Структура и содержание курсовой работы

Название темы курсовой работы должно строго соответствовать ее плану и содержанию. На защите нередко обнаруживается, что содержание курсовой работы выходит за рамки ее названия или уже представленной темы.

Курсовая работа, как правило, состоит из следующих частей:

титульный лист;

реферат;

содержание

введение;

глава 1 – теоретическая;

глава 2 – методы и организация исследования;

глава 3 – результаты исследования;

выводы;

заключение;

практические рекомендации;

литература;

приложение.

Титульный лист курсовой работы должен содержать полное наименование Высшего учебного заведения, название факультета, название кафедры, название вида работы, наименование дисциплины, по которой выполнена работа, наименование темы, полные реквизиты исполнителя (ФИО, курс, группа), ФИО проверяющего, его звание, степень, наименование места написания работы, год ее выполнения. (Прил. 1) Титульный лист выполняется прописными буквами шрифтом 14, без выделений.

Рефератпишется с прописной буквы и располагается посередине листа. Через 2 межстрочных интервала указывается структура курсовой работы (количество страниц, таблиц, рисунков, приложений, источников).

Реферат (от лат. refero – сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда, литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой темы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Рефераты служат формой текущего контроля знаний студентов. По своему содержанию они должны демонстрировать возможности студента в использовании изучаемых в рамках учебного курса методик или результаты самостоятельного изучения какого-либо вопроса учебной программы.

Содержание реферата должно быть логическим; изложение материала должно носить проблемно-тематический характер. При формировании темы реферата необходимо помнить, что она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

При выборе и изучении основных источников по теме используется не менее 8-10 различных источников.

Примерная структура реферата:

§ титульный лист

§ содержание (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

§ введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость, актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы);

§ основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает определенную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего);

§ заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации);

§ список использованных источников.

Требования к оформлению реферата.Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем, но имеют сквозную нумерацию страниц.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Критерии оценки реферата:

§ актуальность темы исследования;

§ соответствие содержания теме;

§ глубина проработки материала;

§ правильность и полнота использования источников;

соответствие оформления реферата стандартам

Содержание курсовой работы должно включать:

введение;

глава 1 – теоретическая;

глава 2 – методы и организация исследования;

глава 3 – результаты исследования;

выводы;

заключение;

практические рекомендации;

литература;

приложение.

Введениесодержит обоснование актуальности выбранной темы, гипотезу, цель исследования, задачи, методы, объект и предмет исследования, теоретическую и практическую значимость, научную новизну, структуру и объем работы.

Раскрытие актуальности темы предполагает определение степени изученности и важности исследуемой проблемы, аргументацию необходимости изучения данной темы с позиции теории или практики. Вполне достаточным основанием для обоснования актуальности выбранной темы курсовой работы может быть раскрытие реальной потребности специалистов-практиков в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций, связанных с работой с определенной категорией людей, с учетом их индивидуальных (типичных и нетипичных) особенностей.

Здесь же дается краткий обзор литературы по теме. Следует учитывать, что чаще всего курсовая работа посвящена довольно узкой теме. Обзор литературы в этом случае делается только по ней, а не по всей проблеме, к которой данная тема относится.

Литературный обзор должен осуществляться в определенной логической последовательности. Сначала дается критический анализ того, что уже нашло отражение в специальной литературе. На основании анализа делается вывод о том, что уже решено предшествующими исследователями, что еще недостаточно раскрыто и потому нуждается в дальнейшей разработке, что вообще, по данным исследования, не получило отражения в литературе.

В процессе анализа состояния исследованности темы студент приходит к формулированию основного противоречия. Сущность такого противоречия вытекает из выявления серьезного несоответствия, несогласованности между какими-либо противоположностями внутри единого объекта. Основное противоречие, в частности, может показывать несоответствие состояния определенной проблемы и уровня ее исследованности; потребности в обеспечении определенного уровня эффективности и качества практической деятельности и возможности их удовлетворения и т.д. Выявление основного противоречия позволяет определить научную проблему курсовой работы.

Гипотеза исследования. Гипотеза - означает предположение, допущение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, истинное значение которого неопределенно. Она предполагает экспериментальную проверку опытом, в результате которой становится фактом, концепцией, теорией, либо отвергается, в случае не подтверждения практикой.

