Качество и количество

Понятие качества, количества, меры. Каждый предмет, каждое явление находится в бесчисленных связях и отношениях с другими предметами и явлениями. В этих связях и отношениях проявляются присущие им свойства. Одни из них отличают данный предмет от других предметов (выступая как особенное), другие указывают на его сходство с ними (составляя общее). И те и другие свойства могут характеризовать предмет как с качественной, так и с количественной стороны.

Материалы XXVIсъезда КПСС. М., 1981, с. 17.

Совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет вещь, чем она является, составляет ее качество. Совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величину, составляет ее количество.

В различных связях, отношениях, взаимодействиях вещи с другими вещами проявляются различные совокупности ее свойств, выступают различные качества. Так, в механических взаимодействиях металлы и сплавы проявляют такие свойства, как прочность, пластичность, твердость и вязкость; в физических — плотность, электропроводность, теплопроводность; в химических — химическая активность, способность к химическому взаимодействию с агрессивными средами, антикоррозийные свойства. Металлы и сплавы обладают также технологическими свойствами — литейными свойствами, ковкостью, свариваемостью и обрабатываемостью режущим инструментом, эксплуатационными или служебными свойствами — хладостойкостью, жаропрочностью, способностью прирабатываться к другому материалу.

Каждая вещь, следовательно, многокачественна, имеет множество качеств. Но в каждом конкретном случае на первый план выступает какое-либо одно качество — совокупность свойств, проявившихся у вещи в данном отношении.

Многокачественность вещей обусловлена также тем, что не только сама вещь, но и каждое ее свойство обладает своей качественной и количественной определенностью. Например, каждое из свойств прибора (точность работы, надежность, экономичность и др.), металла (прочность, пластичность, электропроводность и др.) имеет как качественную характеристику, указывающую на то, что оно собой представляет, что это за свойство (прочность металла, например, это его способность сопротивляться деформации или разрушению под действием внешних нагрузок), так и количественную величину прочности, степень точности и т. д.

Многочисленные качества вещи взаимосвязаны и определяются ее основным качеством. Основное качество у вещи одно. Это совокупность свойств, характеризующих вещь во всех ее связях, отношениях, на всем протяжении ее существования. Например, основное качество товара есть его социальное качество — способность удовлетворять ту или иную потребность людей и то, что в нем воплощен, материализован, опредмечен человеческий труд; основное качество металла — совокупность свойств, составляющих качественную характеристику его кристаллической решетки и структуры атомов.

Качество и количество неразрывно взаимосвязаны между собой и образуют меру. Мера и есть те количественные границы, в которых может существовать данное качество. Так, для каждого искусственного спутника Земли существует строго определенный интер-

вал скоростей, в пределах которого он может вращаться вокруг Земли. При выходе за нижнюю или верхнюю предельную скорость (границы меры) он либо падает на Землю, либо выходит из сферы ее притяжения и в обоих случаях перестает быть спутником. Мерой воды в ее жидком состоянии является при нормальном атмосферном давлении температура от 0° до 100°С. При температуре ниже 0°С вода превращается в лед, при температуре выше 100°С — в пар. Каждый металл существует в твердом состоянии лишь до определенной температуры (температуры плавления), по достижении которой переходит в жидкость. Но и для жидкого состояния металла существуют свои температурные границы: для железа — от 1539° до 2870°, для меди — от 1083° до 2540° и т. д., превышение которых превращает их в газ.

Мера, как и качество и количество, присуща не только вещам, но и их свойствам. Например, прочность каждого металла и сплава имеет строго определенные пределы, за которыми дальнейшее увеличение нагрузки приводит к его разрыву.

Формирование и развитие категорий качества, количества и меры в истории философии. Учение первых древнегреческих философов — милетских материалистов и Гераклита — о природе, о находящихся в движении материальных первоначалах, из которых возникают все качественно многообразные предметы и в которые эти предметы в конечном итоге «разрешаются», основывалось на непосредственном созерцании и представляло собой попытку осмыслить окружающий мир со стороны его качественной определенности. Отождествив материю с веществом (Фалес — с водой, Анаксимен — с воздухом, Гераклит — с огнем), они пытались понять ее и ее видоизменения именно с качественной стороны.

