Скульптура.

На смену абстракции приходит конкретика. Интерес к реальному миру. Это вызовет новые сюжеты, связанные со светской жизнью, и появление портрета.

Скульптура станет более объемной:

1) рельеф более высокий - горельеф

2) круглая скульптура, несвязанная со стеной

Скульптура покрывает весь фасад. Форма капители - единообразная. Растительный декор, в котором узнаются реальные растения.

Расцвет готической культуры приходится на 30-40 гг 13 века.

 

Фома Аквинский, средневековый философ, "Сумма богословия" -> канон убранства храма:

1) весь собор является суммой представлений о Вселенной

2) на западном фасаде - страшный суд

вверху - Христос, указывающий на свои раны

по сторонам от него - Мария и Иоанн Креститель

далее - ангелы с орудиями страстей

над ангелами - архангел Михаил с весами

справа от Христа - праведники, слева - грешники

под ногами Христа - гробы и восставшие из мертвых

3) южный фасад - сюжеты Нового Завета

4) северный фасад - сюжеты Ветхого Завета

В скульптурный декор входят знаки Зодиака и фигуры 7 свободных художеств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Включал в себя христианские и языческие мотивы.

Самый ранний пример: Шартрский собор. Напряженность фигур, ноги - две параллельные прямые, но постепенно усиливаются рельефность и живописные эффекты.

Амьенский собор. Индивидуализация фигур, мимика, тяжесть.

Реймский собор. На фасаде музыканты, химеры.

 

Графика: появление современной книги. "Богатейший часослов герцога Беррийского", братья Лимбург.

 

Пиховкина)