ЗАРУБЕЖНАЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ 3 страница

Власть нужно передать простому народу. Отрицалось понимание светского государства как организации, которая устанавливает гражданское единство с помощью законов.

  1. Жан Кальвин и кальвинизм в политико-правовой идеологии Западной Европы.

Какой кальвинистский догмат сыграл важную роль в формировании хозяйственной этики капитализма?

Распространение лютеранства в его борьбе с католицизмом стало идейной предпосылкой возникновения других радикальных религиозно-политических течений Реформации. Таким течением являлся кальвинизм. Жан Кальвин (1509—1564) основал в Женеве

новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и диаконов. Поначалу в кальвинизме были сильны теократические тенденции (попытки поставить консистории выше государственных органов); в конечном счете утвердилась идея независимости кальвинистской церкви от государства, право церкви судить о ряде действий государственной власти. Религиозная нетерпимость (жгли еретиков в т.ч.)

Основное учение – догмат о божественном предопределении. Бог заранее определил судьбу людей. Они бессильны изменить волю бога, но они могут понять ее из того, как у них складываются дела. Если они набожны, трудолюбивы и покорны, то бог благоволит к ним. Из этого проистекал долг целиком посвящать себя профессии, быть бережливым и рачительным, презирать наслаждения. Привилегии феодалов также не столь важны, поскольку они не определяют дальнейшую жизнь человека.

Считал, что насилие феодально-монархических кругов недопустимо и за это последует божья кара, но власть объявлял божественной. Попытки сопротивляться тирании возможны за ОГВ, церковью и представительными учреждениями. Наихудшая форма правления – демократия, предпочтительна олигархия.

В кальвинизме последовательно и отчетливо выражены основные положения протестантской этики, составившей, по определению Макса Вебера, "дух капитализма". К ним относятся культ предприимчивости и трудолюбия, безусловная деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело.

В XVI—XVII вв. кальвинизм широко распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в североамериканских колониях.

Кальвинизм способствовал не только борьбе бюргерства за свои права, но и борьбе дворянских кругов против короля и абсолютной монархии.

  1. Политико-правовые идеи тираноборцев

В чем заключались основные идеи трактата Ла Боэси «Рассуждение о добровольном рабстве»?

Монархомахи – политические писатели, которые защищали интересы дворянских кругов, оппозиционных королевской власти. Вторая половина 16 – начало 17 века. ГОтман «Франко-Галлия», «Защита от тиранов», Беза «О праве магистратов», Бьюкенен «О царском праве у шотландцев».

Существовало несколько общих Дей. Они говорили от имени народа и о народе, но при этом под народом преимущественно понимали сословных представителей, феодальную знать. Считалось, что суверенитет народа выше прерогатив монарха и не может быть ограничен. Власть монарха связана условиями договора, который монархи заключают с подданными, власть самого государя – законна и нормальна только в этом случае.

Идеи уходят в прошлое, идеи были реакционными, хотя существовал определенный прогрессивный смысл в введении в политический оборот ряда понятий – «общественный договор», «суверенитет народа», «границы власти государства», «право на сопротивление».

Тираноборцы вели атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти. Этьен Ла Боэси «Рассуждение о добровольном рабстве». Монархический строй отвергался по причине его антигуманной природы. Вопросы – почему люди сами отказываются от своей свободы и как их удерживают государи?

Считал, что властители насилием и обманом отняли у людей свободу. Постепенно несвобода стала привычкой. Государи культивируют эту привычку. Зарождается тиранический режим.

Чтобы удерживать народ в добровольном рабстве, появляется государственный аппарат насилия и принуждения.

Выявил ряд черт процедуры властвования, дал надлежащую оценку.

  1. Теория государственного суверенитета Жана Бодэна

Что такое суверенитет государства согласно Бодэну?

В чем проявляется концепция суверенной власти государства?

Какие факторы, определяющие нестабильность формы правления государства, выделил Бодэн?
К какому типу политической власти относил Бодэн российское самодержавие?

