Тема 2. Диалектика как теория развития бытия.
1.Установите соответствие между методами мышления и их содержанием:
1) Метафизика а) способ рассуждения, основанный на
преднамеренном нарушении законов логики, на
употреблении ложных доводов и аргументов,
выдаваемых за правильные;
2) Софистика б) способ мышления, предполагающий
рассмотрение вещей как неизменных и
независимых друг от друга и отрицание
внутренних противоречий как источника
развития;
3) Эклектика в) способ мышления, при котором объекты,
явления и процессы реальности
рассматриваются в многообразии их связей, в
изменении и развитии;
4) Диалектика г) способ мышления, основанный на внешнем
соединении разнородных, зачастую
противоположных взглядов, идей, принципов и
теорий;
5) Догматизм д) тип мышления, при котором анализ и оценка
теоретических и практических проблем и
положений производится без учёта конкретной
реальности, условий места и времени.
2.Установите соответствие между видами возможностей и явлениями и событиями:
1) Обратимая возможность а) смерть человека;
2) Необратимая возможность б) превращение жидкого состояния
воды в газообразное;
3) Формальная возможность в) созревание овощей на огороде при
определённой температуре
воздуха и выпадении осадков;
4) Реальная возможность г) выигрыш автомашины в лотерее;
д) экономический кризис.
3.Из перечисленных событий и явлений выберите те, которые являются случайными:
а) изменение в наследственной структуре организмов;
б) движение планет по неизменным орбитам;
в) выпадение той или иной стороны монеты при бросании;
г) встреча людей без предварительной договорённости;
д) наследование организмами их видовых свойств
4. В философии детерминизма свобода понимается как:
а) внутренняя творческая энергия человека;
б) возможность поступать так, как хочется;
в) способность человека действовать в соответствии со своими
интересами и целями, опираясь на знание объективной
необходимости;
г) способность выбирать.
5. Вставьте пропущенное слово: Закон взаимопроникновения
противоположностей отвечает на вопрос, что является источником
_________________.
6.Вставьте пропущенное слово: __________________ - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
7.Из перечисленных примеров выберите явления, представляющие деструкцию как вид существования:
а) распад звёздных скоплений;
б) наследование признаков новыми биологическими видами;
в) использование старых производственных технологий в структуре нового экономического уклада;
г)радиоактивный распад элементов вещества;
д) гибель государств, культур и цивилизаций;
е) сохранение положений старой научной теории в структуре новой.
8.Вставьте пропущенное слово: В философии бытия ______________
служит для выражения взаимосвязи количества и качества.
9.Установите соответствие между типами скачков и явлениями и событиями:
1) Частные скачки а) образование пустынь;
2) Общие скачки б) современный научно-
технический прогресс;
3) Постепенные скачки в) революция в естествознании
на
рубеже XIX – XX веков;
4) Интегральные скачки г) изменение системы
налогообложения;
5) Одинарные скачки д) глобальные изменения
климата;
е) извержение вулкана.
10.Вставьте пропущенное слово: Г.В.Ф.Гегель определял ________________ как тождественную с бытием определённость.