Содержание социально-педагогической деятельности в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) как значимый институт социализации ребенка.

Дошкольное образование в России обеспечивает интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Основным дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) в Российской Федерации в настоящее время является детский сад. Система детских садов предназначена для первичной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью образования.

Основными задачами ДОУ в России являются:

– охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

– обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

– осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка;

– воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека;

– взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития ребенка.

В детском саду дети, помимо учебных умений, предусмотренных программой, приобретают первый жизненный опыт в коллективе сверстников. Таким образом, в ДОУ в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

В дошкольном возрасте начинается становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных оценок и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен.

Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей из закрытой, достаточно автономной системы, какой она была долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом). В настоящее время перед детским садом встают новые задачи, предполагающие его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Основные направления социально-педагогической деятельности ДОУ.

- диагностическое,

- профилактическое,

- просветительское,

- методическая работа,

- консультативное,

- коррекционно-развивающее,

- юридическое.

 

Содержание социально-педагогической деятельности в ДОУ.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом, являясь, таким образом, значимым институтом социализации ребенка.

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребенка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.

Социальный педагог ДОУ является центральной фигурой в осуществлении профилактики и коррекции нарушений социальной адаптации дошкольников.

Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, определяющих основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:

1) адаптация ребенка к дошкольному учреждению;

2) развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;

3) реализация правового статуса ребенка как гражданина и осознание им этого;

4) работа с различными группами дошкольников, в том числе имеющих отклонения в развитии;

5) работа с семьями-мигрантами, с многодетными семьями, с неполными семьями и др.;

6) формирование социально принимаемого поведения детей;

7) включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;

8) сложность перехода детей из ДОУ в школу;

9) особенности поведения детей 6-7 лет в связи с началом обучения;

10) социокультурная роль ДОУ в микрорайоне;

11) особенности социализации детей в ДОУ;

12) особенности организации досуга дошкольников и др.

 

Главной задачей, стоящей перед социальным педагогом ДОУ является обеспечение социальной диагностики, психолого-педагогической коррекции и управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности.

Диагностика включает всестороннее изучение ребенка, сбор информации о его психофизическом состоянии, условиях жизни, социальном окружении.

Примерная схема истории социально-педагогического развития ребенка:

1. Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст ребенка, полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка. Изменения состава семьи и реакция ребенка на них. Бытовые условия жизни.

2. Данные о здоровье ребенка. Особенности протекания беременности и родов, наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. Сведения о травмах и операциях, хронических или частых заболеваниях. Случаи госпитализации, реакция ребенка на них. Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

3. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Где и кем воспитывался? В каком возрасте поступил в дошкольное учреждение? Как проходила адаптация, как складывались отношения с детьми и педагогами? Резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими людьми и т. п.) и реакция ребенка на них.

4. Характеристика развития, начиная с рождения. Когда начал сидеть, стоять, ходить и т.д.? Как шло развитие речи? Общий эмоциональный фон. Трудности в поведении. Любимые занятия и игры в разных возрастах. Домашние обязанности, требования со стороны взрослых. Уровень самостоятельности. Степень активности, проявления инициативы. Отношения с членами семьи и со сверстниками. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых, реакция ребенка на них. Проводятся ли вне детского сада развивающие занятия и какие? Отношение к ним ребенка.

5. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными? Особенности ребенка, тревожащие родителей.

Социальный педагог фиксирует не только события жизни дошкольника, но и его реакции на каждое жизненное обстоятельство. Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке помогают социальному педагогу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Социальный педагог на основе данных диагностики разрабатывает методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности различных специалистов и помогает:

1) воспитателю:

- разработать индивидуальную методику работы с ребенком;

- организовать социально-педагогическую работу с группой;

- разработать методику реализации взаимоотношений с родителями;

- разрешить конфликт между участниками образовательного процесса;

 

2) ребенку:

- в процессе психофизического развития;

- предупредить и преодолеть проявления девиантного поведения в группе, с воспитателем и родителями;

 

3) родителям:

- в налаживании взаимоотношений с ребенком;

- в коррекции социально-педагогической работы со своим ребенком;

- в развитии, согласованности отношений с педагогами в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

 

Для более эффективной организации работы социальный педагог должен располагать информацией о различных центрах и организациях социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального и муниципального уровня.

Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

1) уяснить структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях города;

2) познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;

3) уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога;

4) ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении;

5) ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных ДОУ и школах города;

6) изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системой города;

7) определить место своего образовательного учреждения на социально-педагогической карте города.

 

Для успешной реализации социально-педагогических задач социальный педагог должен владеть методикой и технологией социально-педагогической деятельности:

1) определение социально-педагогической проблемы:

- содержание проблемы;

- внешние признаки проблемы;

- тип и уровень проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная, индивидуальная и т.д.);

- характер проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и т.д.);

 

2) ситуационный анализ:

- общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы;

- организация структуры, в рамках которой возникает проблема;

- типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации;

- описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.д.;

- профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;

- определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия;

 

3) определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности:

- определение объекта и предмета;

- определение целей и задач;

- определение содержания деятельности;

- выработка показателей и критериев оценки;

- разработка инструментария социально-педагогической деятельности;

- описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;

- разработка логической схемы анализа полученных данных, определения перспектив социально-педагогической деятельности;

- разработка рабочего плана;

 

4) разработка рекомендаций по реализации практической деятельности;

5) описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:

- основные выводы по задачам, характеризующим состояние социально-педагогической проблемы;

- выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблем (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желания участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению);

- оценка реальности и значимости проблемы;

- выводы о возможности применения типовых технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта;

- обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы;

 

6) разработка социально-педагогической технологии:

- уточнение по итогам исследований социально-педагогического заказа;

- детализация проблемы;

- определение причин проблемной ситуации;

- определение действующих и нейтральных факторов;

- определение педагогического и социально-психологического фона деятельности;

- разработка концептуальных основ разрешения проблемы;

- разработка возможных путей решения проблемы;

- обоснование выбора пути решения социально-педагогической проблемы;

 

7) реализация социально-педагогического проекта. В своей деятельности социальный педагог использует следующие методы проектирования:

- социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами;

- социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы;

- социальное проектирование — обоснованное конструирование;

- социально-педагогическая технология — подготовка к практической деятельности педагога по реализации программ, предусматривающих возможность достижения цели.