В противоположность этим философам пифагорейцы в качестве основы всего существующего принимают количественную характеристику материального мира, ту его сторону, которая может быть выражена числом. Числа отождествлялись ранними пифагорейцами с вещами. Но впоследствии под числами они стали понимать сущность вещей и в числовых свойствах, и в отношениях видеть те принципы и закономерности, которые конституируют внешний мир. Вещи, согласно этим пифагорейцам, существуют лишь «по подражанию» числам. Так возникает идеалистическая тенденция в понимании количественных характеристик материального мира. Эта тенденция приводит затем к отделению чисел от реальных вещей, приводит к теории чисел — идей, развитой в идеалистической философии Платона.

Первая попытка синтеза предшествующих учений принадлежит Эмнедоклу (ок. 490—430 до н. э.). Он возвращается к качественной основе бытия первых древнегреческих философов, но принимает в качестве этой основы не одно, а четыре материальных первоначала,

или «корня»: огонь, воздух, воду и землю. Все качественное многообразие вещей Эмпедокл объясняет различными количественными пропорциями образующих их элементов (первоначал). Здесь выявляется, следовательно, взаимосвязь качества и количества, намечается подход к категории меры.

Аналогичную точку зрения в данном вопросе занимает Анаксагор (ок. 500—428 до н. э.), который впервые выдвигает идею как количественной, так и качественной бесконечности исходных первоначал («гомеомерий»). Качество каждой вещи определяется, согласно Анаксагору, количественным преобладанием в ней тех или иных «гомеомерий». Однако ни Эмпедокл, ни Анаксагор не показали качественных превращений своих элементов, метафизически считая их вечными и качественно неизменными.

Свое категориальное значение качество и количество получают впервые в философии Аристотеля. «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то»1. «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счисли-мо, а величина — если измеримо» 2.

Аристотель не только впервые дает определения категорий качества и количества, но и подробно анализирует различные их виды и значения. Анализ категории качества подводит Аристотеля к решению важнейшей проблемы — многокачественности вещей. Он выделяет видовое отличие вещи как коренное, основное, пребывающее качество, которое присуще ей необходимым образом. Этот вид качества, по Аристотелю, «самый основной». Оно появляется в вещи и исчезает из нее вместе с возникновением и уничтожением самой вещи. Качества же как «состояния сущностей» (тепло и холод, белизна и чернота и др.) являются изменчивыми, подвижными и текучими. Они присущи вещам «привходящим образом» и не выражают их внутренней природы. Поэтому качественное изменение вещи (в этом понимании качества) не затрагивает ее существования, ибо по своей сути она остается неизменной.

Анализируя проблему количества, Аристотель рассматривает величины дискретные и непрерывные. Определенный шаг вперед делает он также и в исследовании меры, понимая ее как единое и неделимое (или по количеству, или по виду).

Дальнейший анализ категорий качества, количества и меры в истории философии позволяет выявить еще одну закономерность познания, заключающуюся в том, что последовательные ступени его развития (движение от качества к количеству и от количества к качеству, завершающееся раскрытием меры) повторяются затем

1 Аристотель. Соч. В 4-х т. М., 1978, т. 2, с. 72.

2 Там же. М., 1976, т. 1, с. 164.

снова, но на более высокой основе, с последующим углублением и обогащением соответствующих категорий. Познание движется как бы по спирали, все более проникающей в сущность исследуемого объекта.

Так, началом нового цикла явилось учение средневековой схоластики о «скрытых качествах». В этом учении отразилась попытка проникнуть в сущность вещей, выявить качественную определенность, находящуюся в сфере внутреннего и не выступающую непосредственно на поверхности явлений. Однако схоласты так и не смогли решить эту проблему, ибо в их «скрытых качествах» фиксировались те же чувственно воспринимаемые свойства, но абсолютизированные и превращенные в самостоятельные сущности, способные появляться в вещах и покидать их, определяя тем самым их природу и ее изменение.

Поэтому переход от попыток объяснения явлений с помощью таинственных «скрытых качеств» к тщательному анализу количественных закономерностей материального мира представлял существенный шаг вперед в развитии человеческого познания. Этот переход был осуществлен представителями механистического материализма. Но разработка проблемы количества с позиций механистического, метафизического материализма привела к другой крайности — к отрицанию качественного многообразия природы. Она привела к тому, что реально существующими стали признавать в конечном итоге лишь те качества вещей, которые поддавались количественному «исчислению» (так называемые «первичные качества»). Все же остальные были отнесены к разряду субъективных («вторичные качества»).