Жан Боден – жил в период религиозных войн, учился и преподавал в академии Тулузы, был адвокатом, прокурором и мэром Лиона. Основные работы – «Метод легкого постижения истории», «Шесть книг о государстве».

«Шесть книг…» - Государство есть правовой способ управления суверенной властью многими семьями и тем, что принадлежит им сообща. Это правовой способ управления – публичный характер власти, управление посредством законов. Выделяются несколько признаков – управление народом, посредством (выше), государственное имуществом (тем, что принадлежит сообща). Отсутствует территориальная обособленность. Здесь этот признак не может быть значимым исходя из истории.

Государство отделено от личности монарха, это самостоятельный общественный институт, которые противопоставляется гражданам и их объединениям. Философ изучает государство и в отношении к другим государствам, их союзам и т.п. Он указывает на наличие у государства различных прав и обязанностей, особом международном праве, договорах между государствами. Он – основатель науки публичного права.

Не всегда различает общество и государство. Однако, сначала говорит об объединении людей в общество ради реализации общих интересов частных лиц, потом в государство, занимающееся общими интересами.

Особый взгляд на происхождение государства – первоначально возникает из рода, с развитием на первое место – стремление к безопасной жизни, которое становится общим интересом. Иначе – путем завоевания кто-то навязывает волю насилием и делает ее законом. Сочетает патриархальную, договорную, насилия.

Народ – структурированная общность семей, связанная единством языка и культуры, обычаев. Закон – свойство лишь государства.

Главная заслуга – учение о государственном суверенитете. Ранее были ограниченными и принадлежали государю. Боден увидел зарождение государства нового типа. Суверенитет есть наиболее верховная, абсолютная и вечная власть над гражданами и подданными в государстве. Эта власть – элемент государства, проявляющийся через суверена, связывающий его с отдельными гражданами – членами государства. Само государство есть особый порядок управления народом.

Суверен – тот, кому принадлежит власть постоянно и непрерывно, она абсолютна, безусловна и неограниченна. Изначально может быть только народ, который самостоятельно распоряжается этой властью, возлагая обязанность управления на иное лицо или лица по собственному усмотрению.

Суверенитет связывает государство с гражданами, а не граждан. Суверенные права – принадлежность государства, следовательно, права принадлежат только государству, правитель есть представитель государства.

Характер власти – надзаконный, правитель свободен от воли законов, ибо их творит.

Полный суверенитет – тогда, когда он выступает в публичной сфере. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов.

Перечень – вправе издавать законы, распространяется на все общество, объявлять войну, заключать мир, право назначения на должности официальных лиц, помилование, повелевание вассалами, чеканка монету, меры и весы, налоги.

Суверенитет неделим. Демократия – коллективный суверен. Функции правителя (кроме законодательства) могут исполняться специальными людьми – исполнительной, судебной властью в нашем понимании.

Правовой способ управления – следование по возможности естественным и божественным закона, действие от имени и на благо государства. Иначе – тирания.

Сопротивление – если противоречит естественному праву, то не исполнять, если позитивному закону – исполнять, но уведомить о противоречии.

В формальном плане правовой способ управления – наличие законодательства и магистратур, аппарата власти.

Виды законов – божественный, природы, народов, власти. закон государства. Закон народов лишь упоминается.

Позитивный закон есть разновидность приказов частным лицам, отдаваемых сувереном и отличающихся длительным сроком применения и более общим характером. Приказание по вопросам деятельности государства – закон. Не пересекается с природными и божественными.

Позитивное право – не только веления суверена (общество – цеха и т.п.).

Принципы естественного права – неприкосновенность частной собственности, нерушимость договорных отношений.

Формы правления – демократия, аристократия, монархия. Дополнительные классификации – монархии королевские (та, где повинуются в силу законов и принципов), сеньориальные (та, где господин по праву силы или завоевания, как хозяин) и тиранические (господин – раб). Россия – господская монархия, при этом философ считает, что русские сами склоняются к этому типу, как и турки. Аристократии – лордов (лучших), законная (знатных), олигархия. Демократия – законная, господская, беззаконная. Необходимо применять свой/чужой способ управления – демократический монархически и т.п.

