Вопрос о сложноподчиненных предложениях с придаточной частью образа действия, меры и степени (местоименно-соотносительные по вузовскому курсу «Синтаксиса»).
Сразу заметим, что придаточные этого типа выражают более разнообразные отношения, чем обстоятельства образа действия, меры и степени; это обусловило колебания в определении их места:
1) в академической «Грамматике русского языка» они относятся к сравнительным, а отчасти (с союзами что, чтобы) к придаточным следствия,
2) С.И. Абакумов называет их придаточными образа действия и придаточными меры и степени;
3) А. М. Финкель и Н. М. Баженов - придаточными образа действия;
4) А. М. Земский, с. Е. Крючков, М. В. Светлаев - придаточными образа действия и степени.
Придаточные образа действия, меры и степени раскрывают способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака главной части предложения.
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени имеют в главной части местоименные слова, значения которых конкретизируются придаточной, присоединяемой обычно при помощи союзов. Поэтому предложения с придаточными данного типа чаще всего являются местоименно–союзными соотносительными.Таким образом, несмотря на различие в семантике, подчас очень тонкое и слабо уловимое, данные предложения едины по строению. Структурное единство определило порядок расположения частей: придаточная часть всегда следует за главной.
В предложении
Трое офицеров, бывших в столовой, nоздоровались с ним сухо и заговорили между собой вполголоса, так, чтоб он не слышал (Купр.)
придаточная часть содержит указание на качество действия.
В предложении
Савельич так поражён был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел (П.)
придаточная часть обозначает степень проявления признака.
В предложении
Он наловил столько рыбы, что трудно было перечесть
придаточная указывает на меру действия, обозначенного в главной части предложения.
Придаточные образа действия, меры и степени присоединяются к главной посредством союзов «что»(в соотношении с «так», «до того», «настолько» «таким образом», «до такой степени»), «чтобы» (в соотношении с «так», «таким образом»), «словно», «точно» (в соотношении с «так», «таким образом»), а также союзного слова «как»(в соотношении с «так»).
Придаточные с союзом «что»осложняются следственным оттенком значения:
Потом он встал, потянулся так, что хрустнули кости... (М. Г.);
Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует (Арс.);
Грей так задумался, чтопозабыл о хозяине (Грин).
Придаточные с союзом «чтобы»(при сослагательном наклонении) имеют дополнительный целевой оттенок значения:
Надо только стать таким образом, чтобы Полярная звезда очутилась как раз под колокольней святого Георгия (Купр.)
Придаточные с союзами «словно», «точно»приобретают сравнительный оттенок значения:
Мать остановила его вопрос движенuем руки и продолжала так, точно она сидела перед лицом самой справедливости (М. Г.).
Тот же оттенок значения заключается и в предложениях с соотношением «так – как»:
Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне (Троян.).
Усиливается сравнительный оттенок, приобретающий характер уподобления, частицами, помещенными при наречии «так»:
До сих пор думалось так же легко, как ехалось до узловой станции (Никул.).
Переход от качественной характеристики действия (или признака) к количественной подчас бывает настолько неуловим, что можно усматривать совмещение этих значений.
Это характерно для предложений с соотношением «так – что»:
На дворе за окнами стало тихо,- так тихо, что где-то в двух шагах, в темноте, соловей вдруг залился громкой, беззаботной трелью (Купр.).
Сложноподчиненные предложения с придаточной частью меры и степени могут быть местоименно-соотносительными в том случае, если придаточная часть присоединяется к главной части союзными словами «насколько», «сколько» «поскольку»(в соотношении с «настолько», «столько», «постольку»). Например:
Она выработала себе схему практики, а теории лишь постолькуинтересовали её, поскольку могла сгладить пред братом ее сухое, скептическое отношение к жизни и людям (М. Г.);
Он потратил столько времени, сколько нужно было, чтобы хорошо подготовить задание.