Процесс сведения качественных характеристик к количественным получает свое логическое завершение в учении Декарта. Отождествив материю с протяжением, а протяжение с количеством (величиной), Декарт приходит к выводу, что материя и количество также оказываются тождественными, совпадают в самой своей сущности. Поэтому тело и его величина, число и «сочтенная вещь» суть, по Декарту, одно и то же.

Эта односторонне количественная концепция была преодолена затем в немецкой классической философии, особое место в которой принадлежит Гегелю. Гегель подробно анализирует диалектическое единство качества и количества, их взаимосвязь и взаимные переходы друг в друга. У него впервые получает категориальное значение и систематическую разработку понятие меры. Но Гегель рассматривает категории качества, количества и меры как ступени саморазвития духа, как познание им в этом процессе самого себя, а не как ступени познания человеком внешнего мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Раскрываемые в процессе познания в определенной

последовательности (составляющей одну из закономерностей его функционирования и развития), качество и количество в самих вещах материального мира находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости, в неразрывном единстве.

Взаимосвязь и взаимообусловленность количественных и качественных изменений действительности выражаются в законе перехода количественных изменений в качественные и обратно. Постепенные, непрерывные, кажущиеся безразличными по отношению к качеству количественные изменения, достигнув определенного предела, нарушают меру предмета, выходят за ее границы, что обусловливает качественное изменение предмета, качественное превращение одного предмета в другой.

Этот закон, как и другие законы диалектики, указывают К. Маркс и Ф. Энгельс, был впервые открыт Гегелем, но представлен им в идеалистической форме. Ошибка Гегеля, пишет Энгельс, «заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше как законы мышления. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция: мир — хочет ли он того или нет — должен сообразоваться с логической системой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления»'.

Критикуя гегелевскую мистификацию данного закона, Ф. Энгельс следующим образом формулирует его суть: «...в природе качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)»2.

Данный закон, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер, то есть действует во всех сферах действительности: в природе (на любом уровне ее развития), обществе и познании. Так, если к какому-нибудь металлу мы приложим внешнюю нагрузку, то он испытает определенную деформацию. В зависимости от величины нагрузки эта деформация может быть либо упругой, исчезающей после снятия нагрузки, либо пластической, остающейся после ее снятия. Увеличение нагрузки (количественное изменение) ведет к тому, что в определенной узловой точке (которая определяется природой металла и соответствующими условиями) упругая деформация переходит в пластическую (качественное изменение). Дальнейшее увеличение нагрузки приводит к тому, что металл (также в определенной узловой точке — при выходе за рамки его предельной прочности) разрушается.

Другой пример. Если вблизи поверхности Земли сообщить телу горизонтальную скорость, равную 1000, 2000... 7000 м/сек (сопро-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 384.

2 Там же, с. 385.

тивление воздуха не учитывается), то тело, описав эллиптическую дугу, упадет обратно на Землю. То же самое произойдет, если скорость достигнет 7911 м/сек. Но если увеличить скорость еще хотя бы на 1 м/сек, то произойдет качественное изменение характера движения: тело уже не упадет на Землю, а станет ее искусственным спутником, земной полет превратится в космический. При дальнейшем увеличении скорости тела (вплоть до 11188 м/сек) оно будет двигаться вокруг Земли по все большим и большим эллиптическим орбитам. Но достаточно увеличить скорость до 11189 м/сек, как снова произойдет переход количественных изменений в качественные: тело (независимо от угла взлета) навсегда удалится от Земли по ветви параболы. При достижении скорости взлета, равной 16662 м/сек, в направлении движения земного шара, произойдет новое качественное изменение: тело покинет не тол-ькб Землю, но и Солнечную систему и уйдет в межзвездное пространство, межпланетный полет превратится в межзвездный.

Таким образом, качественные изменения всегда обусловливаются количественными изменениями. Они не могут произойти без изменения количества. Но и качество, в свою очередь, также влияет на количественные характеристики, на их изменение. Ф. Энгельс подчеркивал, что «отношение между качеством и количеством взаимно», что не только «количественное изменение преобразует качество вещей», но и, «равным образом, качественное преобразование вещей изменяет их количество»1.

