ГАЗОВАЯ ЗАЩИТА ТРАНСФОРМАТОРОВ

Газовая защита получила широкое распространение в качестве весьма чувствительной защиты от внутренних повреждений транс­форматоров. Повреждения трансформатора, возникающие внутри его кожуха, сопровождаются электрической дугой или нагревом деталей, что приводит к разложению масла и изоляционных мате­риалов и образованию летучих газов. Будучи легче масла, газы

поднимаются в расширитель 2, который является самой высо­кой частью трансформатора (рис. 16-37) и имеет сообщение с атмосферой.

При интенсивном газообра­зовании, имеющем место при значительных повреждениях, бурно расширяющиеся газы создают сильное давление, под влиянием которого масло в ко­жухе трансформатора приходит в движение, перемещаясь в сто­рону расширителя.

Таким образом, образование газов в кожухе трансформатора и движение масла в сторону расширителя могут служить призна­ком повреждения внутри трансформатора. Эти признаки исполь­зуются для выполнения специальной защиты при помощи газовых реле, реагирующих на появление газа и движение масла. Газовое реле 1 устанавливается в трубе, соединяющей кожух трансформа­тора с расширителем так, чтобы через него проходили газ и поток масла, устремляющиеся в расширитель при повреждениях в транс­форматоре.

27 Защита электродвигателя с тепловым реле. Лучше других могут обеспечивать характеристику, приближающуюся к перегрузоч­ной характеристике электродвигателя, тепловые реле, которые реагируют на количество тепла

Наиболее часто тепловые реле выполняются на принципе использования различия в коэффициенте линейного расширения

различных металлов под влиянием на­гревания. Основой такого теплового реле является биметаллическая пластинка 1 (рис. 18-11), т. е. пластина, состоящая из спаянных по всей поверхности металлов а и б с сильно отличающимися коэффи­циентами линейного расширения. При нагревании пластинка 1 прогибается в сто­рону пластины а с меньшим коэффициен­том расширения и освобождает защелку рычага 2, который, поворачиваясь, под действием пружины 3 вокруг оси 5 за­мыкает контакты реле 4.

28. Назначение устройств АПВ линий. Отключения воздушных линий релейной защитой, как показывает многолетний опыт эксплуатации сетей, в большинстве

случаев вызываются так называемыми неустойчи­выми повреждениями. К ним относятся: перекрытие изоляции при атмосферных перенапряжениях во вре­мя грозы, схлестывание проводов при сильном ветре или при гололеде, а также замыкание проводов дви­жущимися механизмами, проволокой или металличе­ской лентой («наброс»), ветками деревьев и т. п. При быстром автоматическом отключении линии, на кото­рой произошло неустойчивое повреждение, электриче­ская дуга, возникшая в месте к. з., гаснет прежде, чем может вызвать серьезные повреждения линии. В связи с этим широко при­меняются автоматические устройства повторного включения воздушных линий —АПВ.

29 АВР линий (рис. 19, а),

пусковой орган действует на отключение рабочего ввода, после чего включается резервный ввод; этим исключается подача напряжения от резервного источника на по­врежденный рабочий источник питания; характер­ным признаком выполнения местного АВР является расположение всей аппаратуры на одной подстанции, в том числе и выключателей, на которые воздействует местный АВР;

рис 19 а