтобы их рука непосредственно вы­полнила движение, испытала его. Для этого учитель после фронтального показа переходит к индивидуальной работе, взяв руку ребенка в свою, он показывает нужное движение, несколько раз повторяя его. В каждом классе, как правило, есть и такие ученики, у ко­торых . усвоение движения происходит крайне медленно и с большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и многократное повторение движения, проводимого совместно с учителем. Формирование графических умений у таких детей требует длительного времени. Не следует забывать и о том, что младшие школьники очень плохо ориентируются в пространстве листа бумаги. В связи с этим необходимо уделять большое внимание развитию про­странственной ориентировки учащихся. С этой целью необходи­мо иметь в классе сюжетные картины достаточно большого раз­мера и аналогичные картинки малого формата для каждого школьника, а также наборы мелких игрушек или картонных фигурок (самолет, птичка, домик, мячик, елочка и др.). Исполь­зуя их, учитель сможет проводить занятия, в процессе которых выясняются и уточняются понятия: «посередине», «в центре», «высоко - низко», «Выше - ниже», «вверху - внизу», «спра­ва - слева», «правее - левее», «спереди - сзади» и т. д. Необходимо систематически отрабатывать у детей навыки быстрой и правильной ориентировки в своей рабочей тетради. Для этого на каждом уроке полезно предлагать им решать та­кие задачи: «Найди и покажи середину листа», «Покажи ниж­ний край бумаги», «Покажи правый нижний (левый верхний) угол» и т. п. Упражнения, которые проводятся в подготовительный пе­риод, способствуют развитию у учащихся активности и созна­тельности в работе, значительно снижают отвлекаемость и по­вышают речевую активность детей. Кроме того, у учащихся появляются элементы критического отношения к выполненным заданиям.