А) Тема №38. «Исследование личности биографическим методом».

Задание: составить характеристику личности испытуемого на основе данных, полученных биографическим методом.

Заполненные анкеты, таблицы, протокол беседы и характеристика личности испытуемого должны быть представлены на проверку преподавателю в письменном виде не позднее 7-и дней с момента получения задания. Фамилия и имя испытуемого кодируются.

Формы отчетности по данному виду задания:

1. Заполненная формализованная биографическая анкета испытуемого (Форма 1).

2. Хронологиче­ской таблицы личностного развития испытуемого (Форма 2).

3. Обобщенная характеристика личности испытуемого, содержащая следующие данные:

— социальной ситуации развития личности;

— основной фон эмоциональных переживаний в разные периоды разви­тия;

— состояние здоровья;

— ценностные ориентации, направленность, интересы, среда общения, социальная активность личности;

— основные конфликты и движущие силы развития личности.

 

Примечание.

Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельнос­ти. Он является методом, который по­зволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод — исторический и одновременно генетический, так как позволяет просле­дить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода — описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти — могут быть скор­ректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Пер­вое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возраст­ные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет суще­ственную роль в понимании общего потенциала человека.

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе ста­новления человекознания и комплексного психологического изучения чело­века как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.

Предметом биографического метода является жизненный путь — исто­рия личности и субъекта деятельности. Источниками биографической ин­формации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Заполненный протокол, результаты опытов по каждой из методик, заключения должны быть представлены на проверку преподавателю в письменном виде не позднее 7-и дней с момента получения задания. Фамилия и имя испытуемого заносятся в протокол в закодированном виде.

 

Цель исследования: составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Оснащение. Формализованная биографическая анкета (Форма 1).