Гипотеза определяет предположение о возможности познания (в теоретических работах) или преобразования (в прикладных работах) исследуемого явления. Встречаются факты, когда студент в качестве исследуемого явления рассматривает всю проблему. В технических исследованиях такой подход часто правомерен. Автор в этом случае создает специальную установку, прибор и в лабораторных условиях проверяет обоснованность выбранного им решения. В гуманитарных исследованиях, это далеко не всегда приемлемо. Исследование в гуманитарных науках не вписывается в лабораторные условия. В этом случае, как правило, гипотеза ориентирована на более существенную часть проблемы, возможности решения ее посредством частного подхода, с использованием именно этой технологии, методики, средства и пр. Поскольку гипотеза охватывает существенную часть проблемы, подтверждение ее позволяет делать вывод о правомерности позиции автора.

При формулировании гипотезы определяется, что необходимо автору познать (преобразовать). Затем делается само предположение в виде выражения: «это возможно, если....», «будет обеспечено, если...», «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)...», «использование (создание)... позволит обеспечить...» и др.

Для каждой проблемы можно использовать свою конструкцию гипотезы, и здесь шаблонов не должно быть - это определенное творчество автора.

Цель курсовой работы - это то, чего хочет достичь студент своей исследовательской деятельностью. Она характеризует основной замысел студента при разработке темы. Научная проблемахарактеризует, что именно хочет автор разрешить в процессе исследования. Она выражается в виде вопроса, например: в чем сущность, содержание и условия оптимального развития какого-либо явления; каковы пути, обеспечивающие наиболее полное решение определенной проблемы; каковы наиболее оптимальные условия эффективности деятельности специалиста в решении частной задачи?

Иногда автор, сформулировав проблему, отмечает, что «решение этой проблемы и является целью данной работы». В определенной степени это упрощенный подход, так как он не содержит четкого формулирования цели исследования. Она (цель) может охватывать всю проблему, либо ее существенную часть, а также определять оптимальный способ ее решения (посредством чего и в каких условиях).

Сформулировав научную проблему, следует определить границы исследовательской деятельности (объект) и содержания (предмет) квалификационной работы.

Задачикурсовой работы. На основе цели определяются основные задачи, которые требуется решить в процессе ее достижения.

Задачи формулируются в виде перечисления: «изучить...», «описать...», «уточнить и дополнить понимание...», «выявить...», «разработать...», «систематизировать...» и т.д.

Иногда задачи формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования.

Формулировки задач имеют важное значение. Они определяют содержание квалификационной работы. Количество задач может диктоваться главами или основными параграфами работы. Как правило, их количество колеблется от двух до четырех, в редких случаях достигает пяти.

Методы исследования– это совокупность способов научного познания, теоретических и эмпирических. Для осуществления эффективного дипломного исследования в какой-либо области научного познания применяется одновременно и во взаимной связи набор методов. Методы, используемые как в теоретической, так и в практической деятельности, разнообразны. Система методов, используемых в современной науке, столь же многообразна, как и сама наука. Разнообразие методов научного познания условно можно разделить на 4 уровня:

- эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты и др.

- экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический, логический методы и др.

- теоретический: абстрагирование, идеализация, формализация, аксиоматика, обобщение и др.

- математический: диалектический метод и метод системного анализа.

Объект исследованияпредставляет собой процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, которая будет исследоваться. Это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объект может находиться в области психологии развития, воспитания (перевоспитания), коррекции, реабилитации, индивидуально-коррекционного или (и) коррекционно-компенсаторного развития и воспитания. Нередко студенты определяют в качестве объекта исследования какую-либо категорию людей (детей, подростков, родителей и т.д.). Такой подход ошибочен. Конкретные люди являются объектной категорией для исследования многими науками. Как объект - это очень широкая сфера; он указывает только на то, с кем планирует работать студент, но не на то, что он хочет исследовать.

Существует два принципиальных подхода к определению последовательности раскрытия объекта и предмета квалификационной работы.

1. После определения проблемы исследования. Цель показывает уровень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени исследования.

2. После определения цели. В этом случае цель диктует границы исследования и его содержание.

