Принципы работы социального педагога в ДОУ.
- природосообразности,
- индивидуального похода в работе,
- гуманизма,
- личностной обусловленности,
- культуросообразности,
- социальной обусловленности,
- доступности,
- сознательности и активности,
- систематичности и последовательности,
- связи теории и практики,
- законности,
- добровольности,
- конфиденциальности.
Методы и формы работы социального педагога в ДОУ.
С педагогами:
· консультации;
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· семинары;
· «круглые столы» с родителями.
С родителями:
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· посещения на дому;
· «круглые столы»;
· родительские собрания;
· родительская гостиная.
С детьми:
· интервьюирование;
· занятия по правам ребенка;
· театрализованные постановки по защите прав ребенка;
· организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, ДК и т.п.).
Взаимодействие с другими социальными общественными структурами:
· комиссия по делам несовершеннолетних (КДН);
· отдел по делам несовершеннолетних (ОДН);
· отдел опеки и попечительства Муниципалитета;
· детская поликлиника;
· детская библиотека;
· школа;
· дома детского творчества;
· психологические центры.
Планирование деятельности социального педагога в ДОУ.
План работы ДОУ (годовой) –это модель, заранее намеченная система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих оптимальное функционирование ДОУ (составляется на год).
План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.
Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.
В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.
В практической деятельности у каждого педагогического коллектива свои годовые планы, отличающиеся не только содержанием, но и формой планирования. Существует множество видов планирования, и каждый руководитель вправе выбрать ту форму написания годового плана, которая устраивает его. Но чтобы план стал реальным, надо со всех сторон проанализировать деятельность своего учреждения, т.е. заняться самоанализом.
Новое время способствует проявлению творчества во всех сферах деятельности ДОУ. Этот процесс коснулся и годового планирования. Каждое дошкольное учреждение имеет право выбрать свою форму годового плана. Составить план — значит спроектировать работу, создать модель действий.
Годовой план должен иметь цель, которая осуществляется через решение задач. Потом намечается система деятельности по выполнению данных задач, указываются последовательность действий и сроки выполнения.
Эти условия необходимы для всех видов планирования.
За реализацию годового плана отвечает весь коллектив. Поэтому в плане надо отражать роль каждого педагога в его реализации. На выполнение плана оказывает влияние и окружающий социум. И его влияние тоже должно найти отражение в планировании.
Годовой план ДОУ относится к нормативной локальной документации учреждения и может иметь любую форму. Анализируя формы годовых планов ДОУ, публикуемых в периодической печати или в литературе по дошкольному воспитанию, можно выделить следующие виды планов:
1. Текстовой план
Такой план представляет собой описательный текст, посвященный реализации годовых задач. В текстовом материале находят отражение задачи, виды деятельности по их реализации, сроки реализации и перечисляются ответственные лица за реализацию тех или иных мероприятий.
2. Графический план
«Графика» — искусство отображения предметов контурными линиями и штрихами. По объему такой план меньше и конкретен. Он позволяет наглядно увидеть весь объем работы по его выполнению. Графический план может кроме текстового материала включать в себя схемы, таблицы, какие-либо условные обозначения.
Но графическое планирование просуществовало в ДОУ недолго.
3. Смешанный план.
Предоставляем вашему вниманию образцы годовых планов ДОУ.
Итак, можно отметить, что в основном, наиболее удобным для большинства ДОУ в работе оказался смешанный вариант текстового и графического плана.
Содержание разделов годового плана
1. Направления работы в ДОУ,
2. Кадровый потенциал ДОУ.
3. Методическое обеспечение образовательного процесса.
4. Психолого-педагогическое обеспечение педагогического процесса.
5. Работа с родителями.
6. Преемственность со школой.
7. Создание материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
8. Годовые задачи нового учебного года и пути их реализации.
9. План встреч в «Образовательном салоне»
Годовой план работы включает следующие разделы:
Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
Планирование деятельности ДОУ на очередной учебный год:
обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой в ДОУ программой;
создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями;
укрепление материально-технической и финансовой базы.
Форма написания:
-схематично-блочная,
- календарно-месячная,
-в виде циклограмм,
-план-схема (оптимальная форма – сочетание текстовой и графической информации).
В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.
Годовое планирование
План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.
Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.
В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.
Структура годового плана состоит из:
Планирование работы ДОУ по результатам (К.Ю. Белая) подразумевает следующее:
1.Анализ полученных результатов прошедшего учебного года.
2.Планирование деятельности ДОУ на … учебный год.
2.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни;
2.2. Обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии со стандартами и программой «…….»;
2.3. Создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
2.4. Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
2.5. Взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями:
2.6. Укрепление материально-технической базы
Содержание плана работы.
Работа с кадрами
Инструктажи. Охрана труда.
Производственное совещание.
Самообразование, Повышение квалификации,
Аттестация,
Работа с молодыми специалистами,
Общественная деятельность сотрудников,
Консультации с обслуживающим персоналом.
Организационно-педагогическая работа
2.1. Педсоветы, подготовка к педсоветам.
2.2. Консультации для воспитателей.
2.3. Семинары.
2.4.Открытые просмотры, работа по линии КМО.
2.5.Изучение передового педагогического опыта.
2.6. Психолого-педагогические беседы.
2.7. Смотры-конкурсы, выставки детского творчества.
2.8. Музыкальные развлечения, праздники.
2.9. Физкультурные праздники.
2.10.Оздоровительно-профилактическая работа. Консультации старшей медицинской сестры, врача.
2.11.Контроль, руководство.
2.12. Экскурсии, выступления артистов цирка, театра.
3. Работа с родителями, школой и другими организациями.
3.1. Азбука для родителей – консультации специалистов.
3.2. Работа с трудными семьями.
3.3. Родительские собрания.
3.4. Работа родительского комитета. Субботники.
3.5. Наглядная агитация.
4. Административно - хозяйственная работа
Работа с шефами.
Охрана жизни, здоровья детей и сотрудников.
Материально-техническое обеспечение.
Контроль за организацией питания.
Оперативное совещание администрации.
Другое…