А) Тема №38. «Исследование личности биографическим методом».
Задание: составить характеристику личности испытуемого на основе данных, полученных биографическим методом.
Заполненные анкеты, таблицы, протокол беседы и характеристика личности испытуемого должны быть представлены на проверку преподавателю в письменном виде не позднее 7-и дней с момента получения задания. Фамилия и имя испытуемого кодируются.
Формы отчетности по данному виду задания:
1. Заполненная формализованная биографическая анкета испытуемого (Форма 1).
2. Хронологической таблицы личностного развития испытуемого (Форма 2).
3. Обобщенная характеристика личности испытуемого, содержащая следующие данные:
— социальной ситуации развития личности;
— основной фон эмоциональных переживаний в разные периоды развития;
— состояние здоровья;
— ценностные ориентации, направленность, интересы, среда общения, социальная активность личности;
— основные конфликты и движущие силы развития личности.
Примечание.
Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Он является методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод — исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода — описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти — могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.
Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека.
Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др.
Предметом биографического метода является жизненный путь — история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Заполненный протокол, результаты опытов по каждой из методик, заключения должны быть представлены на проверку преподавателю в письменном виде не позднее 7-и дней с момента получения задания. Фамилия и имя испытуемого заносятся в протокол в закодированном виде.
Цель исследования: составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:
1. Данные жизненного пути.
2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.).
3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.).
4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.
5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).
Оснащение. Формализованная биографическая анкета (Форма 1).