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследования. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. База исследования -автор указывает ту практическую сферу, учреждение, где преимущественно проводилось исследование, и инструментарий, посредством которого он обеспечил решение основных задач, достижение цели работы. Здесь же дается краткая характеристика источников получения информации - опросных групп, объектов наблюдения, архивных материалов и пр.

Теоретическая значимость указывает на то, что результаты исследования дополняют теорию и методику исследования.

Научная и практическая значимостьисследуемой проблемы. Автор показывает, какое значение могут иметь результаты, которые им получены в ходе исследования, и где они, возможно, получат применение или уже используются на практике.

Структура и объем работы.Автор приводит сведения по следующей схеме: «Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, ... разделов, заключения. Работа изложена на... страницах текста, содержит ... таблиц, ... рисунков, ... приложений. Список литературных источников насчитывает ... наименования».

Необходимо отметить, что введение, как и заключение, следует писать после полного завершения основной части. До того как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

Не рекомендуется делать введение объемом более 2-2,5 страниц.

Основная частьв ней излагается сущность проблемы, проводиться ее анализ, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции по проблеме.

Обязательным для курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Первая глава работывыполняется на основе изучения имеющейся отечественной и обязательно зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, законодательных и нормативных материалов. Рекомендуется рассмотреть в главе краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России (отраслях, регионах, на уровне предприятий). Теоретические положения, сформированные в главе, должны стать исходной научной базой для выполнения последующих глав работы.

Вторая главасостоит из пунктов:

2.1 Методы исследования;

2.2 Организация исследования

В пункте 2.1 описываются методы исследования как способы решения поставленных задач: анализ литературных источников, наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, эксперимент, методы математической статистики и др.

В пункте 2.2 описывается непосредственно организация исследования – что и когда было сделано (сроки и т.д.)

Третья главастроится, главным образом, на анализе конкретного материала по избранной теме, собранного во время прохождения практики и работы над дипломной работой. В ней дается всесторонняя характеристика объекта исследования на основе анализа процессов на базе разнообразной информации, собранной на разных уровнях (государство, регион, предприятие), в разных аспектах (отраслевой, территориальный, функциональный и др.) с использованием разнообразных методов (сравнения, обобщения, расчетов на основе статистических методов) и методик, предлагаемых учеными. Собранный и обработанный конкретный материал по теме приводится в виде иллюстраций (аналитические таблицы, схемы, диаграммы, графики и т.д.).

Выводыделаются на основании поставленных и выполненных задач.

Заключение является неотъемлемой частью любой работы. В заключении подводится итог проведенного исследования. Оно должно отражать результаты выполнения задач, поставленных во введении, предложения по использованию полученных результатов. В заключении следует указать пути и цели дальнейшей работы или обосновать нецелесообразность её продолжения.

Заключение является своеобразным итогом выполненной работы. Оно должно отражать результаты выполнения задач, поставленных во введении.

Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

Практические рекомендациидолжны содержать конкретные рекомендации, предложения и мероприятия по совершенствованию исследуемых явлений и процессов с обоснованием, аргументацией и расчетами эффективности (эффекта) с различных позиций и критериев.

Литература включает все источники информации, изученные и проработанные студентом в процессе выполнения дипломной работы. Источниковедческая база дипломной работы должна охватывать не менее 40 - 50 источников (официальные материалы государственных органов, официальные статистические публикации) и научных трудов (монографии, статьи из сборников статей или периодической печати). Допускается привлечение материалов и данных, полученных по Интернету. В этом случае необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату получения).

Литература группируется в списке в следующем порядке:

- нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, Законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ – в хронологической последовательности.

- ведомственные правовые акты в хронологической последовательности.

- источники статистических данных в хронологической последовательности.

- документы и материалы государственных архивных учреждений в хронологической последовательности.

- книги и статьи па русском языке – в алфавитном порядке.

- книги и статьи на иностранных языках – в алфавитном порядке.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

В приложениях помещаются, по необходимости, иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы и т.п.), а также материалы по использованию результатов исследований с помощью вычислительной техники (алгоритмы и программы задач, решенных на ПК). Приложение имеет дополнительное значение, но является необходимым элементом для более полного освещения темы.