ГАЗОВАЯ ЗАЩИТА ТРАНСФОРМАТОРОВ
Газовая защита получила широкое распространение в качестве весьма чувствительной защиты от внутренних повреждений трансформаторов. Повреждения трансформатора, возникающие внутри его кожуха, сопровождаются электрической дугой или нагревом деталей, что приводит к разложению масла и изоляционных материалов и образованию летучих газов. Будучи легче масла, газы
поднимаются в расширитель 2, который является самой высокой частью трансформатора (рис. 16-37) и имеет сообщение с атмосферой.
При интенсивном газообразовании, имеющем место при значительных повреждениях, бурно расширяющиеся газы создают сильное давление, под влиянием которого масло в кожухе трансформатора приходит в движение, перемещаясь в сторону расширителя.
Таким образом, образование газов в кожухе трансформатора и движение масла в сторону расширителя могут служить признаком повреждения внутри трансформатора. Эти признаки используются для выполнения специальной защиты при помощи газовых реле, реагирующих на появление газа и движение масла. Газовое реле 1 устанавливается в трубе, соединяющей кожух трансформатора с расширителем так, чтобы через него проходили газ и поток масла, устремляющиеся в расширитель при повреждениях в трансформаторе.
27 Защита электродвигателя с тепловым реле. Лучше других могут обеспечивать характеристику, приближающуюся к перегрузочной характеристике электродвигателя, тепловые реле, которые реагируют на количество тепла
Наиболее часто тепловые реле выполняются на принципе использования различия в коэффициенте линейного расширения
различных металлов под влиянием нагревания. Основой такого теплового реле является биметаллическая пластинка 1 (рис. 18-11), т. е. пластина, состоящая из спаянных по всей поверхности металлов а и б с сильно отличающимися коэффициентами линейного расширения. При нагревании пластинка 1 прогибается в сторону пластины а с меньшим коэффициентом расширения и освобождает защелку рычага 2, который, поворачиваясь, под действием пружины 3 вокруг оси 5 замыкает контакты реле 4.
28. Назначение устройств АПВ линий. Отключения воздушных линий релейной защитой, как показывает многолетний опыт эксплуатации сетей, в большинстве
случаев вызываются так называемыми неустойчивыми повреждениями. К ним относятся: перекрытие изоляции при атмосферных перенапряжениях во время грозы, схлестывание проводов при сильном ветре или при гололеде, а также замыкание проводов движущимися механизмами, проволокой или металлической лентой («наброс»), ветками деревьев и т. п. При быстром автоматическом отключении линии, на которой произошло неустойчивое повреждение, электрическая дуга, возникшая в месте к. з., гаснет прежде, чем может вызвать серьезные повреждения линии. В связи с этим широко применяются автоматические устройства повторного включения воздушных линий —АПВ.
29 АВР линий (рис. 19, а),
пусковой орган действует на отключение рабочего ввода, после чего включается резервный ввод; этим исключается подача напряжения от резервного источника на поврежденный рабочий источник питания; характерным признаком выполнения местного АВР является расположение всей аппаратуры на одной подстанции, в том числе и выключателей, на которые воздействует местный АВР;
рис 19 а