Лан) канон средневекового искусства арабского востока

С самого начала искусство мусульманских стран отличалось самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира.

Коран не запрещает изображать Аллаха, существует лишь несколько изображений пророка Моххамеда, причем, за редким исключение, его лицо не показано или скрыто вуалью. Вследствие этого исламская живопись не обладает таким иконографическим богатством, как, например, византийская живопись. Из Византии была заимствована техника мозаики

Считается, что ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей.все живое представлено орнаментальными, абстрактными мотивами.. Искусство каллиграфии в мире ислама считалось самым благородным искусством, а каллиграфы имели свои «академии»

для мусульманского художника абстрактная живопись непосредственно отражает единство в многообразии. Мусульманское искусство состоит в воспроизведении предметов в соответствии с их природой, а она насыщена красотой, поскольку происходит от бога

Другим типичным примером арабо-мусульманской культуры являются арабеска. Элементы мусульманского Декоративного искусства заимствованы из исторического прошлого. арабеска имеет аналогии в арабской риторике и поэзии, отличающихся ритмическим течением мысли, наполненным строго связанными параллелями и инверсиями. Для мусульман арабеска — не только возможность создания искусства без картин, но и средство рассеивания картины или того, что ей соответствует в мысли.

 

40 (Вигорчук). Канон в средневековой живописи Китая и Японии.

ЯПОНИЯ (Китай см выше, в вопросах 19 )

Свитки в стиле ямато-э.

1. ФудзивараТакаёси:

- горизонтальные,

- полихромные;

- изображены дети, слуги, низкий столик, шкафчики (вся мебель низкая);

- детализация костюма, жаровни, камыша, сливы, вазы – редкий сюжет;

- стремление к подетальному рассказу - особый вид композиции, «картина с сорванной ветром крышей» (художник убирал изображение крыши, а точку зрения поднимал);

- также изображал многословные пейзажи, гейш.

2. ФудзивараТаканобу, «СёгунМинамото» (XIIвек).

В период «Хэйан» (8-12 века) появляется первая живопись:

- первые авторы – корейцы – росписи на внутренних стенах, повторение буддийских сюжетов Индии;

- контур, тогда как в Индии – пятно;

- станкОвая живопись в конце периода:

+свитки на бумаге;

+ полихромные;

+ сцены из придворной жизни как иллюстрации к литературе;

+ «Записки у изголовья» -

В период Камакура (конец 12-начало14 вв):

- «суибоку» - новая форма живописи;

- пейзаж Сэссю – отказ от китайских традиций, оставил китайскую монохромность, ввёл колючую линию «хайбоку»;

- нет плавающей перспективы, точка зрения художника реальна.

Живопись на веерах и ширмах:

- преобладание контуров, внутри которых пятно сплошной заливкой;

- лаконизм;

- плоскостное начало;

- но мог появиться задний план;

- минималистичность;

- многослойная образность

УтамарОКитагава (конец 18 века)

Писал портреты гейш, которые объединены в серию «большие головы»: гейши с гребнями, шпильками, зеркалами, причёсывающиеся. Другая серия – «мать и дитя»: преувеличение женского роста, но маленькая кисть и изящное запястье (что является каноном японской живописи). УтамарО иллюстрировал сочинения по истории: «Книга раковин», «Книга насекомых», «Книга птиц». Использовал следующие цвета: серебристо-серый, жемчужно-розовый, сиреневый, чёрный.

ПЕЙЗАЖИСТЫ

Утагава Хиросигэ (рубеж 18-19 веков).

Создал многообразный реалистичный пейзаж Японии, передавал состоянии природы, знал европейскую перспективу. Излюбленный композиционный приём – акцент на переднем и едва намеченная даль. Излюбленные состояния природы: порыв ветра, буря, снегопад, дождь. «Буря в горах», «Ливень на реке Сумида». Создатель двух грандиозных циклов: «36 видов горы Фудзи» и «100 видов горы Фудзи». Кроме этого, серия «53 станции Токайдо».