Лекция №2 (16.02)

2. Философия появляется только на определённом этапе развития человеческого общества. Философия появляется одновременно с появлением государств, это происходит примерно в 40 веке до нашего века в субтропиках в долинах больших рек. Эти государства называются гидравлическими. Долина реки Нил, долина реки Инд и двуречье.

a. Общество утрачивает равноправие и равенство и делится на тех, кто управляет (субъект управления) и на тех, кем управляют (объект). Асимметричность власти.

b. Появление государства стимулировало разделение труда. Происходит отделение умственной деятельности от физического. Появляются профессональные группы, которые могут заниматься умственной деятельностью.

c. Появляется исьменность. Цель: упрощение управления

d. Формируются профессиональные группы, которые обладают монополией на знание, т.к. знание на этот момент знание может конвертироваться во власть и собственность. Объединение жрецов (жреческие корпорации). Особенности знаний того времени:

d.i. Знание носит эзотерический (закрытый) характер, распространяется только на посвященных (жрецов)

d.ii. Знание носило рецептурный характер. Т.е. «если хочешь иметь то-то, сделай так-то».

Вывод: С появлением первых цивилизаций из мифа в качества самостоятельных видов деятельности выделяются Религия, Искусство, Право и т.д., Но философии и науки на этом этапе ещё нет, т.к. отсутствует теоретическая форма мышления => нет теории, нет философии.

3. Философия появляется в рамках одной культурной традиции или ограниченного числа. Философия формируется в рамках античной цивилизации, конкретно у древних греков. Сам термин «философия» состоит из двух корней: «филос»-интеллектуальная любовь, «софос»-мудрость. Предпосылки появления философии именно у древних греков:

a. Древние греки достаточно активно усвоили многие достижения предшествующих цивилизаций. К примеру, древние греки заимствовали у финикийцев алфавитную письменность.

b. У греков сложился особый тип общественно-государственного устройства: это полис – город государства (8-4 века до н.э.). Граждане полиса имели право публично высказывать свою точку зрения и отстаивать её, причем на равных с царем, и побеждал тот, кто умел лучше аргументировать свою точку зрения. Не распространялось на детей, женщин, рабов и метеков (иногородние). Но это распространялось не на все полисы.

c. Греки культивировали агон (соревнование)

d. У древних греков жреческие корпорации не удержали монополию на знания, появились конкуренты.

e. У древних греков формировались основы теоретического вида мышления.

Античная философия (6 век до н.э. – 5 век н.э.)

Античная философия - это философия древних греков и римлян, а так же народов, перешедших на нормы их культур.

Периоды:

1. Досократовская философия (6 век – конец 5 века до н.э.). На этом этапе формируется первые философские школы, которые конкурируют со жреческими корпорациями и друг с другом. Основным предметом изучения философских школ была природа («фюзис») и поэтому первые школы чаще всего называют натурфилософскими. В рамках этих школ формулируются первые онтологические проблемы. Школы (по названию полиса):

a. Милетская школа на полуострове Малазеи (сейчас Турция). Основатель – Фалес Милетский. Он сформулировал проблему «Что есть первопричина бытия?».

a.i. По Фалесу первопричиной бытия была вода: «Из воды все возникает и в воду возвращается».

a.ii. Одного из его учеников был Анаксемандер. Он формулировал такую точку зрение: «Бытие возникает из такого начала, которого сейчас нет», это начало – апейрон («бесконечное»).

a.iii. Другой ученик – Анаксимен, он утверждал, что всё бытие возникает в результате сгущения и разрежения воздуха.

b. Школа диалектиков. Основатель – Гераклит Эфесский. Сформулирована проблема: «существующее бытие неизменно и неподвижно или бытие это процесс в котором нет ничего постоянного?». Диалектики утверждали, что бытие – это процесс.

b.i. Гераклит утверждал что бытие – это мерой возгарающей и мерой гаснущей огонь. Он призывал познавать только главные закономерности, которые называл «логос». Гераклит доказывал, что бытие – это процесс, говоря, что всё течет, всё изменяется. Аргументы: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

b.ii. Его ученик Кратил утверждал, что в реку нельзя войти ни разу.

b.iii. Диалектики создали основы релятивизма – то признание относительного характера чего-либо.

c. Элейская школа (южная часть Италии). Основатель – Ксенофан Колофонский.

c.i. Он сформулировал следующие утверждения: «Боги не могут быть антропоморфны (похожими на людей). Боги не могут быть зооморфны (похожими на животных). Боги не могут быть комбинацией антропоморфного и зооморфными.» Он утверждал, что Бог один и Бог – сфера.

c.ii. По мнению элейской школы подлинное бытие неизменно и неподвижно, оно познается разумом, а результатом познания является истина. Неподлинное бытие познается органами чувств, а результатом познания является мнения.

c.iii. Одним из представителей элейской школы был Зенон Элейский, он был автором парадоксов «Апории». Одна из апорий: «Ахиллес и черепаха», суть этого парадокса: «Никогда самый быстрый бегун Греции Ахиллес никогда не догонит самое тихоходное существо черепаху при условии, что черепаха вышла по этому маршруту чуть раньше (даже не важно, на сколько)».

d.Пифагорейская школа. Основатель – Пифагор с острова Самос. Проблема «Что такое бытие?». Пифагор выделяет 2 вида бытия: Чувственный мир (где мы живем) и Мир чисел (там, где числа можно ощутить, потрогать и т.д.). По Пифагору мир чисел первичен по отношению к нашему миру. Аргументирую это тем, что наш мир подчиняется расчетам и законам чисел. Формула Пифагора: числа правят миром. Пифагор отделил понятие числа от вещественного наполнителя и тем самым создал систему идеальных объектов.