Темы рефератов
1.Истина и заблуждение.
2.Специфика философского подхода к познанию.
3.Творчество и интуиция.
4.Диалектика познавательного процесса.
5.Концепции истины.
6.Проблема истины в философии.
7.Практика как определяющий критерий истины.
8.Истина и правда
9.Скептицизм и агностицизм.
10.Основные принципы диалектико-материалистической теории познания.
11.Критерии истинного знания.
12.Социальное познание и его особенности
Тема 5. Наука и её социокультурный статус.
Основные понятия
Наука, методология, метод, эмпирия, теория, концепция, гипотеза, научный факт, проблема, научная картина мира, парадигма, научная революция, сциентизм, антисциентизм, аксиология, верификация, фальсификация, исследовательская программа, информация, протонаука. паранаука.
Содержание темы
- понятие науки, возникновение и развитие науки, функции науки;
- особенности научного познания;
- структура научного познания;
- методы научного исследования: эмпирические, теоретические и
общелогические;
- формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория, научная
картина мира;
- сущность и структура научной революции;
- роль и значение науки в современном обществе;
- философские проблемы науки и техники;
- этика науки, наука и аксиология.
Вопросы для самоконтроля
1.В чём проявляется связь и различие научного и обыденного знания?
2.Каковы причины возникновения науки?
3.Выделите специфические признаки научного познания.
4.Назовите основные функции науки.
5.Выделите основные уровни научного познания.
6.В чём заключается основная цель эмпирического познания?
7.Что такое «научный факт»?
8.Назовите основные методы эмпирического познания.
9.Какова основная цель теоретического уровня научного познания?
10.Назовите основные методы теоретического уровня научного познания.
11.Раскройте смысл понятий «методология» и «метод».
12.Перечислите общелогические методы познания.
13.Назовите методы исторического познания.
14.Какие методы исследования используются в юридической теории и практике?
15.Выделите методы естественнонаучного познания.
16.Дайте определения понятий «гипотеза», «теория», «концепция», «научная картина мира».
17.В чём заключается специфика научной революции?
18.Назовите мыслителя, который ввёл в научный оборот понятие «научная революция».
19.В чём сущность принципов верификации и фальсификации?
20.Какова роль науки в современном обществе?
21.Выделите основные тенденции развития науки в современном обществе.
22.В чём проявляется дифференциация и интеграция научного знания?
23.Какова роль философского знания в научном познании?
24.Назовите причины аксиологизации науки.