Боден занимался поиском факторов, определяющих стабильность формы государства. Боден считал, что стабильность формы государства подрывают: крайне неравномерное распределение богатства (поэтому необходимы законы против ростовщичества и законы

о наследовании имущества) и отсутствие свободы вероисповедания (поэтому необходимы законы, допускающие веротерпимость). Боден придерживался концепции универсального права, которое нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства,

будь то даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательств древних народов и дополнить его знанием современных правовых систем. Идеи воспринял Гоббс. Критикует же Томаса Мора

  1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве.

В чем заключались особенности раннебуржуазных идей в ППУ Гроция?

Гуго Гроций – (1583-1645) – Голландия, Дельфт. Лейденский университет. В 15 лет – доктор права в Орлеанском университете.

«О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (1625).

Гроций юрист, и право прежде всего предмет его исследований. Стремится придать юриспруденции научную форму, желает найти некие общие признаки права. Разделяет право естественное и право позитивное (волеустановленное). Факт существования естественного прав доказывает методом априорным – необходимого соответствия, апостерирори – отыскании того, что есть у наиболее образованных народов.

Философия – предлагает рационально-логический и дедуктивный методы.

Право – то, что не противоречит справедливости. Нужно это уточнить. Справедливость есть между двумя – равными (право равенство), господствующими и повинующимися (право господства).

Источник естественного права – природа человека, который отличается от прочих существ разумом, речью и общительностью. Это общение возможно при соблюдении всеми установленных правил. Естественное право, таким образом, порождается природой человека. Оно незыблемо, не может быть изменено богом, поскольку даже бог не может обратить зло в добро, это предписание здравого разума, созданного богом, они – воплощение добра.

Не отождествляются нормы морали и естественного права. К последним относятся воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи. Эти нормы действуют не всегда и не везде – изменяются отношения, на которые распространяются нормы, естественное право распространено на определенный порядок вещей – только у образованных народов, воровство позорно по природе и т.п. Для Гроция это буржуазность общества, для античных – этническая принадлежность. Теория естественного права – индивидуализм, поскольку его порождают индивиды, реализующие свое стремление жить по праву. Отличает юриспруденцию от политики (как предпочтительно поступать в определенных обстоятельствах).

Волеустановленное право – божественное, имея источником волю бога, не совпадает с естественным правом, поскольку может сделать с него изъятие. Христианская нравственность требует более высоких моральных норм, чем их устанавливает право. Естественное право – человек должен сохранять жизнь, христианство – крестовые походы етс.

Волеустановленное человеческое – право внутригосударственное и международное, право народов. Источник – соглашение между людьми и государствами. Общеобязательность праву придает согласие. Оно носит конвенциональный характер, связано с пользой и интересами тех, кто его установил.

Естественное и человеческое право выступают в качестве единой нормативной системы. Источник права – разумная природа людей. Невозможно принуждать людей к соблюдению справедливости, однако, позитивное право нуждается в принуждении, сила – государство.

Сторонник договорной теории. Естественное состояние – простота жизни, общность имуществ. Усложняется и развивается жизнь, появляются различия между людьми, из различия способностей – убийства, появление частной собственности, здесь уже появляется соглашение.

При этом после закрепления собственности не пришло чувство безопасности. Люди стали нуждаться в упорядочивающей силе. Пришли к необходимостью добровольно объединиться в государство (союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы). Признаки государства – обладание собственными законами, судами, ДЛ. Сфера деятельности ограничена публичными делами, в частные вмешивается в той мере, в какой это необходимо для поддерживания спокойствия.

Власть обладает верховенством – суверенитетом, в отличие от Бодена, выделяет два носителя суверенитета (Боден – правитель – особенный, общий – государство). Верховная власть неделима. Симпатизирует монархии, описывая вместе с тем все формы.

Элементы государства – народ, верховная власть, территория. общее право.

Государство – способ и форма бытия народа – единого целого, имеющего единый дух Различаются юридическая и политическая характеристика государства: союз права и власти, соотношение правящих частей. Так, в Риме выделяет категории частного права (узуфрукт власти J )

Власть на праве собственности – путем войны или по воле народа, здесь властью правитель может распоряжаться как может (патримониальная теория).