Так, переход упругой деформации в пластическую (качественное изменение) приводит к нарушению пропорциональности между дальнейшим увеличением нагрузки и удлинением тела (к изменению количественного соотношения). Превращение земного полета в космический определяет другой интервал присущих ему (по сравнению с земным) скоростей. Полная и окончательная победа социализма в СССР, ознаменовавшая собой начало качественно нового этапа в развитии социализма, привела к новым количественным изменениям в сфере производительных сил, повышении уровня жизни народа, развитии науки, культуры и т. д.

Таким образом, между качественными и количественными изменениями «имеет место взаимодействие» (Энгельс), и развитие выступает как взаимосвязь и взаимообусловленность тех и других изменений, как постоянные переходы одних из них в другие.

Скачок как всеобщая форма перехода одного качества в другое. Виды скачков. В отличие от непрерывных количественных изменений качественные изменения всегда происходят в виде перерыва непрерывности, в виде скачка. Качественные узлы в узловой линии отношений меры как раз и фиксируют те точки, где постепенное

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 568, 130.

количественное изменение «абсолютно прерывается» (Гегель) и происходит переход количественных изменений в качественные, то есть скачок от одной качественной определенности к другой.

Скачок — это обусловленный предшествующими количественными изменениями период качественных преобразований вещи, непосредственный процесс перехода одного качества в другое.

Понятие скачка позволяет конкретизировать диалектику количественных и качественных изменений, рассмотреть процесс изменения и развития как единство и взаимосвязь непрерывности и прерывности, изменчивости и устойчивости, постепенности и скачкообразности.

В истории философии чрезвычайно распространенной была метафизическая точка зрения, абсолютизировавшая момент постепенности, непрерывности изменения и развития и отрицавшая существование скачков '. Ее разделяли философы как идеалистического (Лейбниц, Кант и др.), так и материалистического (Гельвеции, Дидро и др.) направлений. В четкой форме она была впервые сформулирована Лейбницем. «Ничто не происходит сразу,— писал он,— и одно из моих основных и достоверных положений — это то, что природа никогда не делает скачков. Я назвал это законом непрерывности...»2

Данная точка зрения была подвергнута обстоятельной критике Гегелем. Всякое изменение, считает Гегель, это не только уменьшение или увеличение, но по своему существу переход одного качества в другое. Постепенность, писал он, есть скорее как раз исключительно количественное изменение, «противоположность качественному изменению» 3. С помощью категории постепенности нельзя объяснить ни возникновение новых качеств (и вещей), ни их происхождения. Эти процессы выступают всегда как перерыв количественной постепенности, как скачок.

Данному положению уделил особое внимание В. И. Ленин в «Философских тетрадях», подчеркнув, что «постепенность ничего не объясняет без скачков» 4. «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? — замечает Ленин в другом месте. — Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности. Единством (тождеством) бытия и небытия» .

' Что касается истории естествознания, то здесь имела место как данная, так и прямо противоположная — также односторонняя — точка зрения, отрицавшая существование непрерывных изменений и сводившая процесс развития к ничем не подготовленным, метафизически понимаемым скачкам («теория катастроф» Ж. Кювье и др.).

2 Лейбниц. Соч. В 4-х т. М., 1983, т. 2, с. 56.

3 См.: Гегель. Наука логики. М., 1970, т. 1, с. 464.

4 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 112.

5 Там же, с. 256.

Абсолютизация непрерывных, постепенных количественных изменений широко распространена в современной буржуазной философии и социологии. Она выступает и как основной теоретический принцип правого ревизионизма, реформизма. Не желая учитывать законы общественного развития, игнорируя опыт истории философии и науки, правые ревизионисты, реформисты растворяют качественные изменения в количественных, отрицают неизбежность революционного перехода к социализму, проповедуют идеи постепенного перерастания капитализма в социализм. Но как бы ни видоизменялись отдельные элементы и стороны капитализма, без скачка, без социалистической революции, преобразующей его основное качество, его сущность, эти изменения остаются изменениями в рамках капитализма. «Капитализм,— писал В. И. Ленин,— сам создает своего могильщика, сам творит элементы Нового строя, и в то же время, без «скачка», эти отдельные элементы ничего не изменяют в общем положении вещей, не затрагивают господства капитала»1.

