Тема №18. Особенности произвольного внимания.
Характеристика произвольного внимания. Внимание и установка. Особенности постпроизвольного внимания. Колебания внимания. Переключаемость и распределение внимания.
Исследование переключаемости внимания с помощью красно-черных таблиц Шульте, оценка свойств слухового внимания с помощью методики «Перепутанные инструкции». Роль слухового внимания в обучении.
Тема №19. Психология воображения. Оценка яркости и четкости воображения.
Представление, как процесс воспроизведения прошлых образов. Трудности представления, связанные с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя. Характеристики представлений.
Воображение. Виды воображения. Активное и пассивное воображение. Продуктивное и репродуктивное воображение Приемы воображение: схематизация, типизация, агглютинация, заострение. Функции воображения.
Методики «Придумай рассказ», «Придумай игру». Оценка яркости – четкости воображения (по методу саморанжирования).
Тема №20. Исследование индивидуальных особенностей воображения.
Индивидуальные особенности воображения. Определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности. Воображение и творчество. Исследование особенностей творческого воображения.
Тема №21. Психология мышления.
Исследование особенностей наглядно – образного
И наглядно-действенного мышления.
Мышление, как процесс формирования и усвоения понятий и решение проблем.Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительный акт. Развитие мышления. Мышление и речь. Интеллект: понятие, подходы к пониманию, особенности изучения.
Изучение особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «Пиктограмма». Сфера применения и возможности методики.
Тема №22. Исследование аналитичности мышления.
Влияния установки на способ решения задачи.
Определение уровня развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченнoro времени.
Изучение характера выработки и степени чувствительности испытуемого к установке. Особенность фиксации установки. Выявление гибкости или ригидности мышления.