Правитель не обладает правом отчуждения власти и государственной собственности, регенство, если не может, обещания (богу), различается правитель как частное лицо и как правитель, может ограничиться законом, после смерти – к народу обратно.

Идеи народного суверенитета Гроций не приемлет, не признавая право на сопротивление власти. Подданные, вместе с тем, не должны подчиняться приказам, противным заповедям бога.

Учение о войне – не запрещены правом. Война есть состояние борьбы. Защита себя и своего права оправдано, вещь живые существа стремятся сохранить себя. Выделяются войны публичные и частные. Право на ведение частной войны ограничивается после создания государства – никто не может быть судей в собственном деле. Т.е. сначала судебная защита гсоударства, потом самозащита.

Публичные – по решению верховной власти против государства или частных лиц (правонарушение). Справедливые основания – наказать, вернуть имущество, самозащита. При правонарушении следует предупредить возможность ошибки.

С него – светская рационалистическая философия права, юридическое мировоззрение.

  1. Естественно-правовая теория Бенедикта Спинозы.

Какие естественно-правовые аргументы использовал Бенедикт Спиноза для обоснования демократии?

Видным теоретиком естественного права был голландский философ-

материалист Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677).

Спиноза родился в Амстердаме, обучался в религиозном училище, но его интерес к естественным наукам и философии стал причиной острого конфликта с еврейской общиной, в результате которого Амстердамская синагога подвергла Спинозу великому отлучению.

Вынужденный временно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился в провинции и приступил к разработке своей философской системы. В 1670 г. был издан (без указания имени автора) "Богословско-политический трактат", посвященный исторической критике Библии и обоснованию свободы философии. После свержения правительства Яна де Витта, покровительствовавшего Спинозе, последний начал писать "Политический трактат" (остался незавершенным).

Единственно возможный способ рационального познания природы – геометрический метод (дедуктивно-аксиоматический математический). Есть постижимые вещи, которые доказываются (теоремы), принимаются моралью (права, законы).

Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не создана и является "причиной себя".

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. Естественное право отождествлялось с "мощью" — способностью любой части природы к самосохранению. Человек

— такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т. е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.

Спиноза, вслед за Гроцием и Гоббсом, считал необходимым "рассматривать

человеческие действия так же, как и явления геометрии". В его основном произведении "Этика, доказанная в геометрическом порядке" (закончено к 1675 г.) философские, этические, правовые и политические понятия и категории изложены в форме аксиом, лемм, теорем, доказательств.

Человек, писал Спиноза, по природе эгоистичен и корыстолюбив. В естественном состоянии все люди равны потому, что они одинаково имеют право на все (отрицает вариант Гоббса). Переход из этого тупика – путем заключения общественного договора. Появляется гражданское состояние – государство. Только верховная власть может решать, что

Взгляды Спинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике с ним; диаметральная противоположность программных положений (Гоббс — сторонник абсолютной монархии, Спиноза — демократ) при общности методологических основ

их концепций предопределила ряд разногласий в решении проблем теории. Наиболее существенное из них — отождествление Спинозой естественного права с "мощью".

Спиноза — сторонник идеи общественного договора. Необходимость государства и

законов обусловлена естественной причиной — противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей (толпа) не таково — люди одержимы пассивными аффектами,

побуждающими к неразумным поступкам. Именно этим вызвана необходимость права и государства.

Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, необходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти. Создание законов не может быть доверено каким-то отдельным лицам, в силу их неразумности.

Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Здесь взаимопогашаются страсти и устанавливается разумное начало.

При таком подходе разумным государством Спиноза признавал республику, особенно демократическую.

Спиноза считает, что верховная власть имеет не больше прав в отношении подданного, чем в силу своего могущества. К праву государства не может относиться то, к чему государство не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями.

Это касается способности суждения. Власть не может заставить других как-то думать.

Она не должна совершать действий, подрывающих свой авторитет.