Будучи всеобщей формой перехода от одного качества к другому, скачок в каждом конкретном случае совершается по-разному. Особенности скачка определяются как природой изменяющегося предмета, так и условиями, в которых он изменяется. Вместе с тем в различных скачках можно выделить также и общие признаки, что позволяет объединить их в различные виды. Из всего разнообразия видов скачков (классифицируемых по различным основаниям) обычно выделяют два основных: скачки, совершающиеся в форме взрыва, когда качество изменяющегося предмета преобразуется сразу, целиком, и скачки, протекающие путем постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества.

Примерами первого вида скачков могут служить превращения элементарных частиц, переход от одного химического элемента к другому в таблице Менделеева, переход земного полета в космический и др. Примерами второго вида — возникновение новых видов животных и растений, превращение обезьяны в человека, переход от одного слоя атмосферы к другому (от тропосферы к стратосфере, мезосфере, термосфере, экзосфере) и затем к межпланетному пространству, переход от социализма к коммунизму и др. Скачки первого вида происходят, как правило, в короткие промежутки времени (иногда «мгновенно»), скачки второго вида часто охватывают очень длительные периоды.

Но рассматривая постепенные скачки, необходимо не упускать из виду два важных момента. Во-первых, постепенный скачок не следует понимать как медленное изменение: по сравнению с пред-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 20, с. 65 — 66.

шествующим ему периодом количественных изменений скачок представляет собой период интенсивного развития предмета. Говоря о постепенных скачках, мы имеем в виду не скорость протекания скачка, а его механизм (то есть не как быстро происходит переход в новое качество, а как он происходит), то, что качество преобразуется здесь не сразу, а по частям.

И, во-вторых, постепенность качественных изменений (постепенный скачок) следует отличать от количественной постепенности. Постепенные количественные изменения протекают непрерывно и плавно, в рамках существующего качества. Постепенный скачок (как и любой скачок вообще) есть превращение одного качества в другое, есть перерыв непрерывности, решающий поворот, перелом в развитии. «При всей постепенности,— подчеркивает Ф. Энгельс,— переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком, решающим поворотом»1.

Эволюция и революция. Анализируя процесс изменения количества и качества, очень важно учитывать как в теоретической, так и в практической деятельности не только механизм совершающихся изменений (в том числе самого скачка), но и их глубину и значение. По этому основанию совершающиеся изменения можно разделить на революционные и эволюционные.

Революция — это такое изменение, в ходе которого происходит ломка основного качества вещи, качественное преобразование одной вещи в другую (независимо от того, как совершается это преобразование — сразу, в виде взрыва, или постепенно). Эволюция — это такое изменение, при котором основное качество вещи сохраняется. К эволюционным относятся как количественные изменения вещи, так и изменения ее неосновных качеств 2. Революцией является, например, переход от капитализма к социализму, эволюцией — переход от домонополистического капитализма к монополистическому.

«Революция», следовательно, более узкое по объему понятие, чем «скачок». Скачок — это любое качественное изменение вещи, революция — преобразование ее основного качества. Но не всякое изменение основного качества является революцией, а лишь такое, которое обусловливает прогрессивное, поступательное движение, переход от низших ступеней развития к высшим. Если же в результате коренных качественных изменений происходит скачок назад,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 66.

2 Понятие эволюции употребляется также для обозначения развития вообще
(эволюция растительного и животного мира, эволюция Земли и т. д.). В этом зна
чении оно включает в себя как количественные, так и все виды качественных изме
нений. Поэтому следует иметь в виду, что при рассмотрении соотношения эволюции
и революции понятие «эволюция» употребляется в первом, более узком, специаль
ном своем значении.

то есть движение от высшего к низшему, то он будет не революцией, а контрреволюцией. Эти понятия употребляются применительно к развитию общества.

Практическое и познавательное значение закономерностей взаимосвязи количества и качества. Диалектика количества и качества предъявляет к практической и познавательной деятельности людей ряд важных методологических требований.

