Кузьминова). Средневековое искусство Индии. Общая характеристика. Философская основа.
Классическое искусство Древней Индии охватывает собой период от ведических времен (15-5 вв. до н.э.) до 5-6 вв.н.э. Традиционная периодизация называет время с 6 по 17 вв. в Индии периодом средневековья.
Произведения искусства в Древней и Средневековой Индии создавались в религиозных целях. Задача художника – вызвать к жизни образ божественного, используя для этого принятые традицией средства выражения.
В целом, художник в Индии не стремился выразить себя, а именно служил высшим религиозным целям. Он подходил к творчеству как к великому таинству: он готовился к совершению ритуала творения, очищая себя от скверны мирского, обыденного.
В VIII—IX вв. получила распространение поэзия бхакти, воспевающая мистическое соединение человека с богом под видом любви юноши и девушки. Гимны проповедников бхакти отличались большой лиричностью и распевались как народные песни.
Значительного расцвета достигли архитектура и скульптура. В VI—VIII вв. строились пещерные храмы и храмы, высеченные из монолита (в Эллоре, Элефанте, Аджанте и др.), которые славились своими барельефами, скульптурой, росписью. С IX в. началось строительство культовых сооружений из тесаных камней. Внутренние помещения этих храмов были низкими и темными. Доступ туда был разрешен лишь служителям культа. Наибольший интерес представляет внешнее убранство. Во дворе храма и в нишах стен устанавливались скульптуры, изображающие бога, которому был посвящен храм, или сцены из эпоса. В дальнейшем, наблюдается упадок монументальной скульптуры, исчезли ее живость и разнообразие.
Затухание традиций монументальных стенных росписей с исчезновением пещерного зодчества не означало полного прекращения развития живописи в искусстве народов Индии. Эти традиции нашли свое продолжение главным образом, в книжной миниатюре.Миниатюры так называемой гуджаратской школы 13 — 15 вв. по своему содержанию почти целиком являются иллюстрациями религиозных книг джайнов. Новое развитие миниатюрная живопись получает уже при дворе Великих Моголов. Здесь складывается и достигает высокого совершенства так называемая могольская школа.
В IX—XII вв. в Тамиланде развивалось искусство мелкого бронзового литья. Одна из статуэток-танцующий Шива (Шива Натараджа) — получила известность во всей Индии.