Общественный договор не заключен раз и навсегда, он постоянно действует.

Проблема – как заставить жить всех по разуму?

Спиноза решительно отвергал абсолютную монархию как неразумное правление, подчиненное страстям монарха. Считал возможной аристократическую республику и ограниченную монархию.

Демократическое государство наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому. Все пребывают равными, как прежде,

в естественном состоянии. Права гражданина – свобода сохранять себя в своем состоянии (при этом лишь верховная власть обладает рядом прав – решать, что хорошо, принимать законы, правосудие, объявлять войну, избирать ДЛ). Также – права на свободу совести и религии.

Власть государства ограничивается волей самих подданных, их разумом. Разум же государства в том, чтобы осуществить то, что разум считает полезным для всех людей.

Дается право на восстание.

Межгосударственные – состояние войны и мира. Здесь как раз естественное состояние. Чем больше государств заключают мир, тем лучше.

Философия Спинозы оказала большое влияние на развитие материализма,

диалектики и атеизма. Многие политико-правовые идеи Спинозы, как отмечено, были восприняты Руссо и другими радикальными мыслителями демократического направления.

  1. Особенности естественно-правового учения Томаса Гоббса

В чем особенность естественно-правового учения Гоббса? Какими конкретно-историческими обстоятельствами объясняется его концепция политического абсолютизма?

Обстановка – гражданская война в Англии (!)

Томас Гоббс – выпускник Оксфорда (1588-1679), «Основы философии – О теле, О человеке, О гражданине (1655-8-61), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского) 1651

Предмет философии – материален, это тела. Это все, что совпадает с частью пространства и не входит в мышление. Они познаются разумом. То, что не рационально, не познается философией, в т.ч. материя религиозная.

Философия распадается на естественную и гражданскую – познающую природу и государство соответственно. Философию государства делят на этику – изучающую нравы людей – и политику – гражданские обязанности.

Общая особенность тел – естественных и искусственных – движение – оставление одного места и достижение другого. Учение о бытии Гоббса – механистический материализм. Бог – первопричина движения. Гоббс – деист.

С точки зрения теории познания – сенсуализм. Всякое знание черпается из ощущения или чувственного восприятия. После воздействия на органы чувств ощущение в ослабленном виде сохраняется как представление в памяти человека, и эта память есть опыт.

Язык – для фиксации вещей с помощью знаков или имен. Номиналист. Имена – результат соглашения между людьми. Речь можно использовать по-разному. Важно правильно рассуждать и понимать значение тех или иных слов.

Вводит аналитический и синтетический методы.

Знание полезно, это путь к силе и процветанию. С физикой и геометрией связаны технические усовершенствования, с философией морали и государства – по ущербу незнания.

Философия морали – человека, толкующую о его склонностях и правах. Выделял отдельно и предпосылал философии государства. так как свойства государства объясняются исходя из природы человека. Не согласен с тем, что человек – существо общественное. Он эгоистичен и всегда преследует собственную выгоду. Им движет влечение и отвращение (добро и зло соответственно – то, к чему что он испытывает). Бесспорное благо – самосохранение.

Естественное состояние – выделяет впервые. Жить вместе людей заставляет страх, причина которого в природном равенстве – каждый способен убить каждого. Равенство умственных способностей – равенство желаний, взаимное недоверие. Природа дала человеку право на все.

Естественное право тождественно свободе каждого человека использовать свои силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни. Каждый является судьей своих поступков, идет война всех против всех. Разум человека требует более надежных средств сохранения жизни, формулирует естественные законы. Это предписания, согласно которым человеку запрещается то, что пагубно для его жизни или препятствует ее сохранению.

Различает право – свободу делать или не делать, закон – предписание, обязывание.

Законы: цель человека – мир, достигнуть его нужно отказом от права на вещи в той степени, в какой необходимо, довольствоваться той свободой, какую он допускает к себе.

Отказ от права – отказ от свершения действий (в т.ч. перенесением права – достается другому лицу). Отказ не может быть односторонним, может произойти по договору.