Поскольку качественные изменения могут произойти только в
результате количественных изменений, то для проведения необхо
димых качественных преобразований в любой области действитель
ности надо провести сначала соответствующие количественные из
менения в этой области, проделать нужную предварительную ра
боту, подготовить необходимые предпосылки. -

Так как не только количественные изменения переходят в качественные, но и качественные — в количественные, то для достижения необходимых количественных показателей следует изменять не только количественные характеристики вещей, но и преобразовывать их качество. Например, увеличения выпуска продукции можно достичь не только за счет увеличения количества предприятий, но и за счет повышения эффективности производства, не только путем привлечения дополнительной рабочей силы, но и путем улучшения качества работы.

Задачам интенсификации общественного производства, необходимости глубоких качественных сдвигов в материально-технической базе, улучшению качества работы КПСС уделяет первостепенное внимание. Отсюда и установка партии на решительный переход к преимущественно интенсивным факторам экономического роста, на подъем эффективности и качества всей работы.

Таким образом, качественные преобразования в условиях социалистического общества имеют планомерный и организованный характер. Они совершаются под руководством Коммунистической партии, определяющей на основе глубокого научного анализа пути и методы качественных изменений и мобилизующей трудящихся на их успешное осуществление.

Поскольку качественные изменения всегда происходят посредством скачка, а скачок осуществляется в различных формах, то в практической деятельности необходимо уметь прогнозировать форму скачка, учитывать конкретные условия, при которых он происходит, учиться управлять протеканием скачка. Исключительное значение для этого имеет изучение опыта теоретической и практической деятельности КПСС и других марксистско-ленинских партий, показывающего конкретно применение диалектического учения о скачке и его различных формах в подготовке и осуществлении социалистической революции (использование, в зависимости от конкретных условий, как вооруженного восстания, так и мирной формы револю-

ционного перехода от капитализма к социализму) и в социалистическом строительстве (особенности решения проблем индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции и других качественных преобразований различных сторон общественной жизни в зависимости от уровня развития, исторических традиций, национальных особенностей и т. д.).

Так как количественные изменения, достигнув пределов меры, всегда вызывают качественные превращения, то в практической деятельности важно знать, в каких случаях следует способствовать нарушению меры предмета (ломке старого, смене одних явлений другими), а в каких нужно оставаться в ее границах (способствовать сохранению меры, ее упрочению). Например, большое значение имеет не только своевременная реконструкция действующих предприятий, замена устаревшей техники, но и бережное отношение к технике, создание машин прочных, надежных, долговечных.

Диалектика взаимосвязи качества и количества имеет большое методологическое значение не только в практической, но и в познавательной, теоретической деятельности.

Поскольку качество и количество суть всеобщие формы бытия, то есть стороны, присущие всем предметам и явлениям действительности, то, чтобы изучить любой предмет, необходимо исследовать как качественные, так и количественные его характеристики и их изменение.

Так как каждый предмет является многокачественным, причем в различных своих связях и отношениях он проявляет различные качества, то в процессе познания нужно стремиться выявить все качества предмета, рассмотреть его во всех связях и отношениях. Принцип всесторонности рассмотрения — один из важнейших методологических принципов материалистической диалектики. «Чтобы действительно знать предмет, — подчеркивал В. И. Ленин, — надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения»1.

Другое важное методологическое требование, вытекающее из многокачественности объектов,— требование выделять из множества качеств предмета его основное, коренное качество, четко отличать его от качеств неосновных, второстепенных. Оба эти требования неразрывно взаимосвязаны между собой и как бы дополняют друг Друга.

Блестящим образцом применения этих принципов к конкретному исследованию может служить анализ В. И. Лениным роли профсоюзов и его полемика по этому вопросу с Троцким и Бухариным. В статье «Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 42, с. 290.

ч

тт. Троцкого и Бухарина» Ленин показывает, что, определяя роль профсоюзов, ни Троцкий, ни Бухарин не выполнили ни одного из указанных методологических требований, впав в ошибку односторонности (Троцкий) и эклектицизма (Бухарин). Они не поняли того, что «надо и можно подойти к профсоюзам, как к школе, и тогда, когда ставишь тему о «советском тред-юнионизме», и тогда, когда говоришь о производственной пропаганде вообще, и тогда, когда так ставишь вопрос, как Троцкий, о «сращивании», об участии профсоюзов в управлении производством... Не «с одной стороны, школа, с другой — нечто иное», а со всех сторон... профсоюзы суть школа, школа объединения, школа солидарности, школа защиты своих интересов, школа хозяйничанья, школа управления»1.