Почему предлагать столы в таком порядке — правильно, а наоборот — нет?

 

Во-первых, это вызывает у посетителя большую симпатию к продавцу. Если вы начинаете показывать человеку дорогие вещи, он чувствует, что вы относитесь к нему как к важной персоне. И даже если вы переоцените его покупательную способность, клиенту это скорее польстит. Если же вы начинаете с самых дешевых вариантов, покупатель может воспринять это как намек на свой низкий статус — дескать, за что они меня держат, если первым делом предлагают «уцененный секонд-хенд»? За бомжа, что ли?!

 

►►Аналогия из другой области: если, оценивая возраст женщины, вы ошибетесь на 5 лет, дама может быть польщена, а может прийти в ярость. Все зависит от того, в какую сторону вы ошибетесь.

 

Во-вторых, если посетителю понравится один из первых же показанных ему вариантов, так что он даже не станет слушать, что еще вы можете предложить, - пусть это будет дорогой, а не дешевый товар.

 

В-третьих, человек сравнивает каждый следующий предложенный товар с предыдущими. И по качеству, и по цене. Если ему сначала показали столы за $20 000 и за $10 000 - цену в $3000 он воспримет как невысокую. Если же ему сначала показали столы за $120 и $800, тот же самый стол за 3000 покажется покупателю безумно дорогим.

 

Соответственно, если вы продаете товары как «по одному», так и «пачками» или «комплектами» — имеет смысл всегда и качестве первого выбора предлагать покупателю «пачку» товара. А если вы продаете «пачки» разного размера — самую большую из них. И только если он отказывается, просит другие варианты, переходить к товарам «по одному».

 

Разумеется, этот прием не годится для супермаркетов, мелкой розницы или других торговых точек, где покупатель выбирает товар самостоятельно. Но везде, где потенциальный клиент советуется с продавцом или просит его подобрать что-нибудь эдакое — будь то инвестиционный фонд, магазин электроники, книжная лавка, адвокатская контора, ресторан или дизайнерское бюро, — «высокий прицел» работает отлично. Рекомендую.

 

«Мал мала меньше...»

 

Еще один прием, позволяющий продать клиенту больше товаров или услуг за один раз. — «спуск по ценовой лестнице» - когда в придачу к дорогому товару клиенту предлагают также купить какой-то товар подешевле, затем какой-то еще более дешевый — и так несколько раз.

 

Рассмотрим этот прием на примере магазина мужской одежды. Если клиент покупает деловой костюм, после этого ему можно предложить также туфли, свитер, рубашку, галстук, запонки, ремень... все время соблюдая порядок убывания цен — от более дорогих предметов к более дешевым.

 

Почему правильно делать именно так? Тут, как и в случае с «высоким прицелом», работает принцип контраста. Если человек уже выложил за костюм $500 - 700 — на фоне этой траты туфли за $200 кажутся уже недорогими, и поэтому предложение продавца не встречает особого сопротивления А после туфель и $100 за свитер — довольно скромная сумма — и т. д. В результате человек может незаметно для себя, шаг за шагом, потратить вдвое большую сумму, чем собирался.

 

Если же предлагать наоборот — сначала галстук за $40, потом туфли за $200, — клиент может почувствовать, что его вовлекают во все большие и большие траты. И возмутится: «Вы что, разорить меня хотите?!» Более того, даже если человек приходит в магазин специально для того, чтобы купить и костюм, и аксессуары — он заплатит за аксессуары существенно дороже, если выберет их после того, как купит костюм, а не наоборот.

 

И точно так же работает этот прием в любых других бизнесах, будь то туристическое агентство, автомобильный салон или ресторан. Подробнее о приемах убеждения, основанных на контрасте, рассказывается в книге Роберта Чалдини «Психология влияния» (СПб.: Питер, 1999) — прочитайте ее обязательно.