Скульптура.
На смену абстракции приходит конкретика. Интерес к реальному миру. Это вызовет новые сюжеты, связанные со светской жизнью, и появление портрета.
Скульптура станет более объемной:
1) рельеф более высокий - горельеф
2) круглая скульптура, несвязанная со стеной
Скульптура покрывает весь фасад. Форма капители - единообразная. Растительный декор, в котором узнаются реальные растения.
Расцвет готической культуры приходится на 30-40 гг 13 века.
Фома Аквинский, средневековый философ, "Сумма богословия" -> канон убранства храма:
1) весь собор является суммой представлений о Вселенной
2) на западном фасаде - страшный суд
вверху - Христос, указывающий на свои раны
по сторонам от него - Мария и Иоанн Креститель
далее - ангелы с орудиями страстей
над ангелами - архангел Михаил с весами
справа от Христа - праведники, слева - грешники
под ногами Христа - гробы и восставшие из мертвых
3) южный фасад - сюжеты Нового Завета
4) северный фасад - сюжеты Ветхого Завета
В скульптурный декор входят знаки Зодиака и фигуры 7 свободных художеств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Включал в себя христианские и языческие мотивы.
Самый ранний пример: Шартрский собор. Напряженность фигур, ноги - две параллельные прямые, но постепенно усиливаются рельефность и живописные эффекты.
Амьенский собор. Индивидуализация фигур, мимика, тяжесть.
Реймский собор. На фасаде музыканты, химеры.
Графика: появление современной книги. "Богатейший часослов герцога Беррийского", братья Лимбург.
Пиховкина)