Вопрос о сложноподчиненных предложениях с придаточной частью образа действия, меры и степени (местоименно-соотносительные по вузовскому курсу «Синтаксиса»).

Сразу заметим, что придаточные этого типа выражают более разнообразные отношения, чем обстоятельства образа действия, меры и степени; это обусловило колебания в определении их места:

1) в академической «Грамматике русского языка» они относятся к сравнительным, а отчасти (с союзами что, чтобы) к придаточным следствия,

2) С.И. Абакумов называет их придаточными образа действия и придаточными меры и степени;

3) А. М. Финкель и Н. М. Баженов - придаточными образа действия;

4) А. М. Земский, с. Е. Крючков, М. В. Светлаев - придаточными образа действия и степени.

Придаточные образа действия, меры и степени раскрывают способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака главной части предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени имеют в главной части местоименные слова, значения которых конкретизируются придаточной, присоединяемой обычно при помощи союзов. Поэтому предложения с придаточными данного типа чаще всего являются местоименно–союзными соотносительными.Таким образом, несмотря на различие в семантике, подчас очень тонкое и слабо уловимое, данные предложения едины по строению. Структурное единство определило порядок расположения частей: придаточная часть всегда следует за главной.

В предложении

Трое офицеров, бывших в столовой, nоздоровались с ним сухо и заговорили между собой вполголоса, так, чтоб он не слышал (Купр.)

придаточная часть содержит указание на качество действия.

В предложении

Савельич так поражён был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел (П.)

придаточная часть обозначает степень проявления признака.

В предложении

Он наловил столько рыбы, что трудно было перечесть

придаточная указывает на меру действия, обозначенного в главной части предложения.

Придаточные образа действия, меры и степени присоединяются к главной посредством союзов «что»(в соотношении с «так», «до того», «настолько» «таким образом», «до такой степени»), «чтобы» (в соотношении с «так», «таким образом»), «словно», «точно» (в соотношении с «так», «таким образом»), а также союзного слова «как»(в соотношении с «так»).

Придаточные с союзом «что»осложняются следственным оттенком значения:

Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости... (М. Г.);

Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арс.);

Грей так задумался, чтопозабыл о хозяине (Грин).

Придаточные с союзом «чтобы»(при сослагательном наклонении) имеют дополнительный целевой оттенок значения:

Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз под колокольней святого Георгия (Купр.)

Придаточные с союзами «словно», «точно»приобретают сравнительный оттенок значения:

Мать остановила его вопрос движенuем руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Г.).

Тот же оттенок значения заключается и в предложениях с соотношением «так – как»:

Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне (Троян.).

Усиливается сравнительный оттенок, приобретающий характер уподобления, частицами, помещенными при наречии «так»:

До сих пор думалось так же легко, как ехалось до узловой станции (Никул.).

Переход от качественной характеристики действия (или признака) к количественной подчас бывает настолько неуловим, что можно усматривать совмещение этих значений.

Это характерно для предложений с соотношением «так – что»:

На дворе за окнами стало тихо,- так тихо, что где-то в двух шагах, в темноте, соловей вдруг залился громкой, беззаботной трелью (Купр.).

Сложноподчиненные предложения с придаточной частью меры и степени могут быть местоименно-соотносительными в том случае, если придаточная часть присоединяется к главной части союзными словами «насколько», «сколько» «поскольку»(в соотношении с «настолько», «столько», «постольку»). Например:

Она выработала себе схему практики, а теории лишь постолькуинтересовали её, поскольку могла сгладить пред братом ее сухое, скептическое отношение к жизни и людям (М. Г.);

Он потратил столько времени, сколько нужно было, чтобы хорошо подготовить задание.