Третий – справедливость, проистекающая из договора. Нарушение – несправедливость, человек должен исполнять договоры.

Также – благодарность, взаимная уступчивость и любезность, прощение обид, соразмерность наказания за зло, против оскорбления, гордости, надменности, беспристрастие. Также есть законы о общих и неделимых вещах, проблемах судопроизводства (арбитр, должен решить вопрос факта и права), против пьянства.

Эти законы – моральные, они неизменные, вечные и известны каждому человеку. Исполнение их в естественном состоянии не гарантируется, фактически право, т.е. справедливость, не может существовать. Справедливость появляется, когда появляется власть.

Государство создается в результате договора каждого с каждоым. Это единое лицо, которое обладает властью над всеми, является искусственным телом. Это Левиафан (!), поскольку его наделяют огромнейшей силой, которая направляет волю всех людей к внутреннему миру или против внешних врагов.

Использует термины гражданское общество и лицо, а также «общее благо» как республика. Он различает народ и толпу, отождествляет народ и государство (его представляет суверен – носитель верховной власти, который реализует все права для мира и безопасности). Есть масса – граждане, подданные (демократия – граждане масса, собрание народ).

Суверен не является стороной договора, принимая на себя права, на него договор не распространяется, все действия суверена справедливы, ибо он как народ, все, кто в меньшинстве при заключении договора, вне закона. Суверен безответственен.

Классификация – неправильные формы есть мнение говорящего, их быть не может. Обычная традиция – трехчленка, монархии он отдает предпочтение, потому что один бог на небе – правитель на земле, совпадают, как правило, интересы суверена и подданных, подданные не смогут мириться с тиранией монарха (истматериал!), люди испытывают страх перед безответственностью власти, опасность увеличивается пропорционально числу правящих, в монархии решения принимаются более быстро. При этом она обладает теми же недостатками, что и другие формы.

Материя государства – те люди, которые структурируются определенным образом, политические группы. Выделяет теорию групп – упорядоченные (один человек представитель всех), неупорядоченные, политические и частные из которых законные и противозаконные. Можно привести примеры. Органическая теория (!!!) – уподобляет телу.

Гибель государств – из-за недостаточности абсолютной власти, вредных учений (руководство совестью, суверен подчинен закону, абсолютное право собственности, делимость верховной власти, возможность тираноубийства, концентрация финансовых средств и т.п.). Задача суверена – этому противостоять.

Блага – защита от врагов, внутренний мир, свобода и обогащение, не причиняющие вреда другим. Защита от врагов требует от суверена армию, внутренний мир – абсолютность власти поддерживать, опираться на просвещение народа, борясь с ложными учениями, требуя сознательного подчинения, поддерживать равенство между подданными. ЗАПУСКАЕТ принцип равенства перед законом и судом.

Требуется труд и бережливость (принцип 3, Кальвин?)

Философия права Гоббса. Закон есть приказ суверена, обращенный к подданным и предполагающий ответственность за его нарушение. Позитивный закон – те правила, которые государство каким-либо средством предписало подданному. Они должны быть изданы только сувереном, обнародованы и понятны, сформулированы кратко, точно и выразительно, исполнимы, не иметь обратной силы.

Собственность – с появлением государства и позитивных законов. Суть в том, что вещь принадлежит так, что остальные не могут помешать пользоваться ей. Справедливость – дача человеку его собственного.

Соотношение естественных и гражданских законов. Законодатель не должен игнорировать их, должен санкционировать, конкретизировать и устанавливать ответственность за их нарушение. Они запрещают всякую несправедливость, но что именно преступление и каково наказание – определяет гражданский закон.

В тех случаях, когда закон молчит, окончательное решение принадлежит суверену, но народ может действовать сам.

Роль судьи – активна и самостоятельна. Судья толкует закон применительно к каждому конкретному случаю. Судья должен быть независим, понять смысл закона.

Против обязательности судебного прецедента.

Свобода по Гоббсу состоит в том, чтобы подчиняться справедливым, общим для всех законам, по своему усмотрению делать то, что законом не запрещено, и не опасаться быть подвергнутым несправедливому наказанию.